Ольга, к съемкам второго сезона "Последний министр" вы приступили спустя две недели после родов. Скажите, с какими сложностями столкнулись? Приходилось брать малыша с собой?
Как ни странно, я не столкнулась ни с какими сложностями. До сих пор не понимаю, о чем речь и почему все видят хоть какие-то сложности. Мой быт и какие-то технические вопросы были решены заранее кинокомпанией "Среда", которая выпускала как первый, так и второй сезон "Последнего министра". Мы заранее обговорили с продюсерами все технические моменты. Они сделали так, чтобы моя жизнь на съемочной площадке была удобной, комфортной и приятной, и все вокруг были счастливы. Я смогла нормально работать.
Ваша героиня работает в Министерстве перспективного планирования. Вам свойственно планировать или предпочитаете спонтанность?
Дело в том, что Министерство перспективного планирования – это больше про стратегию и идеи, а не графики и расписание. В этом смысле мне, конечно, гораздо интереснее эту стратегию разрабатывать, чем действовать интуитивно и плыть по течению. Гораздо интереснее управлять потоком и наблюдать, как он направляется в нужное тебе русло. Не могу сказать, что я предпочитаю спонтанность, семья и работа не очень позволяют это делать. Тут можно, конечно, вспомнить одну фразу — "Хочется жить как Обломов, а приходится как Штольц". Что делать — жизнь такая.
Представим, что вы действительно работаете в Министерстве перспективного планирования, какая реформа была бы первой от Ольги Сутуловой?
Не хочу представлять, что работаю в Министерстве перспективного планирования, или в каком-то другом министерстве, вымышленном или реально существующем даже с точки зрения шутки. Потому что мне не кажется это смешным, забавным или хоть сколько-нибудь интересным. Думаю, что это довольно сложная, неблагодарная и спорная работа. Не хотела бы ставить себя в ситуацию, в которой я могла бы даже фантазировать об этом. Я считаю, что мне повезло быть человеком, который работает в совершенно другой сфере, в индустрии кино. И мне кажется, что здесь я могу сделать гораздо больше. Мне кажется, на своем месте менять мир к лучшему проще. Но не всегда получается.
Продюсер фильма Иван Самохвалов назвал сериал "высокоинтеллектуальным хулиганством", а как бы вы его охарактеризовали?
Мне кажется, что это определение подходит ему как нельзя лучше. Это и высокоинтеллектуальное хулиганство, и драматическое исследование современной реальности, и футурологическое исследование, и просто фарс. И мне нравятся все эти жанры и то, как режиссер Роман Волобуев талантливо рассказывает об очень важных вещах, которые происходят вокруг.
А как, кстати, для вас начался этот проект? Вы были знакомы с Романом до съемок "Министра", и он пригласил вас на кастинг?
Мы не были полноценно знакомы до того, как встретились на пробах. Знаю, что он хотел снимать совсем другую актрису. Но по каким-то причинам на пробы вызывали еще и меня. Конечно, я знала Рому как кинокритика журнала "Афиша", почитала его и боялась. Знала его как режиссера фильма "Холодный фронт". И знала его как партнера моей подруги Маши Шалаевой по сериалу Бориса Хлебникова "Озабоченные". Вот и все знакомство. Перед пробами я получила очень странный, но потрясающий текст. Обычно присылают полностью сценарий, но мне прислали только сцену для проб. Я прочла, обалдела и пошла пробоваться. Утвердили меня не сразу. Еще были ансамблевые пробы, где участвовали Ян Цапник и Михаил Горевой. Здесь было страшно, потому что они все время шутили. И после я просто молча вышла из павильона, и Рома помнит, что я шла по коридору и материлась, разговаривала сама с собой. И, наверное, он тогда понял, что этот персонаж найдет во мне отклик. И мы стали работать. Не знаю, может наша общая мизантропия и юмор по этому поводу нас как-то моментально объединили? И все это вышеперечисленное позволило увидеть, что мы можем вместе работать? Мы друзья и наша желчность нас очень объединяет.
Волобуев признавался, что некоторые сюжеты брал из реальной жизни. Когда вы читаете новости, часто ловите себя на мысли: "О! Этот сюжет отлично подошел бы нам?"
Довольно часто мы обменивались какими-то новостями, скриншотами и перепостами каких-то новостных сюжетов и порой даже делали это почти одновременно, да и до сих пор иногда балуемся подобными вещами. Нас развлекают с Романом Олеговичем. Потому что, с одной стороны, довольно забавно наблюдать, как то, что ты сыграл и снял, воплощается в жизнь. С другой стороны, честно говоря, страшновато, выходит режиссер Волобуев еще и футуролог. Потому что помимо вещей, которые он брал и иногда обрабатывал, были и такие новости, которые не нуждались в редактуре. Так как по своей абсурдности то, что происходит вокруг, иногда сложнее и смешнее того, что мы могли бы выдумать. Самое удивительное и порой неприятное, что Волобуев прогнозирует какие-то ситуации и сюжеты, и вот тут, повторюсь, становится страшновато.
Скажите, вам Нечаева, которая всеми способами пытается купить остров и сбежать, симпатична?
Симпатична ли мне Нечаева? Сложный вопрос. Мы сейчас говорим о моем отношении актера к персонажу? Да, безусловно симпатична. Потому что она блистательная женщина, и интересна своим юмором, интеллектом, подходом к решению проблем, своими отношениями. Мне интересно, что с ней происходит, но довольно забавно, что когда пишут какие-то статьи про сериал и образ Нечаевой, отмечая ее ум, но никто не замечает, что у нее не получается НИЧЕГО из того, что она задумывает. И мне кажется это забавным. Но если вы в вопросе имеете в виду мое отношение к воровству и коррупции – а мне это, как и любому нормальному человеку, отвратительно. Это недопустимо, страшно, плохо и неправильно. Почему я тогда говорю о своей симпатии к персонажу? Просто без этой симпатии персонаж не получился бы таким обаятельным. И не полюбился всем. Этично ли это? Но мы же не снимаем морализаторское кино, каждый решает для себя, хорошо это или плохо – воровать.
В первом сезоне по вашим словам у Нечаевой "44 одинаковых костюма и тупая стрижка". Во втором нас ждут метаморфозы с образом?
В новом сезоне не будет никаких метаморфоз со стрижками и костюмами. И это принципиальная позиция и Романа Олеговича и моя. Мы так решили этот образ с самого начала. Это важно. Это человек, который всегда одет одинаково. Мы видим ее всегда на работе и никогда дома. Мы не знаем, как живет Нечаева, как выглядит ее квартира, как она одевается, когда смотрит телевизор или идет в магазин. Это человек, который существует только в контексте своего дела и работы. И одежда для нее является униформой, а не способом, чтобы себя как-то показать. Нет, никаких метаморфоз не будет и мне это нравится, потому что это крайне удобно. Это экономит время, силы и поднимает настроение.
У вас с Яном Цапником сложился прекрасный дуэт. Вы были знакомы до съемок?
Да, были и несколько раз встречались при разных обстоятельствах. И это знакомство не принесло мне никакого удовлетворения на тот момент. Поэтому, когда выяснилось, что мы вместе снимаемся, у меня началась паническая атака и я даже сказала, что может быть не буду сниматься. Мне было очень страшно, потому что Ян как большой артист занимает собой все пространство, которое он только может занять. Это какая-то уникальная способность. Мы по-разному устроены. Мне казалось, что моя психофизика не сможет соединиться для того, чтобы не убить друг друга. Но через 30 минут после начала первого съемочного дня мы уже курили одну на двоих сигарету. И я так рада, что могу сказать – я ошиблась и мой снобизм иногда дает сбои. Я очень люблю своего партнера Цапника, хотя иногда мне хочется его придушить за разные его проявления. Но в этом тоже есть огромное количество любви, нежности, уважения, дружбы. Я рада, что мы такая команда, и у меня есть такой партнер.
У вас нет проходных ролей. Каждая ваша героиня – яркая и характерная. Часто ли приходится отказываться от материала? Что должно быть в фильме или героине, чтобы вы сразу согласились?
От чего я не могу отказаться? От интересной работы. Я имею в виду роль большую не столько по объему, хотя это тоже важно и приятно, а сколько по глубине и масштабу персонажа. Конечно, я сразу смотрю на то, делала ли я что-то подобное или могу ли я что-то сделать для себя, чтобы не повторять эти экранные образы, характеры. Мне интересно делать какие-то абсолютно новые вещи. Это важно, когда я читаю сценарий. И, конечно, героиня должна быть интересна мне, прежде всего.