Все без ума от Тилли
Про нее написаны лонгриды в Variety и TheWall Street Journal, ее ненавидят Джеймс Кэмерон и Гильермо дель Торо, Джордж Клуни желает ей только зла, а Эмили Блант считает ее предвестником апокалипсиса. Ее имя — Тилли Норвуд, а свой карьерный путь в Сети осенью 2025 года она начала со слов:
Я Тилли Норвуд, первая в мире AI-актриса, или, как некоторые меня называют, конец цивилизации.
24-летняя псевдобританка — плод труда продюсера и бывшей актрисы Элайн ван дер Вельден и команды энтузиастов. Тилли сгенерирована на компьютере, ее внешность собрана из эталонов красоты соцсетей. Она способна менять акценты, стареть и молодеть, худеть и набирать вес ради роли — и все по одному-двум кликам клавиш компьютера. Неудивительно, что тщательно корпевшая над физической формой в «Гранях будущего» Эмили Блант сразу увидела в Тилли угрозу и незамедлительно среагировала:
Не смейте нанимать ее на работу.
Впрочем, подписывать с Тилли контракт никто не торопится: по словам представителя американской актерской гильдии SAG-AFTRA, ни одно уважающее себя агентство талантов не возьмет на работу мисс Норву, ведь тогда оно рискует потерять более звездных клиентов, которые возмутятся таким соседством. Прагматичные кинематографисты видят в появлении AI-актрисы обычное желание ее создателей прославиться на волне увлечения искусственным интеллектом. Но есть в этом прецеденте и тревожный звоночек: технологии добрались до самой верхушки индустрии, и этот захват произошел стремительно.
Полный AI
«Будущее не предопределено», — утешал человечество Джон Коннор в «Терминаторе» Джеймса Кэмерона.
Однако спустя 40 лет после выхода фильма о победе Скайнета представить это будущее без технологий уже невозможно. Весомую роль в этом сыграл вундеркинд из Кремниевой долины Сэм Альтман и его исследующая искусственный интеллект компания Open AI. В наши дни обычные люди все чаще вместо врача и психолога просят совета у ChatGPT, а работники киноиндустрии все чаще ставят AI во главу процессов создания фильмов. 2025 год прошел под знаком новостей о том, что вскоре искусственный интеллект сможет закрыть до 30 % потребностей в игровом кино и анимации (то есть потенциально приведет к сокращению такого же объема сотрудников), оптимизировать работу со спецэффектами, звуком и музыкой, а также будет выбирать, что нам смотреть. Ведь даже на такую неблагодарную задачу, как ридер сценариев (редактор, выносящий решение о пригодности истории для продюсирования), уже готовится выйти десяток-другой AI-сотрудников.
Скорость, с которой Open AI оккупировала Голливуд, ошеломляет, а стандарты работы сотрудников Альтмана тревожат. Вернее, этих стандартов, как и запретов, попросту не существует: нейронные сети и ИИ-помощники обучаются на всех видах интеллектуальных произведений — от фильмов до книг — иногда вопреки активному запрету авторов этих произведений.
Серьезный переполох в индустрии вызывает и такое детище, как Sora — модель искусственного интеллекта, способная генерировать видео в высоком разрешении. В это видео можно внедрить любого дающего согласие пользователя, а также — каждую вторую знаменитость, которая о таком использовании своего образа может и не знать. Иными словами, можно создать ролик чаепития с медвежонком Паддингтоном или совместных танцев с Тейлор Свифт (и это лишь самые безобидные варианты) — Sora уберет этих героев из публичного доступа лишь после получения открытого запрета от представителей персонажа или звезды.
Sora также упрощает создание фейковых, то есть ненастоящих видео, а значит, провоцирует еще большую энтропию в обществе, где слово «дипфейк» стало почти нарицательным. На борьбу с таким ИИ-обманом OpenAI готова снарядить… еще большее количество ИИ-помощников, которые будут распознавать искусственно созданные ролики. Круг замкнулся.
Сам себе режиссер
В этом круговороте ИИ легко заблудиться — возможно, именно поэтому к 2025 году на финальных титрах фильмов стали появляться приписки-ориентиры, как приметы времени. Картина компании A24 «Еретик» вышла с пометкой «При создании этого фильма не использовался генеративный ИИ». А студия Universal Pictures начала добавлять к своим картинам предупреждения, что «этот фильм не может быть использован для обучения ИИ». Создателей номинированной на «Оскар» драмы «Бруталист» публично осудили за использование искусственного интеллекта при генерации голосов Эдриана Броуди и Фелисити Джонс: ИИ помог им убедительно изображать венгерских эмигрантов и говорить без акцента, но заставил коллег актеров усомниться в правомерности их актерских номинаций.
Тем временем компания Disney пошла против течения и в ноябре анонсировала скорый приход ИИ-демократии на свой стриминг Disney+: в ближайшем будущем каждый пользователь сможет создавать собственный контент при помощи ИИ. Кто будет его смотреть — вопрос открытый. Как боссы студии будут справляться с негативом, которым сопровождалась новость о такой «обновке» — вопрос второй. Но тенденция «сам себе режиссер» налицо, и говорит она о самой привлекательной части ИИ-волны реформ: создать и снять свою историю теперь легче, быстрее и гораздо дешевле. Это действительно прорывной момент для индустрии, где стоимость производства фильмов с каждым годом лишь растет. Показательный пример — выход аргентинского фантастического сериала «Этернавт», где использование искусственного интеллекта для создания разрушенного города позволило сократить бюджет и в принципе выпустить проект. В меру и в умелых руках ИИ из цели превращается в инструмент для ее достижения.
По иронии судьбы такой же точки зрения придерживается и… создатель мира победившего Скайнета Джеймс Кэмерон.
Искусственный интеллект учился на примерах наших лучших кинопроизведений. Но что он не способен сделать — так это создать уникальный продукт на основе личного аутентичного опыта автора. Он не будет выбирать что-то непривычное, неидеальное, не глянцевое — а ведь именно неидеальны и этим прекрасны наши фильм, наши актрисы, Кейт Уинслет, Сигурни Уивер…. Да, мы используем в своей жизни компьютеры, но они — всего лишь инструмент, а не творческая сила. Настоящее творчество двигает лишь человеческое воображение и ничего больше.
Творчество не сымитировать, будущее не предопределить. Победа Скайнета пока на стопе, словно бы говорит нам автор «Аватара». И кажется, ему, пионеру технических революций в кино, можно верить.