В конце октября вышла книга исполнительного продюсера Тани Лапойнт "Дюна. Иллюстрированная история создания классики научной фантастики". Предисловие к ней написал режиссер Дени Вильнев. Внутри – сотни страниц с всевозможными инсайдами, уникальными интервью с актерами и членами съемочной группы, а также фотографии съемочного процесса. В итоге книга стала практически репортажем: читатель узнает, как создавались впечатляющие декорации, замысловатые костюмы героев, облик необычных существ, знаковые цифровые эффекты.
Специально для HELLO.RU издательство ЭКСМО поделилось отрывками из книги о картине Дени Вильнева, в том числе интервью с самим режиссером. Также из текста вы подробнее из первых уст узнаете о персонажах, которых воплотили на экране Тимоти Шаламе, Зендая, Джейсон Момоа и Оскар Айзек.
Тимоти Шаламе – Пол Атрейдес
Пол Атрейдес – сын герцога Лето Атрейдеса и леди Джессики. От отца ему достается дворянский титул, а от матери – таинственные навыки школы Бене Гессерит. Эти две наследственные составляющие определили судьбу будущего лидера, обладающего уникальным даром предвидения и глубочайшим пониманием человеческого общества.
Поиски актера на роль Пола начались в 2017 году. Дени вместе с продюсерами и кастинг-директором Френсин Мэйслер проводили короткие беседы, первоначально подбирая неизвестного талантливого артиста. Осенью того же года на экраны вышел фильм "Назови меня своим именем", где сыграл Тимоти Шаламе. Дени со студией Legendary сразу же согласились, что это идеальная кандидатура: Тимоти раз и навсегда стал единственным претендентом.
Мы не рассматривали никого другого, – говорит продюсер Мэри Пэрент.
Дени объяснил, почему выбор Тимоти оправдал себя:
Тимоти – актер редкого таланта. Он создает вокруг себя особую ауру, как это делали величайшие харизматичные киноидолы 20-х и 40-х годов. Еще он выглядит очень молодо. Иногда в кадре Тимоти смотрится так, будто ему всего пятнадцать лет. Но в его глазах чувствуется зрелость. Именно таков Пол Атрейдес – подросток с душой взрослого.
Дени с Тимоти потратили месяцы на то, чтобы подробно исследовать персонаж и определить, как Пол мыслит, действует и что его мотивирует. К счастью, благодаря работе с Дени актер мог максимально близко подобраться к сути Пола Атрейдеса, его душе.
Мне хотелось отдать дань уважения не только этой роли, но и историческому наследию. Я чувствовал, что полностью отдаюсь этой роли. Мне просто посчастливилось попасть в правильные руки.
Художник по костюмам Жаклин Уэст искала вдохновение для "Дюны" в классических фильмах режиссера Дэвида Лина. Она была очарована, увидев, как персонаж буквально оживает на ее глазах во время первых примерок одежды
Я смотрела "Лоуренса Аравийского" раз десять, – говорит она. – То же самое и с "Доктором Живаго". Чтобы придать нестареющим образам футуристический оттенок, Жаклин со своей командой избегали пуговиц и молний. Вместо этого воротник крепился на магнитах… Когда Тимоти надевал свои костюмы, он становился другим человеком. Все менялось: и лицо, и поведение. Одежда прокладывала мостик между актером и персонажем.
Зендая – Чани
Чани – свирепая фрименская воительница, сражающаяся на передовой против Харконненов. На протяжении всего фильма у Пола Атрейдеса возникают повторяющиеся видения и сны об этой девушке, но герой еще не знает ни ее имени, ни того, какую роль Чани сыграет в его жизни. Потребовалось некоторое время, чтобы найти кандидатку, способную изобразить и пустынного бойца, и будущий любовный интерес Пола. Дени искал актрису, которая проявляла бы силу, независимость и выглядела так, словно родилась в засушливом климате Арракиса. До знакомства с Зендаей он просмотрел множество кастинговых роликов и встретился с несколькими претендентками.
Я был очень впечатлен ее естественностью и внимательностью к деталям как актрисы, – говорит режиссер. – От нее исходят ярость, таинственность и сила. Зендая, как и Тимоти, – старая душа в молодом теле.
Когда Дени и Зендая впервые обсуждали ее персонажа, они говорили о том, как Чани ведет себя в пустыне. Героиня не ждет мессию. Она берет все в свои руки, в том числе и будущее планеты.
Дени сказал, что среди фрименов нет разницы между мужчинами и женщинами, – вспоминает Зендея. – Они сражаются рука об руку и считаются равными воинами. И я думаю, что для того чтобы стать частью этой группы, она должна быть очень сильной.
Оскар Айзек – Герцог Лето Атрейдес
Лето Атрейдес – благородный герцог. Он справедлив к своему народу, подавая подданным личный пример, как это делал его отец. Для актера было важно, чтобы герцога воспринимали не только как бесстрашного лидера, но и как заботливого отца, родственную душу.
Лето верит, что лидера формирует не власть, а его народ, – объясняет Оскар Айзек. – Я не хотел делать из него человека, который лишь смотрит куда-то вдаль и сыплет мудрыми мыслями. Вот что я написал Дени, когда впервые услышал, что его выбрали на пост режиссера: "Я люблю "Дюну". Обожаю эту книгу. Просто чтобы вы знали". Он тогда мне ответил: "Тебе тоже нравится "Дюна". Любопытно...".
Я давно хотел поработать с Оскаром, – говорит Дени. – А еще он точно соответствует описанию герцога Лето из романа.
Сотрудничество режиссера с актером оказалось весьма плодотворным. Оскар проникся тем, как в сценарии передавалась суть книги. В словах его персонажа отчетливо был виден скрупулезный подход Дени к исходному материалу.
Кинематограф – вся его жизнь, – говорит Оскар о режиссере. – Это уже не литературное произведение, а мир, полный сновидений.
Дизайн костюма герцога Лето был вдохновлен двумя источниками. Первым выступал русский император Николай II, в судьбе которого можно найти параллели с участью герцога. Вторым источником вдохновения стала экранизация классического фантастического романа "451 градус по Фаренгейту", снятая Франсуа Трюффо в 1966 году.
Царь олицетворяет конец большой династии правителей незадолго до революции 1917 года, – объясняет Жаклин Уэст. – Униформа Лето отличается элегантной простотой. Она отражает спокойное достоинство, которое он сохраняет до конца своего правления. Гай Монтэг, которого сыграл Оскар Вернер, жил в обществе будущего, где книги объявлены вне закона. Он работал пожарным и сжигал их, скрывая знания от людей. Но позже разуверился и посвятил себя сохранению запретной культуры. Здесь есть некоторое сходство с миссией Лето на Арракисе". Посчитав Лето освободителем Дюны, костюмер позаимствовала у Монтэга простую темную форму, подчеркнув дух персонажа.
Лето с гордостью носит на левой руке большой герцогский перстень – родовой символ власти. Во вселенной "Дюны" этот предмет знаменует собой наследие всех предшественников рода, которые его носили. Реквизитор Даг Харлокер вспоминает:
Мы изучали семейные кольца. Я обнаружил один образец необычной формы. Он довольно гордо сидел на пальце. Это матово-черное кольцо с золотыми деталями стало основой дизайна. Позже были добавлены драгоценные камни с фамильным гербом Атрейдесов, что сделало его мгновенно узнаваемым.
Джейсон Момоа – Дункан Айдахо
Дункан Айдахо – доблестный представитель дома Атрейдесов. Этот мастер меча, элегантный и свирепый боец, также выступает дипломатом семьи по особым делам. Пол смотрит на него снизу вверх, как на старшего брата, восхищаясь харизмой Дункана, его храбростью и свободным духом. Кастинг на эту роль оказался долгим, но в итоге на горизонте замаячило имя Джейсона Момоа.
Дункан олицетворяет свободу, а Джейсон – само ее воплощение, – объясняет режиссер. – Он также обладает особым возвышенным качеством, в котором нуждался персонаж. Ведь Дункан не просто солдат, он еще и путешественник.
Предложение сняться в картине поступило неожиданно – Джейсон катался на сноуборде, когда ему позвонили по поводу роли. Во время звонка они все обговорили, и актер загорелся идеей сыграть роль правой руки Лето.
В этом было что-то нереальное – я тогда сошел с подъемника, и мне позвонили агенты, чтобы сказать, кто именно хочет поговорить со мной. Мне не хотелось все испортить, – смеется Джейсон. – Мне нравится в Дункане честь и авторитет, которые он приобрел благодаря службе Атрейдесам. Мне никогда раньше не приходилось работать с чем-то подобным.
Актер так полюбился режиссеру Дени Вильневу во время съемок, что он стал называть его "Наш Момоа".
Джейсон ― один из тех артистов, которых я нахожу крайне обаятельными. Он дерется так грациозно, словно танцует. Не все артисты физически способны проделывать подобные вещи, а мне как раз нужен был человек, получающий удовольствие от боевых сцен.
В книге Дункан Айдахо известен своими боевыми навыками, что позволило Роджеру Юаню разработать для персонажа уникальный стиль. Роджер разработал хореографию из смеси боевых искусств различных фракций, с которыми сталкивался герой. Например, она включает фрименскую технику низкого центра тяжести с круговым вращением меча.
Дункан отовсюду берет только самое полезное, внедряя это в свой личный стиль, – он всегда думает, как лучше сражаться, как лучше защищаться или убивать.
Русскоязычную версию книги "Дюна. Иллюстрированная история создания классики научной фантастики" выпустило издание ЭКСМО. Она уже в продаже.