Гаспар, давайте начнем с азов. Все мы знает, кто такой продюсер. Но кто такой креативной продюсер, чем он занимается?
Если свести к простой формуле, креативный продюсер отвечает за то, чтобы проект в принципе состоялся, а творческое видение, которое было заложено изначально, было доведено до конца. Это работа на 80% состоящая из решения проблем и поиска выходов из, казалось бы, неразрешимых ситуаций. В любой момент может случится что угодно. Сорвется актер или модель, сломается фургон с оборудованием - ты всегда должен быстро принять решение – переносим ли мы съемку и теряем деньги или находим оперативно замену. Найди все и сейчас и сделай так, чтобы это работало – вот так я бы описал работу креативного продюсера.
Насколько знаю, в профессию вы пришли из ресторанного бизнеса. Почему решились на такую резкую смену ориентиров?
Я всегда интересовался творческой частью бизнеса – именно это и привело меня в итоге к работе в продакшне. В 2019 году комик и участник шоу «Импровизаторы» Сергей Матвиенко делал проект «Скрепка». Идея была в том, чтобы обычную скрепку обменять на дом. К тому моменту через серию обменов он успел обзавестись большим красивым фудтраком. А мне как раз предложили поучаствовать в гастрофестивале «Гастрит», который проходил в Сочи. С Сергеем мы сделали коллаборация – собрали команду, разработали концепцию, придумали меню, собрали этот фудтрак и отправили в Сочи. На фестивале мы получили приза как лучший проект «Гастрита». Можно сказать, это был мой первый опыт в качестве креативного продюсера.
Как дальше развивалась ваша карьера?
В 2020 году во время пандемии, я делал шоу в прямом эфире для ресторана. В то время, как вы помните, многие заведения закрылись из-за низких выручек. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, нужна была идея. С командой мы придумали формат, который выстрелил: повара готовили еду в прямом эфире в соцсетях, а потом разыгрывали ее среди подписчиков. Параллельно к нам приходили в гости известные люди, мы брали у них небольшие интервью – получалось полноформатное шоу, которое пользовалось интересом у зрителей. До локдауна мы успели выпустить пять или шесть сезонов. В этом проекте я отвечал за все – от разработки идеи до претворении ее в жизнь. Мы создали продакшн, а я для себя решил, чем хочу в дальнейшем заниматься. С командой мы делали рекламу для кофейни, которую крутили потом перед показами в кинотеатрах, создавали проекты для гастроиндустрии, экспериментировали в fashion-поле – организовывал съемки, устраивали коллаборации с брендами. А потом я поехал в Нью-Йорк, чтобы подкрепить этот опыт, так сказать, научной базой.
Вы отучились на факультете режиссуры. Как вам это помогает сейчас в работе креативного продюсера?
Несколько лет назад мы делали короткометражный фильм «Сорняк». Это был полностью творческий проект, я сам его финансировал. Идея пришла, когда я шел по улице – я увидел какие-то образы, ухватился за них, стал развивать. В итоге все это вылилось в сценарий про цветок, который появился в деме семьи – он рос, развивался и очень сильно влиял на жизнь всех домочадцев и морально, и физически. Я сам искал команду, актеров, выбирал локации, заказывал оборудование. Фильм монтировался в России, постпродакшн – в Нью-Йорке. Как креативный директор я сделал все, чтобы фильм состоялся. В 2024 году наш «Сорняк» отправился по фестивалям и уже успел получить несколько международных наград. Можно сказать, что этот проект помог мне расширить круг общения и закрепить свое имя на тех площадках, где он показывался.
Что можно назвать самым сложным в профессии, с чем вам пришлось сталкиваться как креативному продюсеру?
Например, в тот же «Сорняк» должен был быть фильмом на русском языке. И это, естественно, ограничивало кастинг, ведь съемки проводились в Нью-Йорке. У меня была сумасшедшая идея – найти ребенка-билингва, который мог бы полностью отразить мое видение. Задача была сложной, но мы с ней справились. Мое главное правило - сделай, что хочешь, но проект должен состояться. Однажды на съемках мне пришлось успокаивать мальчика-актера, у которого в последний вечер случился эмоциональный срыв. В слезах он убежал и заперся в комнате, а ему через полчаса в кадр. Я вспомнил весь свой опыт общения с младшими братьями и сестрами, чтобы вернуть его на площадку и доснять кино.
У вас были проекты с большими российскими fashion брендами Choux и Quiet Riot. В чем для вас отличие при работе с модой и в кино?
В разном подходе.. В рекламе ты опираешься на бриф и визуальный язык бренда — есть четкие рамки, команда и конкретная цель. Это коллективный процесс с хорошими ресурсами и быстрым результатом. В кино, наоборот, гораздо больше творческой свободы: ты сам создаешь мир с нуля, но это требует больше времени и вложений. Реклама — это динамика и сотрудничество, кино — пространство для самовыражения. Мне важно иметь возможность делать и то, и другое. В кино часто мы делаем творческий проект, который априори не может принести профит, но зато всегда есть шанс попасть на хорошие фестивали. А значит, быть замеченным и принести новые связи.
Одна из ваших недавних работ – съемка с русскими теннисистами…
Это был интересный и довольно сложный проект. Нужно было снять трех главных российских теннисистов — Рублева, Медведева и Павлюченкову — во время US Open, буквально в перерывах между их играми. У каждого было максимум по 30–40 минут, поэтому всё пришлось тщательно спланировать заранее. Мы снимали маленькими командами, прямо в отелях, на пленку, и все это было частью общей концепции ролика для Media Bourse. Самое сложное в этом была логистика. Нужно было одновременно координировать несколько съемочных юнитов, согласовывать графики с агентами спортсменов, клиентом и отелями, где действуют жесткие правила. В день съемки с Рублевым, например, параллельно шла вторая съемка с Павлюченковой — в другом отеле, другой командой. Приходилось синхронизировать все буквально по минутам. Творческая задача заключалась в том, чтобы показать, насколько каждый из них индивидуален — и на корте, и вне его. Через визуальный ряд мы старались передать их характеры, темперамент, стиль игры и то, как всё это взаимосвязано.
Как сделать так, чтобы проект зацепил?
Все дело в деталях – от правильно составленного мудборда до того, как ты этот проект представляешь. Важно очень держать руку на пульсе и понимать, что происходит в мире, потому что рекламная и киноиндустрия очень сильно реагируют на общие мировые тренды и события. Ты постоянно должен быть частью этого организма, интересоваться всем – от политики до моды и высокого искусства. должен интересоваться, что, что происходит в мире, в моде, в искусстве, в кино, в политике. Мы живет в эпоху постмодерна. Чем больше будет вот эта намеренность и знания, тем уникальней будет твой проект, а не наоборот.
А сможет ли искусственный интеллект заменить работу креативного продюсера?
Думаю, что нет. ИИ же на самом деле он не придумывает ничего нового, он просто преображает существующие формы. На мой взгляд, к искусственному интеллекту стоит относиться не как к сопернику, а как к полезному инструменту.
Текст: Наталья Симонова