RU
×
Magazine Архив номеров

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2025.

Все права защищены.

Использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера

От Чарли Чаплина до Тейлор Свифт: к чему приводит фанатская любовь

Таланты и поклонники или суперзвезды и сумасшедшие фанаты? К чему приводит любовь к кумиру и насколько разной она бывает - в специальном материале HELLO!.

Таланты и поклонники или суперзвезды и сумасшедшие фанаты? К чему приводит любовь к кумиру и насколько разной она бывает - в специальном материале HELLO!.

В начале апреля в одном из торговых центров Лондона появилась шоколадная скульптура актера Бенедикта Камбербэтча в натуральную величину. Такой подарок британцам сделал канал UKTV, по опросам которого актер стал самой "вкусной" звездой Соединенного Королевства. Попробовать шоколадного Бенедикта захотели многие, и через пару дней после установки статуя исчезла: ее попросту съели. Любителей сладкого не остановили даже камеры слежения. Теперь на месте скульптуры стоит новая - точно такая же, но уже отгороженная лентой.

Шоколадная скульптура Бенедикта Камбербэтча

Пока шоколадный двойник страдает от нападок фанатов, настоящему Бенедикту остается только радоваться, что его в торговом центре не было. Многие поклонницы Камбербэтча считаются особами неуравновешенными и наглыми: они часами ожидают его на премьерах, преследуют Бенедикта на съемках и дежурят возле дома актера в Лондоне. На первый взгляд, такое поведение кажется неадекватным, но для большинства фанатов все эти проявления любви к кумиру уже давно стали нормой. А ведь еще совсем недавно никто и представить себе не мог, что восхищение другим человеком может привести к массовой истерии.

Звезда родилась

Таланты и поклонники существовали всегда. В разные века и эпохи публика превозносила Гомера, Леонардо да Винчи и Моцарта. Всенародной любовью пользовались актеры, музыканты, писатели, спортсмены - все, чья деятельность выносилась на всеобщее обозрение. Почитатели чужих талантов называли себя фанатами (от лат. fanaticus - "безумно преданный", "божественно вдохновленный") и старательно следили за успехами кумиров, но границы между одаренным человеком и публикой преступались очень редко. Однако с появлением в 1895 году кинематографа все изменилось.

"Движущиеся картинки", как поначалу называли кино, в считаные годы очаровали публику. В театре, на матче или концерте сидящий в первом ряду зритель был слишком далек от того, кто находился под светом софитов, - в кино эта проблема решалась при помощи крупного плана и монтажа. Находящиеся на экране актеры внезапно оказались совсем рядом со зрителем, и тот захотел продолжить "знакомство": узнать их имена, историю. Безымянные герои вскоре обрели популярность, а вместе с ней и статус звезды. Звездой называли узнаваемого актера и полюбившийся зрителю образ, который переходил вместе с ним из картины в картину. И первой такой звездой стал непутевый бродяга в шляпе-котелке и дырявых ботинках - Чарли Чаплин.

Популярность Чаплина объяснялась просто: образ бродяги делал его "своим" для народа, а умение рассмешить привлекало более состоятельных зрителей. Его фильмы собирали полные залы, а приезд самого актера на премьеры приводил к тому, что толпы поклонников перекрывали улицы. Но лучше всего о любви к Чаплину рассказывает вот такой случай. Однажды актер обнаружил в кармане золотые часы и тут же отдал находку в полицию. На следующий день на имя Чарли пришла записка: "Дорогой мистер Чаплин! Пишет вам профессиональный карманник. Вчера в метро я украл у одного господина золотые часы. Но, увидев вас, решил сделать подарок и опустил их в ваш карман".

Чарли Чаплин

Не каждая звезда в Голливуде вызывала такой искренний отклик. Многие актеры с подачи продюсеров и киностудий превращались в настоящих небожителей, которым все мирское было чуждо. Решив связать свою жизнь с кино, эти люди создавали для себя псевдонимы, образы, истории и сами становились легендами. Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Кэри Грант, Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор - из обычных людей они превращались в идеальную картинку, недосягаемый миф. Потому покинувшая кино на пике карьеры Грета Гарбо в старости не показывала свое лицо репортерам: не хотела разрушать иллюзии вечно молодой и прекрасной голливудской дивы. Потому и игривая и сексапильная на экране Монро в жизни страдала от депрессий и любовных драм: мир ждал от нее неиссякаемого оптимизма и отказывался принимать несчастную Мэрилин. Поклонники любили этих звезд до безумия и до безумия же были к ним безжалостны.

Лихорадка субботнего вечера

Во второй половине XX века на смену голливудскому лоску пришло разрушительное обаяние рок-н-ролла. Теперь были интересны не идеальные кинозвезды, а молодые музыканты, которые могли ввести зал в состояние транса одним аккордом. Элвис Пресли, The Rolling Stones, The Beatles - они были молоды, энергичны, оригинальны и, что самое главное, стремительно становились популярны, несмотря на ужасное поведение и злоупотребление наркотиками и алкоголем.

Новый принцип звезд "Секс, наркотики, рок-н-ролл!" рождал и новую модель поведения фанатов. Последние на концертах сходили с ума, бросая в кумиров цветы, подарки, детали гардероба, а иногда и сами кидались на музыкантов в попытке прикоснуться к прекрасному. Для преданных фанаток был даже придуман специальный термин "групи". Так называли девушек, которые сопровождали музыкантов во время гастролей (сопровождение порой включало в себя и совместно проведенные ночи) и ухаживали за своими кумирами: готовили им еду, убирались в трейлерах и... добывали наркотики. В стане групи тогда был лишь один мужчина: поклонник Кортни Лав, скрывавшийся под псевдонимом Pleather, неотступно следовал за певицей по пятам в 80-е годы.

Поклонницы группы The Beatles, Лондон, октябрь 1965 год 

Однако не все поклонницы (и поклонники) были так добры и заботливы - не­которые были готовы разорвать любимых музыкантов на мелкие кусочки. Подобное особенно часто происходило на концертах The Beatles. Как ни парадоксально, но именно у этих примерных мальчиков в костюмчиках и со смешными стрижками были самые одержимые слушатели. На концертах знаменитой ливерпульской четверки девушки падали в обморок, кричали: "Я сейчас умру!" - и производили столько шума, что было невозможно расслышать музыку. Впоследствии психологи по-разному объясняли эту дикую лихорадку, получившую название "битломания".

Многие считали, что безобидные на вид The Beatles не пугали юных девушек своей маскулинностью, как это делал Элвис Пресли, и не совращали публику так открыто, как порочный Мик Джаггер. "Битломания - это преходящий период в жизни подростков, который позволяет им справиться с давлением общества благодаря сильным эмоциям к участникам группы", - написал в 1966 году автор книги "Битломания - исследование подросткового энтузиазма" Алан Тейлор. То же самое можно сказать и о сегодняшних тинейджерах, которые хоть и слушают уже совсем другие группы, но продолжают любить их с неменьшей одержимостью.

Вторжение

Сейчас криками на концерте и давкой перед премьерой мало кого удивишь. За прошедшие годы поклонники прошли все мыслимые стадии любви: от обожания до сумасшествия, от любви к знаменитостям до ненависти. В какие-то моменты эта любовь доходила до критической точки. Так в 1998 году произошло в России: 1 сентября участник популярной группы "Иванушки International" Игорь Сорин выпал с балкона шестого этажа жилого дома и через три дня скончался в больнице. Некоторые поклонницы его творчества не смогли пережить трагедии и покончили жизнь самоубийством. Как следовало из предсмертных записок девушек, без любимого музыканта они не видели смысла жить. Подобные истории происходят редко, но наглядно доказывают, что фанаты часто могут быть опасны (прежде всего для самих себя).

Тенденция последних лет - взлом и проникновение в дома звезд - еще один признак того, что поклонники могут представлять угрозу. В прошлые годы вторжение на территорию знаменитостей происходило довольно редко, но с появлением Интернета и соцсетей желающих оказаться как можно ближе к кумиру ощутимо прибавилось.

В 2004 году дом Мела Гибсона регулярно посещал бездомный Зак Синклер, который, по его словам, просто хотел помолиться вместе с Мелом в личной часовне актера. Еще один бездомный, Уильям Лепеска, ради теннисистки Анны Курниковой в 2005 году переплыл залив Бискейн во Флориде, чтобы оказаться у нее дома, но в итоге перепутал особняки и был пойман полицией.

Есть истории и менее курьезные. Например, прошлым летом Сандру Баллок очень напугал пробравшийся к ней поклонник: актриса спряталась от него в шкафу и несколько раз звонила в службу спасения. Незваные гости также приходили к Киану Ривзу, Райану Гослингу, Дженнифер Лопес и доброй половиное Голливуда. Джорджа Клуни фанаты сумели достать даже в Италии на озере Комо, где находится особняк актера. Уставший от постоянного внимания, Клуни поступил кардинально: заручившись поддержкой местных властей, он добился установления запрета на несанкционированные визиты на его территорию. Теперь каждый назойливый гость должен будет заплатить 550 евро - мера суровая, но действенная.

Сегодняшние кумиры справляются с вниманием по-разному. Например, певец Джастин Бибер словно специально провоцирует своих поклонниц на безумства, которые в прессе называют Bieber Fever ("лихорадка Бибера"). Для Джастина в норме вещей постричься и продать свои волосы за басно­словную сумму на eBay или того хуже - "случайно" сплюнуть с балкона отеля на то место, где дежурят его преданные "белиберы" (с англ. belieber - "тот, кто верит в Бибера"). И хотя фан-клуб Джастина считается самым масштабным, его эгоистичное поведение в последний год привело к тому, что многие "белиберы" в нем разочаровались. Кто знает, возможно, именно этого он и добивался таким поведением.

Совсем по-другому к своим поклонникам относится Тейлор Свифт. В октябре прошлого года перед презентацией нового альбома "1989" певица сама пригласила фанатов в гости: дружной компанией они весь день пекли печенье в особняке Тейлор, пили чай и танцевали под треки с ее новой пластинки. Для дружелюбной Свифт такое поведение в порядке вещей. Она часто приглашает поклонников на музыкальные премии и презентации, а те в ответ стараются вести себя в рамках приличия: любимая певица для них прежде всего друг, а потом уже звезда. "Мои фанаты классные: они умеют пошутить и всегда поддерживают меня в трудную минуту, - говорит сама Тейлор, - мне бы очень хотелось с каждым из них познакомиться лично, но, увы, это невозможно". Похоже, добившись взаимопонимания с поклонниками, Тейлор создала новую "проблему" - нехватку времени на общение со своим фан-клубом. Но это уже совсем другая история.

Тейлор Свифт пригласила поклонников к себе домой

Мнение эксперта

Дэвид Джайлс, профессор университета Уинчестера и автор книги "Иллюзии бессмертия: психология известности и славы":

"Меня всегда интересовало влияние СМИ на поведение человека, в особенности воздействие на психику при помощи таких понятий, как "слава" и "знаменитость". В последние годы мы с британскими коллегами неоднократно проводили на эту тему опросы населения (в возрасте от 14 до 62 лет) и выявили три основных этапа отношения к знаменитостям. Они таковы:

1. Развлечение и социализация: вам нравится знаменитость, потому что вам интересно и весело наблюдать за ее жизнью, это становится поводом для разговоров с друзьями и сплетен и приводит к социальному взаимодействию.

2. Интенсивная персонализация: личные детали из жизни знаменитости соприкасаются с вашими собственными эмоциональными переживаниями и вызывают у вас ощущение, что вы встретили родственную душу. Такие фанаты чаще всего говорят: "Моя любимая знаменитость идеальна".

3. Патология, переходящая все границы: вы перестаете контролировать свое поведение, воспринимаете звезду как близкого человека и фантазируете. Наиболее частая фантазия - "Если я окажусь на пороге дома моей любимой знаменитости, меня встретят как старого друга".

Разумеется, переходы между этими этапами четко не закреплены и каждый поклонник индивидуален. Данные три стадии также перекликаются с исследованиями британского психолога Ганса Айзенка. Он выявил три основных аспекта личности: экстраверсию, невротическое состояние и предрасположенность к психозу.

Важно понимать, что первые два этапа выявляют главную функцию системы знаменитостей - при их помощи у человека создается своеобразная социальная сеть воображаемых друзей, которые помогают человеку справиться с эмоциями, особенно в период взросления. Таким образом, увлечение жизнью знаменитостей теперь становится неотъемлемой частью социализации подростков, которым необходимы модели поведения и кумиры. Тогда как более тяжелые случаи, связанные с концентрацией человека на одной-единственной известной персоне, сигнализируют о более серьезных личных проблемах".

Еще больше фото и историй вы найдете в нашей галерей - кликайте на фото.

Кликайте на фото для просмотра галереи

TOP NEWS / Новости о звездах