“Совсем пропащий”
Фильм Георгия Данелия, снятый по роману, на котором выросло несколько поколений, “Приключения Гекльберри Финна”. Гека Финна играет Роман Мадянов, в этом фильме ему 11 лет и это его дебютная роль. Дерзкий мальчик Гек убегает от жестокого отца и отправляется в приключение по реке Миссисипи вместе с беглым рабом Джимом. Вместе они сталкиваются с различными ситуациями, которые проверяют на прочность их дружбу и моральные устои. Роман Мадянов, который в момент съемок моложе своего персонажа, придает ему искренность и непосредственность. Скорее всего, уже тогда было понятно, что Роман Мадянов вырастет в большого Артиста.
“Левиафан”
Фильм-событие не только в российском, но и в мировом кино, получивший приз за лучший сценарий на Каннском фестивале, награду Золотой Глобус, номинацию на “Оскар” как “Лучший фильм на иностранном языке”, а также номинации фактически на все главные мировые кинонаграды. Пожалуй, в истории современного российского кино более успешного в мире фильма нет.
Роман Мадянов сыграл мэра небольшого северного городка, человека, в чьих руках сосредоточена и власть, и ресурсы. Его персонаж — грубый, властный и циничный, уверенный в своей безнаказанности. Мадянов тонко показал сочетание бытовой приземлённости и жестокого авторитаризма: за простыми словами и грубоватой манерой скрывается холодный расчет и презрение к людям. Благодаря его игре образ чиновника стал символом коррумпированной власти, давящей на личность, и во многом определил остроту звучания всего фильма. Выход “Левиафана” сопровождался неприятностями внутри России, но это не помешало ему получить четыре “Золотых орла” и две премии “Ника”. И обе отечественные киноакадемии отметили наградами выдающуюся работу Романа Мадянова.
“Копейка”
Сатирическая хроника советской и постсоветской эпохи, рассказанная через судьбу автомобиля ВАЗ-2101, символа целого поколения. Фактически культовый фильм Ивана Дыховичного по сценарию Владимира Сорокина. Мадянов играет тут сразу пятерых – работника ОВИРа, КГБшника, милиционера, редактора и алкаша. В этой причудливой мозаике он органично вписывается в атмосферу абсурда и иронии, которой пронизан весь фильм. Его персонажи балансируют между гротеском и узнаваемостью, обнажая черты времени и человеческие слабости. Мадянов в привычной для себя манере сумел соединить бытовую достоверность и легкий сатирический штрих, благодаря чему его пусть и эпизодическое участие стало важным элементом общего художественного полотна картины.
"Минута тишины"
Один из последних проектов Романа Мадянова, вышедший уже после его ухода. Детективный триллер про большой бизнес и его игроков, придуманный самим Владимиром Потаниным – одним из первых и самых значительных предпринимателей и филантропов в России. Проект, ломающий в сознании массового зрителя привычный образ предпринимателя как бандита и криминального элемента, а представляющий его социально-ответственным бизнесменом и человеком умным, образованным, тонко чувствующим не только бизнес-тренды и способного любить. Роман Мадянов исполнил тут роль Забелина — дипломата, работающего в российском посольстве вымышленной ближневосточной страны. Персонаж Мадянова — человек с мощными связями и безжалостной хваткой, готовый использовать любую ситуацию в своих интересах. Он действует как скрытый манипулятор, стоящий за кулисами политических и экономических интриг, он — один из самых опасных и харизматичных антагонистов сериала. Забелин, как представитель внешнеэкономической службы, играет ключевую роль в клубке интриг, где личные интересы переплетаются с государственными. Роман Мадянов создал образ, в котором сочетаются дипломатическая хладнокровность и скрытая угроза, что делает его персонажа по-настоящему многослойным и запоминающимся.
“12”
Фильм Никиты Михалкова, ремейк легендарной американской судебной драмы «12 разгневанных мужчин» — история о присяжных заседателях, запертых в одной комнате и решающих судьбу чеченского пацана, обвиненного в убийстве приемного русского отца. Роман Мадянов сыграл присяжного N12. Он – декан университета, сын секретаря обкома. Интеллигент, воспитанный в советской системе, с определёнными моральными устоями, но также с личными предвзятостями и внутренними противоречиями. Он не сразу принимает участие в обсуждении, но постепенно его позиция становится более активной и решающей. Мадянов мастерски передал внутреннюю борьбу своего героя, который, несмотря на свою внешнюю сдержанность, переживает глубокие моральные дилеммы.
"Домашний арест"
Суперхит, который привел тысячи зрителей на онлайн-платформы. Сатирическая комедия про мэра города, посаженного за взятки под домашний арест в коммунальную квартиру по месту прописки. Мадянов играет Виктора Степановича Перелугина, губернатора вымышленной области, яркий образец бюрократа‑коррупционера. Его персонаж — типичный символ власти, которая использует административный ресурс для собственной выгоды. Перелугин умело балансирует между лоббизмом и личными амбициями, проявляя хитрость и цинизм, но при этом сохраняя харизматичную внешность, способную притягивать внимание. Его персонаж ведет соцсети, в которых презентует себя спортивным и близким к народу, хотя на самом деле бесконечно от этого народа далек. В сериале Мадянову досталось множество ироничных реплик, ставших крылатыми. “Жадность должна быть умеренная, комнатной температуры”, “Давай, действуй — злодействуй”, “Так, капитан Заварзин, непатриотично себя ведете!”. Сериал стал всенародно любимым, а Мадянов был высоко оценен за способность сочетать комедийные элементы с критикой социальных и политических реалий.
Супербобровы
Несмотря на то, что Мадянов переиграл множество военных, чиновников и силовиков, он обладал феноменальным комедийным талантом, который ярко виден в хитовой комедии Дмитрия Дьяченко. Она рассказывает про самую обычную семью из небольшого городка, которую сталкивает с фантастическим событием. После падения метеорита все члены семьи Бобровых неожиданно получают сверхспособности: кто-то становится невидимым, кто-то — невероятно сильным, кто-то — умеет летать. Вместо того чтобы использовать дар для “борьбы со злом”, как в западных фильмах, Бобровы решают применить силы для решения своих бытовых проблем… и даже для ограбления банка. Роман Мадянов – отец семейства, глава большой, шумной и не слишком благополучной семьи. С появлением сверхспособностей именно он пытается “рулить” ситуацией, хотя чаще всего все выходит комично и нелепо. В этой роли он и смешон, и узнаваем как типичный российский “батя” — упрямый, хозяйственный, немного авторитарный, но при этом добродушный. Он получает дар невероятной физической силы: может с легкостью поднимать тяжелые предметы, что иногда помогает, а иногда создает комичные проблемы. Он считает, что раз уж судьба дала им такие способности, грех не “подзаработать” на этом — именно он подталкивает семью к ограблению банка. Успех первой части привел к появлению сиквела — “СуперБобровы. Народные мстители”, где Мадянов также продолжил свою роль и еще более уверовал в себя как в главного супергероя семьи.
По щучьему веленью
Сказочный блокбастер, снятый Александром Войтинским, современная адаптация народной сказки о Емеле, щуке-волшебнице и трех желаниях. Роман Мадянов играет Царя. Как любой сказочный царь он добр и справедлив, а еще очень трудолюбив – сам мастерит, сам красит дворец, сам ухаживает за деревьями. После множества сыгранных представителей власти сомнительных достоинств, тут он показывает, что власть может быть очень человеческой и подавать народу пример. А еще его сказочный царь очень любит свою дочку и препятствует ее браку с Емелей не из жадности или зла, а из-за политических и семейных обстоятельств, ведь Анфиса сама не желает этого брака и хочет замуж за английского посла. Во время съемок этого фильма Роман Мадянов был уже тяжело болен, но несмотря на это продолжал активно работать и справился с ролью блестяще.