Инженю
Начало начал, исток истоков, и в принципе главный образ женщины в момент зарождения кино. Красивым французским словом именуют наивных, добродетельных девушек, которые в 99% случаев нуждаются в помощи. На выручку им обычно приходит главный герой - красавец, или, на худой конец, любой родственник мужского пола. А сами несчастные создания вечно попадают во всякие передряги. Многие первые женщины – звезды кино соответствовали именно архетипу инженю. Например, таковой в бесчисленных немых фильмах была Флоренс Лоуренс – первая актриса, чье имя в принципе указали в титрах (это случилось в 1910 году).
Ошибочно думать, что время инженю прошло. Многие кинокритики считают, что она переродилась в другой популярный образ – девушки-очаровашки, живущей по соседству. Как она выглядит? Вспомни Одри Хепберн в доброй половине своих фильмов (например, в «Сабрине»), Людмилу Гурченко в «Карнавальной ночи», героинь Дрю Бэрримор и Мэг Райан в романтических комедиях 90-х и начала 2000-х. К ним можно добавить почти всех подружек главных героев из приключенческих картин. Инженю были, есть и будут, и никуда мы от них не денемся.
Роковая красотка
Если у нас есть добрая милашка, значит ей нужно противопоставить настоящую femme fatale. Коварная искусительница, женщина-тайна, она соблазнит и обдурит любого простака. Когда такая героиня появляется на экране, режиссер мысленно поднимает табличку: «ОПАСНОСТЬ!». Как и инженю, роковая красавица существовала в мировой литературе задолго до изобретения кино, но классический образ создала актриса немого кино Теда Баре. У этой девушки даже было прозвище «вамп» (от слова вампир, а после и стали говорить «женщина-вамп»). В эпоху популярности нуарного кино (с конца 30-х и вплоть 50-х) его активно эксплуатировали настоящие легенды кино вроде Марлен Дитрих и Риты Хейворт. Ну, а уже в начале 90-х самую образцовую «роковуху» нам, конечно, показала Шэрон Стоун в «Основном инстинкте».
В отечественном кинематографе женщин-вамп найдется не так много, но они есть. Например, как еще назвать Анну Сергеевну (Светлана Светличная) в «Бриллиантовой руке», которая хоть и просит «Помоги мне», но способна выстрелить бюстгальтером?! А Миледи из «Трех мушкетеров» в исполнении Маргариты Тереховой? Из более современных примеров – героиня-манипуляторша из «Люби их всех» в исполнении Алены Михайловой. Или Ася от Елены Лядовой в популярном сериале «Измены». У героини были муж и три любовника – серьезная заявка на образ таинственной красавицы.
Сегодня образ femme fatale нередко критикуют. Считается, именно из-за них в обществе появляются нехорошие стереотипы о женщинах. Но все равно роковые красотки с экранов никуда не деваются, да и что скрывать – нередко мы, зрители, любим их куда больше наивных дурочек-инженю.
Секс-бомба
На очереди главный женский кинообраз уже середины XX века. Тоже красотка, источающая сексуальные флюиды, но в отличие от «роковухи», не обладающая хитростью, а зачастую и умом. Лучший пример – большая часть фильмографии Мэрилин Монро. Актриса, мечтающая сыграть Грушеньку из «Братьев Карамазовых», годами была вынуждена изображать очередную «Душечку». Впрочем, делала она это блистательно.
В это же время в Советском союзе создавать настолько откровенные образы секс-бомб не решались, но восхищались героинями Брижит Бардо и Софи Лорен, которые согласно европейскому вкусу, зачастую были в разы интеллектуальнее персонажей Мэрилин.
В современном мире снимать кино про сексуальных красавиц с невысоким IQ не очень принято. Разве что режиссеры намеренно эксплуатируют образ, но не делают его примером для подражания. Хороший тому пример – героиня Скарлетт Йоханссон в «Матч-пойнте» Вуди Аллена. Девушка сводит всех с ума, демонстрируя великолепную фигуру в белом поло на размер меньше нужного, но до добра ее это не доводит.
Амазонка
Мощный ответ многолетнему засилью дев в беде. Экранных женщин-воительниц породили две волны феминизма: так называемые вторая и третья. Если коротко, то первая пришлась на начало XX века, когда активно действовало движение суфражисток за получение базовых прав для женщин. Вторая пришлась на период с 60-х по 80-е, а третья – с 90-х по 2010-е. Последние две в основном добивались одинаковых с мужчинами возможностей в образовании и карьере, доступа к контрацепции, а также боролись против домашнего насилия.
Архетип амазонки в основном касается приключенческого кино, бывшего в фаворе у зрителей с середины 80-х. Если раньше женщины в подобных фильмах оказывались подружками главного героя или таинственными злодейками, то теперь они учились бороться за себя. В первом «Терминаторе» 1984-го года Сара Коннор (Линда Хэмилтон) предстает как типичная милашка-соседка, зато во втором (1991-го года) она поигрывает мускулами и стреляет из автомата не хуже Арнольда Шварценеггера. Лара Крофт, воплощенная Анджелиной Джоли, и вовсе использует пистолеты с двух рук, а Невеста (Ума Турман) из «Убить Билла» орудует катаной как самурай.
В последние десять лет кинотеатры и стриминги все еще полны историй про современных амазонок. Черная вдова (Скарлетт Йоханссон), Чудо-женщина (Галь Гадот), Эвердин Китнисс (Дженнифер Лоуренс) в «Голодных играх»… список можно продолжать. В России, кстати, есть свои супергероини, правда несколько иного рода. Например, женщина-снайпер Людмила Павличенко, сыгранная Юлией Пересильд в «Битве за Севастополь». Это точно не дева в беде, а дева, которая принесет беду любому врагу.
Женщина, которая может все
Они начали появляться в кино еще в конце 70-х. Да, речь о вас – женщинах, которые способны активно работать, растить детей, разрывать токсичные отношения, а еще делать все это одновременно. Сильные характеры, идущие напролом любым трудностям, некоторое время были в тени фантастических супергероинь. Но зрительницам оказались очень нужны и более реалистичные примеры. Для миллионов американок 80-х таковой стала предприимчивая Тесс МакГилл (Мелани Гриффит) из фильма «Деловая девушка». Ну, а отечественный кинематограф поставлял образы сильных женщин в избытке – вспомним просто персонажей Нонны Мордюковой или Катерину (Вера Алентова) из «Москва слезам не верит».
В 90-е и начале 2000-х на российском экране в ходу чаще бывали инженю, но дамы с характером вернулись к зрителю. Такие и героини нового проекта канала ТНТ «Повышая градус» (в эфире уже с 22 января). В центре сюжета те самые русские женщины, которые останавливают на скаку лошадей. Дина (Ольга Тумайкина), Ира (Анна Уколова) и Татьяна (Катерина Ковальчук) живут в провинциальном городе и вместе работают на ликеро-водочном заводе, но после прихода московского начальника, дружно попадают под сокращение. Очевидно, что у дам и без того была куча проблем, в том числе и финансовых, а увольнение – это и вовсе свободное падение в долговую яму. Вместо того, чтобы плакать, женщины собираются и… начинают гнать самогон на продажу. Нелегальный алкобизнес оказывается крайне выгодным, но настолько же и опасным предприятием. Конечно, повторять «трюк» дома не стоит, однако оптимизм и решительность трио восхищает!