На церемонии "Оскар 2015", состоявшейся 23 февраля в Лос-Анджелесе, картине российского режиссера Андрея Звягинцева "Левиафан" не удалось победить в номинации "Лучший фильм на иностранном языке", в этой категории награду завоевал польский фильм "Ида" Павла Павликовского. Помимо "Левиафана" за "оскаровским бортом" также остались такие киноленты, как "Тимбукту" Абдеррахмана Сиссако (Мавритания), "Мандарины" Зазы Урушадзе (Грузия) и "Дикие истории" Дамиана Сифрона (Аргентина).
Андрей Звягинцев, Лос-Анджелес, Оскар 2015
Заза Урушадзе, Павел Павликовский, Андрей Звягинцев и Дамиан Сифрон
История библейского персонажа - праведника Иова, перенесенная Звягинцевым в современную Россию, не нашла должный отклик у американских киноакадемиков: им больше пришлась по душе драматическая история Павла Павликовского. Его фильм "Ида" повествует о молодой послушнице, которая перед тем как принять обет решает найти могилы своих родителей-евреев, убитых во время Второй мировой.
Так или иначе, результаты "Оскара" для фильма "Левиафан" не стоит расценивать как поражение, ведь до этого Звягинцев получил внушительное количество самых престижных кинонаград. Среди них - "Золотой глобус" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке", призы за лучший сценарий в Каннах и Мюнхене, за лучший фильм на фестивалях в Лондоне и Паличе (Сербия), за лучшую режиссерскую работу на фестивале "Золотой орел" в Москве. "Оскар 2015" мог бы стать триумфальным завершением выдающейся киногонки отдельно взятого российского фильма, но американские киноакадемики рассудили иначе.
Андрей Звягинцев накануне "Оскара" в Лос-Анджелесе: статуэтка почти была в его рукеАндрей ЗвягинцевЕсли бы "Левиафан" победил, то он бы стал седьмой российской киноработой, отмеченной "Оскаром". Ранее стауэтки удастаивались следующие картины совесткого и российского производства: документальный фильм "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" Леонида Варламова и Ильи Копалина (1942), "Война и мир" Сергея Бондарчука (1968), "Дерсу Узала" Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии), "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова (1980), "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова (1994) и анимационный фильм "Старик и море" Александра Петрова.