Что вы сегодня думаете о своем герое Печкине? Как он эволюционировал за 5 лет вашего озвучания? Изменился ли его характер? Может, в чем-то стал лучше, прозрел, так сказать?
Характер у Печкина не изменился, но мы теперь его познали со многих сторон. В том числе как влюбленного человека. Персонаж забавный, ему свойственны и ошибки, но есть и преимущества, как и у любого другого человека. Он более живой стал, мы дали ему диапазон.
Что такое для вас и вашей семьи Простоквашино?
Это один из тех мультфильмов, который в пазле видения бытия занимает весомое место. Поскольку это мультик, на котором я воспитывался, и на нем выросли мои дети, конечно, среди прочих мультиков «Союзмультфильма». Мы в детстве очень ждали мультики. Так что самые теплые ощущения у нас, родственные почти.
Дома с семьей вы себя ведете иногда как Печкин? Образ вашего героя помогает вам в воспитании детей?
А я и веду себя как Печкин. С возрастом я стал вредным старикашкой, постоянно какие-то претензии предъявляю молодежи, самовыражаюсь почти как Печкин. Но, надо сказать, они не потакают моим капризам.
В воспитании детей герой мне помогал, да. Как и все персонажи этого мультфильма, он отвлекал детей от меня — это дорогого стоит. За то время, пока они смотрят «Простоквашино» и другие мультфильмы, я успевал и сценарий написать, и в кино сняться, и по хозяйству что-то сделать. Это очень важно. И самое главное, что я был спокоен, пока они смотрели наши мультфильмы. Я понимал, что плохому они не научат.
Процесс озвучания развивает вас как актера? Или озвучивать Печкина, например, гораздо проще, чем играть роль в кино?
Это очень схожая деятельность. И то и другое развивает. В целом, любая работа, если она повторяется — ты в ней неизбежно совершенствуешься. Повторение делает из каждого профессионала, который может импровизировать. Да, процесс озвучания немного отличается, поскольку мультфильм и кино — разные вещи. Но во многом есть пересечения. Ты ищешь характер в интонациях, не всегда в обыденной жизни осязаемые нотки, и гипертрофируешь их. Озвучивание — это одновременно и работа со звуком, и с пустотой, и с реверберацией, и с интонационными нюансами.
Вы преподаете студентам актерское мастерство. Озвучивать их учите отдельно? Показывали, как это делается? Или каждый актер уже готовый озвучант?
Пока я их ничему не учу. Они первокурсники, и должны получить сначала базовые знания, основываясь на которых будут совершенствоваться дальше. Но, вне всяких сомнений, озвучание — это один из важнейших опытов в деятельности художника, артиста. Без этого никак. Ты и в кино озвучиваешь, мультфильмы озвучиваешь, аудиокниги. И они должны это уметь, и будут этому учиться.
Чему и как вы их учите? Какой у вас метод как у преподавателя?
Я начинающий преподаватель и это мой первый опыт. Я неожиданно занялся этим, можно сказать, почти по принуждению. Но с удовольствием, потому что мне очень понравилась молодежь. Они замечательные, чистые, им 17-18-20 лет. Эти ребята искренне веруют в то, чем хотят заниматься. И прежде всего я буду пытаться проявлять в них самих себя. Это важно, однако, этот процесс требует много времени. Попробую объяснить. Большинству не нравится свое видеоизображение и аудиозапись своего голоса. Это естественно, это на уровне базовых инстинктов. Мы всегда хотим быть лучше, чем мы есть на самом деле. Потому что нам нужно выжить, и чем мы лучше, тем мы лучше выживем.
Когда ты много работаешь, снимаешь, ты смотришь на себя, и тебе все не нравится. Это нормально. Но с течением времени ты привыкаешь и уже допускаешь: «Да, я такой». То есть, приходишь к самому себе. Да, я такой: где-то нелепый, кривой, косой, картавый, где-то кургузый, где-то величественный, смекалистый, где-то тупой. Но я такой. И когда ты смиряешься с самим собой, ты становишься органичным. Ты не пытаешься что-то изобразить в кадре дополнительно от себя. Есть роль и есть ты, и нет никакого «между вами». Ты накладываешь себя на предлагаемую роль, и зрителю это нравится, потому что ты органичен.
Чем сейчас живете? Какие проекты вас больше всего захватывают? Над чем работаете в данный момент?
У меня вышел новый роман «Великая тушинская зга». И, очевидно, будет переиздание, потому что книга хорошо разошлась. Хотя на книжном рынке ситуация сейчас не очень — все читают в электронном виде. Но это не самое важное. Никогда не рассматривал свою писательскую деятельность как возможность заработать. Что касается кино — внешнеполитическая ситуация немного сбила мои планы. Многие проекты, которые должны были сниматься в прошлом году, перенеслись на этот. И поэтому получилось, что у меня очень плотный график занятости. Я каждый день работаю за редким исключением. Выходных у меня толком и нет. Бесконечно устаю, но с благодарностью отношусь к этому. Надо работать.
В кино я люблю даже больше не себя, я люблю цеха. Если бы передо мной стоял выбор между художественными достоинствами той или иной картины и желаниями моего любимого кино-комьюнити, я бы всегда выбрал кино-комьюнити. Я 43 года в этой профессии, это родные мне люди, все цеха — и осветительный, и операторский, и гримерный, и костюмерный, и актерский. Это мой мир.