На вопрос "Как дела?" Ира неизменно отвечает: "Интересно!" Формальное "нормально" - это не про нее, потому что означает "никак", ни горячо ни холодно. На съемке Ира решительно шагает в кадр дубль за дублем - в нашей истории на авансцене она, а ее муж, Григорий Калинин, чуть в тени.
Но Ира всегда имеет его в виду, чувствует затылком, каждый раз делает шаг назад и сверяется: "Гриша, так?" Наша съемка на Крымском мосту затягивается, Ира не может отказать в автографах многочисленным прохожим, которые мгновенно узнают в высокой тонкой девушке десятки полюбившихся персонажей, "живущих" у Иры в Instagram: Лёву и Мишаню, комических старух и, конечно, ее гротесковый образ жительницы мегаполиса - раздираемой стрессами, но провозглашающей сквозь грохот вагонов метро: "Жизнь - класс!"
Черный юмор, множество масок и невероятная искренность - эти инструменты помогают Ире принять любые трудности и продолжать двигаться по жизни в стиле брейк-данса.
В юности мне нравилось развлекать своих друзей, разыгрывать прохожих, людей в электричках, на рынке. Это было абсолютное дуракаваляние, кривляние. Сейчас я понимаю, что это была защита. Я как бы сообщала: "Не надо меня критиковать, я сама вас рассмешу, я отношусь к себе легко, зацепить меня не так-то просто",
- говорит она. О детских комплексах, утратах, кризисе в личных отношениях она говорит прямо и просто. Искренность - то оружие, которое сразило наповал и кинорежиссера Бориса Хлебникова, и зрителей его фильма "Аритмия", который показывали в конкурсе "Кинотавра" в июне. На следующий после премьеры день все участники фестиваля суетились меньше обычного и имели общее неуловимое выражение лица. И на периферии подсознания еще долго продолжал звучать пробирающий до мурашек своей незатейливостью саундтрек: "Лето, август, и мы с тобою влюблены". Песня "Наше лето" украинской группы "Валентин Стрыкало" в примитивной электронной обработке ожидаемо взлетела в топ музыкальных рейтингов.
Ирина Горбачева в съемке HELLO!Почему история вялотекущего разрыва двух любящих людей, врачей, выкладывающихся без остатка на работе в больнице и скорой помощи, так подействовала на всех и на каждого? Профессиональный антураж - рутинное спасение людей, встреча с не нужными никому стариками, борьба с бесчеловечной бюрократией - служит контрастным фоном для личной драмы, ведь ничто так не вызывает захлестывающее ощущение ценности жизни, как мысли о ее конечности.
Дуэт Ирины Горбачевой и Александра Яценко заставляет заглянуть вглубь себя - ужаснуться, пожалеть, почувствовать боль и, значит, ощутить себя живым. Сама Ирина после премьеры рыдала навзрыд.
Когда в твоей личной жизни есть такой опыт, тебе не надо ничего играть, ты точно знаешь, как передать то состояние, когда связи рвутся, мир рушится,
- говорит Ирина. За семь лет ее отношений с мужем было много недосказанности, обид и претензий. Они даже расходились на некоторое время. Выяснив для себя что-то важное, снова соединились, поженились и теперь стараются не разлучаться, если есть такая возможность. Поэтому разговор с Ирой - про "Аритмию", детство, брак и отношения в паре - происходит с молчаливого одобрения ее мужа. Иногда Гриша что-то добавляет или уточняет. И интервью перерастает формальность своего жанра, превращается в разговор, в ходе которого два человека формулируют для самих себя какие-то главные, ключевые моменты жизни.
Ирина встретила "своего человека" - Григория - семь лет назад. Но учится быть "за мужем" до сих пор. Наша идея поместить пару в агрессивную индустриальную атмосферу спешащего города определенно оправдала себя: фотосессия получилась необычная и до документальности настоящая - как они сами
Режиссер "Аритмии", Борис Хлебников, говорил, что в его фильме актеры во многом транслируют самих себя. Ваша героиня, Катя, которая пытается достучаться до мужа, полностью поглощенного работой на скорой, — насколько это вы?
Когда я прочла сценарий, я во многом узнала себя, увидела то, что происходило в моей жизни и жизни Гриши до брака. Я понимаю, что такое проблемы с алкоголем, я знаю симптомы, поведение человека. В этой ситуации ты будешь пытаться играть не только типичные реакции, но и что-то глубже, искать верную интонацию. Другая жена в фильме сказала бы пьющему мужу: "Сколько можно, ты мне всю жизнь испортил!" И тогда история уходит в плоскость быта. А можно молчать, но в этом молчании — всё. И чувства, и боль, и ожидание чуда, и невозможность остаться. Мне кажется, что нам с Сашей удалось показать даже что-то большее — настоящую дружбу.
Вы показали, что без дружбы настоящие отношения построить невозможно. То есть вы за партнерский союз?
Старые традиции прекрасны, но в наше время то, что мужчина должен быть главой семьи, не такая уж безусловная истина. Образа беззащитной тургеневской девушки даже уже и в кино нет. У женщины больше власти, возможностей — и она умеет этим пользоваться. Да, в современной семье мужчина и женщина должны быть на равных правах. И не в последнюю очередь они должны быть друзьями. Не принимать это просто глупо.
Ира, лимит терпения вашей героини поражает, ее толерантность зашкаливает. Человек не может быть настолько терпелив.
Очень даже может. Я сама терпеливая. Наверное, это связано с детством, с тем, через что мне пришлось пройти. До моих девяти лет мы с родителями, братьями и бабушкой жили в Мариуполе, у меня было абсолютно счастливое детство — просто сплошное приключение. Потом мы переехали в подмосковный Королев, а через некоторое время мамы не стало… Нас воспитывала бабушка. Бабушка у меня строгая, волевая женщина. Ее сила воли передалась мне. Я сама себе часто говорю: "Ничего, бывает и похуже" или: "Ой, да ладно, на том свете отосплюсь". Когда ты все время возделываешь в себе сверхчеловека — в смысле силы воли, готовности к трудностям и их преодолению, то терпение твое начинает возрастать.
Ирина Горбачева
Но можно перейти ту грань, за которой терпеть уже не надо.
Это очень индивидуально, определенного шаблона в таких ситуациях нет. Столько женщин живут с каким-то колоссальным запасом терпения! Ты смотришь на какую-то пару и думаешь: "Как она может это терпеть? Как она может с ним находиться?" Но находится и терпит. Правда, терпение чаще свойственно старшему поколению. Истории были такие: дедушка пришел к бабушке, попросил ее руки на четвертый день знакомства, она согласилась, и они прожили вместе 60 лет. Люди были менее искушенными, ответственнее относились друг к другу, понимали, что делают. Сегодня нередко выходят замуж по 3-4 раза. Идет погоня за счастьем, которое прежде всего подразумевает личный комфорт. В какой-то мере мы сами себе создали этот капкан. Боролись за свободу! Гражданский брак, отношения без обязательств. Если люди вместе больше десяти лет, это вызывает удивление. Если три года в браке — о, у них значительная дата! Женщины выбирают мужчин в соответствии с какими-то шаблонами. А если они перестают им соответствовать — до свидания! Мне очень нравится фраза, которую однажды сказал отец Димитрий, настоятель храма Святителя Николая На Трех Горах: "Стой, к тебе подойдут". Я за это. Или не подойдут — такое тоже может быть. Женщина не должна выбирать, подходить первая. Мужчине надо дать возможность проявить инициативу.
Я ведь к тебе первый подошел?
Да, ты попросил телефон и позвонил… Меня часто спрашивают: "Ир, ты феминистка? Как ты относишься к тому, что женщин притесняют?" Да, действительно, когда ущемляют права женщин, это отвратительно. Так же, как и ущемление прав мужчин.
Это не связано с гендером.
Да, это связано с правами человека. Жена тоже может унижать мужа. Мужчины живут под колоссальным давлением, они с рождения кругом всем должны. Уметь, делать, соответствовать чьим-то представлениям. Иногда хочется сказать: "А на себя ты смотрела? Насколько ты интересна? Захочет ли мужчина сидеть дома с твоими тараканами?" И еще. Пока женщины говорят, что мужчины должны быть сильными, а сами пытаются доминировать, получается противоестественная ситуация. Бывают, конечно, такие горячие пары: две натянутые струны и искры у них из глаз сыплются, но чаще всего они сгорают в отношениях.
Актер Григорий Калинин старше Ирины на четыре года, но в их тандеме у него определенно роль умудренного опытом наставника. Что бы ни решила взрывная и импульсивная Ира, последнее слово всегда будет за рассудительным Григорием
Но вы же сама — сильная женщина?
Я работаю над этим. (Смеется.) У меня сильный характер, много мужских черт, и мне порой тяжело саму себя останавливать. Это тоже все из детства. Можно сказать, я росла пацаном. То дралась с братьями, то с другими мальчишками. И когда мои одноклассницы уже вовсю встречались с мальчиками, целовались и обнимались в подъездах, у меня никаких отношений не было, работала установка "нет-нет, рановато". Бабушкино воспитание. Так вот, в какой-то момент я поняла, что нужно уметь просить о помощи, а не демонстративно ждать ее, с трудом подавляя внутреннее кипение: "Разве ты не видишь, что мне нужно помочь?" (Смеется.)
Что еще изменилось в ваших отношениях?
Мы совсем недавно с Гришей заметили, что раньше у нас было больше фраз "ты мой", "ты моя", сейчас чаще говорим "я с тобой", "ты со мной". То есть — мы вместе. Очень благодарна Грише, что он понимает и принимает мои потребности: иногда мне надо побыть одной или уехать с друзьями на несколько дней. Не сразу так произошло, были на этом пути недопонимания и ссоры. Но это новый уровень отношений, основанный на доверии.
Почему с годами отношения становятся спокойнее? В какой-то момент просто устаешь от того, что нужно постоянно кому-то что-то доказывать. Но у каждого своя правда, так и возникает драма. Мы ориентированы на огромное количество дел и людей. И когда отдаешь любовь, например, профессии, то близким ее не хватает. Это вечная история. Даже сейчас, при всей нашей нынешней с Ирой жизни, основанной на доверии, этот дефицит — любви, внимания — тоже есть. У Иры работа, ей хочется и с подругами побыть, а мне ее не хватает. Лично у меня в каком-то возрасте просто организм от этого стресса начал уставать. Лучше просто принять все как есть и не портить самому себе жизнь.
Ирина Горбачева
Возвращаясь к фильму: как вы сами считаете, какие причины кризиса у героев "Аритмии"? У вашей пары были те же мотивы?
Все истории кризисов похожи. Для меня это процесс рассинхронизации. Когда кто-то в паре увлечен работой, друзьями, своими проектами, а к близкому человеку относится как к само собой разумеющемуся. Принимает как должное, что он всегда рядом, все понимает, ему ничего не надо, рассчитывает, что он подождет, потерпит. А на самом-то деле твой близкий так же хочет внимания, проводить с тобой время. В фильме герой Саши ушел в собственную жизнь: работает, выпивает, опять работает. Конечно, там присутствует алкогольная зависимость, но в целом это про то, что его вектор, внимание и силы направлены на себя самого. Когда близкий начинает что-то требовать, слова "Ты меня не слышишь и не понимаешь" вызывают только удивление: "А что, тебе не нравится? В чем дело? Все же нормально, я точно так же прихожу с работы, точно так же все делаю". Но люди перестают разговаривать, проводить вместе время, делиться друг с другом собственной жизнью.
Что вы делаете, чтобы этого не случилось?
Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, что в приоритете всегда должна быть семья. Потому что настроение, самочувствие, то, как ты работаешь, полностью зависит от гармоничных отношений в семье. Если мы с Гришей поссорились и не в ладу, то больше суток я не могу в этой ситуации находиться. Мне нужно выговориться. Я стараюсь больше времени проводить с Гришей. Друзья подождут. С ними, в конце концов, я не живу и не засыпаю в одной постели. Все мы хотим новых впечатлений, но их не надо получать в ущерб отношениям с партнером. Если ты чаще вспоминаешь о любимом человеке, чем держишь его за руку, то это повод остановиться и пересмотреть свои приоритеты.
Ассистенты фотографа: Павел Веденькин, Виталий Свириденко. Продюсер, стиль: Юка Вижгородская. Ассистент стилиста: Алина Фрост. Макияж: Татьяна Преображенская. Прическа: Марианна Ридзанич