Черный чай (Абдеррахман Сиссако, 2024)
Айя (Нина Мелу) – молодая красавица родом из экзотичной страны, Кот-д’Ивуара, как и все девушки, мечтает о том, чтобы быть любимой и счастливой. Узнав о том, что ее жених неверен ей, она сбегает из-под венца и решается на кардинальные изменения в своей судьбе. Строить новую жизнь героиня решает среди африканской диаспоры в не менее экзотическом Гуанчжоу. Китай встречает Айю атмосферой загадочного Востока, в которой девушке предстоит не только не потерять себя и свою идентичность, но и найти свое предназначение. В этом непростом деле ей будет помогать Цай (Чан Хань) – мастер чайных церемоний, который обучит Айю своему ремеслу и научит вновь чувствовать вкус жизни… В своем новом фильме Абдеррахман Сиссако через поэтические метафоры рассказывает историю, связывающую воедино Африку и Азию, историю, достойную встать в один ряд с такими фильмами о любви и Востоке, как “Любовное настроение” Вонга Кар Вая.
Зеленый чай (Юань Чжан, 2003)
Невозможно рассказать о черном чае и умолчать о зеленом. Тем более, что Китай славен именно им. А еще – атмосферными фильмами, в которых реальность и мифология, сюжетность и сюрреалистичность создают удивительные истории простых людей, переживающих непростые чувства. У Фан (Вики Чжао) – студентка, которая любит ходить на свидания, но никогда не ищет продолжения общения из-за своего замкнутого и ранимого характера. На одной из таких встреч она знакомится с Чэнем Миньляном (Цзянь Вэн), общение с которым не задалось с самого начала. История могла бы на этом закончиться, если бы Чэнь не влюбился в У Фан и не продолжил искать встреч с ней. Постепенно девушка открывается, и мужчина узнает не только трагическую историю ее семьи, но и то, что У Фан умеет гадать на чайных листьях… Череда сомнамбулических образов и загадочных сцен не дают зрителю легко угадать, что из происходящего – правда, а что – вымысел загадочной студентки.
Вкус зеленого чая после риса (Ясудзиро Одзу, 1952)
Споры о том, какой чай лучше: черный или зеленый, наверное, никогда не стихнут. Не для кого не секрет, что Восточная Азия знаменита чайным разнообразием, сорта которого исчисляются сотнями. Напиток, ставший символом, который здесь пьют, в зависимости от времени суток, и, чтобы успокоить нервы, и, чтобы взбодриться. Как поступают и главные герои фильма Ясудзиро Одзу – “Вкус зеленого чая после риса”. Таэко (Митиё Когурэ) и Мокиши (Син Сабури) – супружеская пара, у которых, кажется, нет ничего общего, кроме свадебной клятвы. Наследница зажиточной семьи совсем не видит себя рядом с молчаливым, невзрачным бывшим солдатом, и всячески изводит супруга. Избалованной и своенравной женщине предстоит пройти непростой путь к пониманию, что ее с мужем объединяют не только домашние ритуалы, как, например, совместный прием пищи или чаепитие, но и самая настоящая и глубокая любовь. Семейная драма, разворачивающаяся в послевоенной Японии в мельчайших деталях реконструирует социальную жизнь той эпохи.
Мемуары Гейши (Роб Маршалл, 2005)
Действительно, не только Китай, но Япония ценят этот напиток как особое явление, культурный знак, традицию, имеющую многовековую историю. А как разливать чай или сакэ так, чтобы заворожить своими движениями всех присутствующих, – отлично знали японские гейши. Эти девушки, обладавшие идеальными манерами, чарующей красотой и секретами светских бесед со знатными господами, умели подать чашку с напитком словно самое ценное сокровище. Молодая Сайюри (Чжан Цзыи) волей судьбы еще совсем ребенком оказывается в доме гейш, где постигает все секреты мастерства этой профессии. Игра на щипковых музыкальных инструментах, танец с веерами, особая походка, взгляды и, конечно же, услужение за столом. Природная красота, пытливый ум и строптивый характер, который девушка умело скрывает за белилами и дорогими тканями должны помочь Сайюри не только выбраться из плена улицы развлечений, но и найти свою настоящую любовь.
Эмма (Отем де Уайлд, 2020)
Было бы несправедливо сказать, что только азиатские страны ассоциируются с чайной культурой. Английское чаепитие – такой же культурный символ, как китайская чайная церемония. Именно британские корабли завозили этот напиток не только в континентальную Европу, но и в США. Ароматный черный чай в изысканной фарфоровой посуде являлся неотъемлемым атрибутом светского застолья. О всех тонкостях светских манер и хитростей не понаслышке знакома Эмма (Аня Тейлор-Джой) – главная героиня фильма Отема де Уайлда, снятого по роману культовой писательницы Джейн Остин. Эмма – молодая девушка пытливого ума и строптивого нрава. Она уверена, что отлично разбирается в жизни и готова с холодным сердцем использовать любые ухищрения, чтобы воплотить в реальность очередной замысел. Таким “проектом” становится попытка удачно выдать замуж невзрачную сироту Гарриет (Миа Гот), вопреки ее собственным симпатиям и желаниям. Эмме предстоит понять, что человеческие чувства не так просты и недостаточно пригласить собеседника на чашечку чая, чтобы узнать тайны его сердца.
Алиса в стране Чудес (Тим Бертон, 2010)
Можно с уверенностью сказать, что Льюис Кэрролл создал одну из самых популярных сказок в мировой литературе. Полная ярких, необычных и запоминающихся образов, эта история так и просится на экраны или театральные подмостки. Кэрролловская Алиса имеет богатую фильмографию, но, пожалуй, именно адаптация Тима Бертона привлекает внимание новой расстановкой акцентов в этом сказочном мире. Режиссер не только расширяет сюжетные линии других персонажей, как, например, Белой королевы или Гусеницы, но и иначе раскрывает отношения между героями. Так, и без того ставшее нарицательным, Безумное чаепитие в фильме Бертона играет новыми красками благодаря особой роли, которую он отводит Шляпнику. Эпизодический персонаж в книжке, в экранизации 2010 года, Шляпник, в исполнении главного голливудского чудака Джонни Деппа, становится соратником и помощником Алисы (Миа Васиковска). Не изменяя своей любви к чаю, герой Деппа бросается навстречу приключениям с присущей ему безрассудностью.
Аббатство Даунтон (Майкл Энглер, 2019)
С момента своего выхода и на протяжении 5 сезонов сериал Аббатство Даунтон оставался одним из любимых сериалов современности большого числа зрителей. Детализированная жизнь британской аристократии, их взлеты и падения, нравы и традиции – все это привлекает внимание и позволяет погрузиться в мир высшего света. Успех сериала позволил появиться полнометражному фильму, снятому Майклом Энглером, в котором любимые герои вернулись во всем своем блеске. Пожалуй, одна из главных особенностей Аббатства Даунтон, помимо шикарной работы художника по костюмам и тонкой работы сценаристов, это реалистическое изображение быта представителей дворянского сословия. Званые ужины, семейные завтраки, коктейльные вечеринки и, конечно же, уютные чаепития – ситуации, в которых герои обмениваются новостями, строят планы на жизнь, делятся переживаниями и проживают свою историю.
Женитьба Бальзаминова (Константин Воинов, 1964)
Есть распространенное мнение среди иностранцев, что так, как любят чай в России, его не любят нигде больше! Действительно, если обратить внимание на наши сказки, то самовар, сияющий как медный пятак, – центр притяжения любого застолья, совсем как русская печь – центр притяжения любой избы. Вот и в истории о том, как один предприимчивый чиновник среднего пошиба (Георгий Вицин) пытается жениться по расчету, чтобы ни в чем себе не отказывать, не обходится без чаепитий, которые в фильме неразрывно связаны с демонстрацией благосостояния и богатства избранницы Бальзаминова (Людмила Шагалова). Снятый по мотивам нескольких пьес Островского, фильм представляет собой классику советского кинематографа и отлично подойдет для вечернего чая с блинами и пирогами.