RU
×

Архив номеров

Magazine Архив номеров

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2024.

Все права защищены.

Использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера

Сергей Бодров: "После трагедии ты не можешь быть счастливым, но ты можешь продолжать работать"

Режиссер Сергей Бодров рассказал HELLO! о своем новом фильме "Седьмой сын", карьере в Голливуде и том, как он пережил потерю своего сына.

Голливудская картина Сергея Бодрова в стиле фэнтези "Седьмой сын" выходит в прокат 1 января. Сейчас режиссер живет и работает в Лос-Анджелесе. Здесь он обрел новый дом, создал фильм и смог принять потерю своего сына. 

Сергей БодровРаботы Сергея Бодрова всегда отличались пугающей актуальностью, они не только точно отражали время, но и опережали его, до деталей предсказывая развитие событий. В 1995 году он снял фильм о чеченской трагедии "Кавказский пленник", сделав главным героем непрофессионального актера - своего сына Сергея. Спустя семь лет сын вместе со съемочной группой пропадает после схода ледника в Кармадонском ущелье. Бодров-младший, успевший снять фильм "Сестры" и создать на экране русский культурный архетип - Данилу Багрова в балабановском "Брате", до конца не считал себя ни актером, ни режиссером. Он тоже обладал обостренным чувством реальности, все, к чему он прикасался, превращалось в артефакт, примету времени. Прошло 12 лет с тех пор, как закончились работы поисковых групп в горах Осетии. Эти 12 лет его отец смог пережить, конечно, благодаря кино.

Сергей Бодров с сыном Сергеем Бодровым-младшим

Фильмы Сергея Бодрова были дважды номинированы на "Оскар", однако даже для отмеченного вниманием западных критиков режиссера полнометражный голливудский фильм - явление крайне редкое. Еще более удивительно, что Сергей Владимирович, известный реалистичными и историческими картинами, на этот раз снял высокобюджетную ленту в жанре фэнтези.

В фильме, основанном на романе Джозефа Дилейни, играли актеры А-класса: в роли ведьмы - Джулианна Мур, а в роли ведьмака - Джефф Бриджес. Американская съемочная группа, сложные съемки, множество спецэффектов - картина Сергея Бодрова "Седьмой сын" снята абсолютно в голливудском формате. Особенное уважение вызывает тот факт, что Сергей Владимирович вовсе не учился кинематографии в Америке и не рос на голливудских фильмах - он окончил ВГИК и начал работать как сценарист, а позднее и как режиссер, еще в советское время. И вот теперь его работа, которая потребовала высочайшего профессионализма, выходит в мировой прокат.

- Сергей Владимирович, с чего начались ваши отношения с "фабрикой грез"?

- Начались они довольно давно. Меня всегда спрашивают: "Как так по­лучилось?", "Почему ты?" А я отвечаю, что дело не только во мне. У Голливуда простые правила: когда ты приезжаешь и у тебя есть, что показать, ты снял приличную картину, пусть даже короткометражку, то тебе довольно быстро открываются все двери. Для меня они открылись после ленты "Кавказский пленник". Она была номинирована на "Оскар", понравилась в Америке, я получил несколько предложений, из которых выбрал одно. Я любил Африку и поехал снимать туда картину с продюсером Жан-Жаком Анно на деньги Columbia Pictures. Однако если фильм делает большая студия, то тебя все время контролируют, и иногда из-за этой чрезмерной бдительности случаются ошибки. Этот опыт мне не понравился, и я стал снимать, как и прежде, так, чтобы самому контролировать процесс. Для меня это важно. Но после выхода фильма "Монгол" всплеск интереса в Голливуде был еще больше, они увидели большую картину, хорошо и к тому же дешево сделанную. Была опять номинация на "Оскар" и множество предложений. Это я сейчас не хвастаюсь, в такой ситуации это случается с любым другим режиссером - с немецким, с польским...

Сергей Бодров на съемках фильма "Седьмой сын"- Тем не менее с российскими все-таки нечасто.

- И я не понимаю почему. Например, Валера Тодоровский вполне мог бы здесь снимать. Но получается или нет, во многом зависит от обстоятельств и условий, в которые ты попадаешь. У меня, например, не вызвало никакого удивления, что мой товарищ Тимур Бекмамбетов успешно работает здесь. После того, как он снял "Дневной Дозор" и "Ночной Дозор", которые в Америке считаются арт-хаусом, американцы поняли, что человек умеет делать кино. Российское кино часто страдает тем, что оно понятно только у нас дома. Но мне было всегда интересно снимать для мира. Я работал в Китае, в Монголии, в Испании, во Франции, в Германии.

- Может быть, это потому, что у вас сознание космополита?

- Слово "космополит" получило негативную окраску. Я бы сказал, что нормально ощущать себя гражданином мира. Я очень ценю свободу передвижения. Я родился на Дальнем Востоке, жил в Советском Союзе, и ехать на поезде в Москву надо было девять дней. Я ездил раз семь, и мне ужасно нравилась такая поездка, потому что это кино - ты сидишь у окна и видишь там жизнь, города, станции, полустанки, людей, и думаешь, в какой огромной стране ты живешь. С другой стороны, рядом была Япония и я никак не мог представить, что когда-то там окажусь, потому что советская граница была на замке, мы это знали с детства. И вот мы учились с моим другом Юрой в сельской школе и мечтали о том, что станем моряками, чтобы уплыть и посмотреть разные страны, увидеть других людей. Так что, когда в конце 80-х - начале 90-х у нас появилась возможность свободы передвижения, я этим воспользовался.

- Когда снималась картина?

- Сняли мы все в прошлом году и быстро. Но это большая картина с бюджетом 125 миллионов, такие фильмы долго делаются. Там огромное количество спецэффектов, они требуют много времени, плюс картину надо было перевести в 3D, а это тоже длительная и трудоемкая работа.

- Это ваш первый опыт в жанре фэнтези?

- Да. Сюжет основан на книге английского автора Джозефа Дилейни. Точный перевод ее - "Ученик охотника за ведьмами". Главный герой там -12-летний мальчик, но мы решили сделать его старше. Так что у нас он молодой человек, и поэтому появилась любовная история - в таком варианте мне материал стал более интересным.

Кадр из фильма "Седьмой сын

- Возникает ощущение, что эта картина идет вразрез с вашим авторским почерком. Для вас был вызов в том, чтобы работать в новом жанре?

- Интересно браться за то, что ты никогда не делал, поэтому попробовать себя в этом жанре было любопытно. Для меня важны два критерия: во-первых, должен зацепить материал, а во-вторых, люди, с которыми предстоит работать. Здесь я сотрудничал с компанией Legendary Pictures, которая за последние годы сотрудничала с двумя голливудскими студиями - десять лет с Warner Bros., а с этого года с Universal Pictures. Работать с ними было удобно и легко, потому что там всего два человека принимают решения и на съемки они за все время приехали три раза. Когда же фильм делает большая компания типа Warner, на съемочной площадке сидят 20 человек и наблюдают.

- И это, наверное, здорово мешает?

- Безусловно. Если бюджеты достигают больших величин, у всех начинается легкий мандраж. Потому что картина должна заработать и вернуть деньги, и об этом приходится думать. Чтобы угодить большому количеству зрителей, студии на конечном этапе начинают отказываться от разных смелых идей и дерзких задумок. Вообще, сейчас все интересное, на мой взгляд, в Америке уходит на телевидение, здесь делают потрясающие сериалы, работают лучшие сценаристы. Там можно рассказать историю.

Сергей Бодров- Пришлось ли вам во время работы над фильмом специально изучать современные технологии?

- Когда ты работаешь с профессионалами, интересоваться тем, как устроен компьютер, не нужно. Режиссеру надо придумать образы. Объяснить на пальцах, что ты хочешь. Найти соратников. Для того чтобы фильм запустился и появилось финансирование, нужно показать его продюсерам в рисунках. Я нашел хороших художников, и их эскизы легли в основу и презентации, и последующей работы над компьютерной графикой.

- У вас снимались замечательные актеры - Джефф Бриджес и Джулианна Мур в главных ролях. Это ваш выбор или продюсеров?

- Я чувствовал абсолютную свободу во время кастинга. Мы с продюсерами сошлись во мнениях. Кандидатура Джеффа Бриджеса ни у кого не вызвала сомнений, я поехал к нему, и мне пришлось его уговаривать, потому что он два раза снимался в жанре фэнтези и у него был плохой опыт. Он мне сказал: "Сергей, давай снимем что-то маленькое и настоящее. Без всяких эффектов". Но мы поговорили, и Джефф согласился.

- Легко ли было сделать ведьму из Джулианны Мур?

- Она умеет делать все, и ведьма получилась грандиозная. Это счастье - оказаться с Джулианной на одной съемочной площадке. Мы подружились, и я бы хотел с ней теперь поработать в другом жанре.

Джулианна Мур в фильме "Седьмой сын" Сергея Бодрова- Сергей Владимирович, а насколько сложно было работать в англоязычной команде?

- Я владею английским достаточно свободно и могу объяснить, чего хочу, а акцентом в Америке не удивишь - тут работают люди со всего мира. Более того, когда говоришь на другом языке, у тебя нет междометий, лишнего нет, ты должен точно поставить задачу. На площадке нет времени для обсуждений. Все четко и слаженно. Мне повезло работать с топ-командой со всего мира. В Китае было намного тяжелее, там переводчики, люди говорили на десяти языках.

- Не считая интересной работы, как вам вообще живется в Америке?

- Неплохо. У Лос-Анджелеса есть хорошие стороны. Например, климат. Я родился на Дальнем Востоке и много времени провел в снегу. Но на самом деле я люблю теплую погоду. Я вырос около Тихого океана, а сейчас просто живу с другой стороны. Лос-Анджелес - не Нью-Йорк, где происходит масса культурных событий, но здесь тоже есть, чем занять себя. Я не очень общительный человек, хотя интересные люди тут есть. Не хватает друзей, которые живут в России. Но в следующем году намечается проект с Тимуром Бекмамбетовым и Женей Мироновым, так что увижу всех.

- Вам бывает одиноко или одиночество естественно для вас?

- Да, для меня это естественно. Есть книги, фильмы, музыка, близкие люди. Я не страдаю от одиночества.

- Как вы нашли свой дом в Америке?

- Его построил сумасшедший молодой архитектор из Уругвая. Я купил участок земли со старым домом, в котором нельзя было жить, и нашел этого парня. Мой дом очень хорошо расположен: десять минут от океана, десять минут от Беверли-Хиллз, при этом район тихий, а я люблю тишину ­- на нашей улице большие старые деревья, в двух шагах теннисные корты, парк.

- Долго строился дом?

- Быстро и недорого. Один мой приятель удивился, когда я сказал ему, сколько стоит дом. Такую цену в Москве он заплатил за ремонт канализации своей дачи. Это действительно так, жизнь здесь довольно дешевая, Москва в сравнении - чудовищно дорогой город.

Сергей Бодров в своем доме в США- Вы скучаете по родине?

- Я люблю Дальний Восток, где я родился, у меня там есть друзья, с которыми я учился в школе, и мы собираемся до сих пор. Для меня это был рай, природа дикая, люди хорошие, так оно и останется, а Москва, например, стала очень жестким городом. Но я понимаю, что нахожусь в особом положении - делаю то, что хочу, и живу, где нравится.

- Это заслуженная привилегия: сначала вы работали на имя, теперь имя на вас. Скажите, чувствуете ли вы себя при этом счастливым? Ведь счастье, как известно, не зависит от того, что мы имеем.

- У меня в жизни случилась трагедия. Я говорю о моем сыне... Такого я никому не пожелаю. После этого ты не можешь быть счастливым. Но ты можешь продолжать работать. И чем больше работы, тем лучше. Картина "Монгол" была самой сложной в моей жизни, я знал, что так будет, и хотел быть занятым. Понимал, что есть люди, о которых надо заботиться, это тоже важно. У меня есть еще один дом в Аризоне, там высокогорная пустыня, дикая природа - после Африки я полюбил пустыню. Там особая земля - есть такие места в мире, где ты начинаешь что-то видеть, чувствовать. Дом оказался очень кстати. Когда-то я привез туда Серегу и сказал ему: "Тут я хочу прожить остаток своей жизни, а потом это останется тебе". Мне очень хорошо в том месте взбираться на горы, думать, там звезды ближе. Я часто туда езжу. Важно найти свою формулу жизни. Жить надо спокойно, не суетиться - этому я научился.

Текст: Елена Кузнецова

TOP NEWS / Интервью