Для 18-летнего Паши Табакова фотосессия в HELLO! - далеко не первая. Поскольку он родился в знаменитой семье Олега Табакова и Марины Зудиной, интерес к нему с детства был нормой, а в последние годы стал и частью работы.
Однако очень скоро младший Табаков стал доказывать неслучайность своего выбора. Сначала режиссер Константин Богомолов пригласил Пашу в спектакль "Год, когда я не родился", и в 17 лет он дебютировал на большой театральной сцене. А этим летом состоялся его дебют в кино - он сыграл главную мужскую роль в новом фильме Анны Меликян "Звезда". Представить работу Паша приехал в Сочи на "Кинотавр", где мы с ним и встретились.
- Паша, на премьере фильма на "Кинотавре" в зале была твоя мама. Как она оценила твою работу?
- Она сказала, что это достойно, и больше мне ничего не надо. Это для меня самая важная, всеобъемлющая похвала.
- Родители читали сценарий прежде, чем ты согласился?
- Да, еще до того, как меня утвердили. Просто папа не отпустит ни одного своего студента сниматься, где попало.
- Нет, мы встречались с Аней, разговаривали, читали вместе сценарий, и я сначала не очень понимал, что происходит - в театре обычно сразу говорят, подходишь ты или нет. Уже потом мне сказала мама, что меня очень хотят взять. Вообще это были мои первые пробы.
- Да. У нас просто так получается, что все время приглашают сначала его, а потом говорят: "Давайте лучше позовем Пашку Табакова", и мне это неприятно.
- Стыдно?
- Да, немножко стыдно.
- А есть ощущение, что это еще и потому, что ты - Пашка Табаков?
- Есть иногда. Но надеюсь, что после той работы, которую я недавно закончил в Крыму, закроется и тема "Ну, он - Пашка Табаков, надо позвать". Мой друг как-то хорошо сказал: "Если твой отец переплыл реку, тебе надо переплыть и наладить торговое сообщение между берегами".
- Что это за работа в Крыму была?
- Я снимался у Андрея Прошкина в фильме "Орлеан". Там великолепный актерский состав - Елена Лядова, Виталий Хаев, Виктор Сухоруков. А я играю "атмосферу" фильма, я - такое единственное доброе светлое пятно, которое осталось в этом городе.
- Учиться на актера ты стал чуть раньше, чем обычно происходит в театральных ВУЗах.
- И это хорошо. Актерская профессия учит открываться, а чем старше мы становимся, тем больше закрываемся, приобретаем какие-то фобии, комплексы. В актерской школе этот процесс тормозят, и чем раньше начинается учеба, тем больше получается его затормозить. Я помню, какими ребята пришли, и вижу, какими они стали.
- У меня есть друг, он старше на четыре года, и единственный, с кем я общаюсь с детства. Он проверен временем, я могу на него положиться. Вообще, все люди, с которыми я хорошо общаюсь, старше меня, некоторые намного старше... Эти люди росли в другое время, у них остались настоящие понятия о дружбе.
- Время, в которое ты рос, считаешь, хуже?
- Оно совершенно другое. Ведь смотрите, я без девайса своего часа не могу провести. Но у меня первый мобильный телефон появился в шестом классе, а Интернет - только в восьмом, и я этим очень горжусь.
- Ты играл во дворе?
- Конечно. Играли в войнушку, в футбол, все, как полагается. Был определенный лимит времени, который меня раздражал - в 9 часов я непременно должен был быть дома. У нас был дом угловой и детская площадка посередине, и мне кричали: "Паша, иди домой!"
- Кто из родителей более строг?
- В воспитании - мама, в остальном - папа. Меня папа воспитывал так: когда я просил в магазине что-то купить, он спрашивал меня: "А зачем тебе?", и чаще всего я не находил, что ответить. Старался придумывать причины, почему я это хочу.
- Олег Павлович тебя воспитывал идеологически?
- Да, и я благодарен ему за то, что научился понимать, в чем я действительно нуждаюсь. Я живу на свои деньги, которые сам зарабатываю. Мне неприятно и грустно смотреть на ровесников, которые сидят на шее у родителей.
- Тебе еще и повезло, что в этом возрасте ты уже востребован в своей профессии.
- Это так, но мне ни в коем случае нельзя опозорить фамилию семьи.
- Тебе это внушали как-то?
- Нет. Но я это понял, когда папа приехал за мной в пятом классе в отделение милиции. Мы шли большой компанией, один из нас был с бутылкой шампанского, а рядом оказалось отделение милиции, и нас всех пригласили пройти туда. Когда я встретил папу в кабинете у начальника отделения, для меня это было звоночком. И я решил, что буду сознательно отказываться от соблазнов, которые существуют в моем возрасте, чтобы такая история никогда не повторилась.
- Папа что-то высказывал?
- Нет, но по его молчанию было все понятно. Он сказал только, что это второй раз в жизни, когда он пришел в милицию. Первый раз был, когда он не мог бросить в беде своего друга.
- Авторитет родителей для тебя безусловен?
- Да, я всегда прислушивался к их мнению. Конечно, были ситуации, когда я делал все равно по-своему, но вот эти классические сцены, которые закатывают подростки родителям: "Я вас ненавижу!", "Все, я ухожу из дома", - совершенно неприемлемы для меня. Моему отцу очень много лет, и я стараюсь не заставлять его нервничать, волноваться. Он руководит двумя театрами и колледжем, еще и играет на сцене, и доставлять ему проблемы я не хочу, права не имею.
- Ты живешь с родителями?
- Нет, я живу в общежитии. Мне удобнее так. Я достаточно практичный человек.
- Это твое решение?
- Конечно.
- Да, это же мой выбор, моя жизнь. В любом случае это не будет значить: "Мама, папа, у меня появилась девушка, я хочу с ней жить, чтобы делать все, что хочу". Мне самому это не близко. С одной стороны, как говорит папа, любовь - это желание касаться, с другой стороны, касания эти не должны быть чисто физическими. Тогда бы можно было ходить каждый день на тусовки, уезжать всякий раз с новой девушкой и отлично проводить время, но мне важно, чтобы было что-то в сердце, иначе все это не имеет смысла. У нас с друзьями был недавно спор на тему, чего в мире больше -добра или зла. Нас было четверо, и я почему-то был единственным за столом, кто говорил, что добра в мире больше и оно всегда побеждает зло. Это моя жизненная позиция. Добро как айсберг, видно только его вершину, но гораздо больше скрыто от глаз.
- Твой герой в фильме "Звезда" совершает безумства ради девушки. Тебе это близко?
- Он немного аутист, для меня в нем было что-то от Билли Миллигана. А вообще, я считаю, что в любви не надо искать логики - ты как чувствуешь, так и делаешь.
- Паша, наверняка тебя звали сниматься в кино и до "Звезды". Почему не соглашался?
- Потому что театр для меня был самым главным. Сначала я полюбил театр, потом кино. В "Табакерке", например, был спектакль "Страсти по Бумбарашу", и я его очень любил, я каждый раз ходил смотреть его, лет с пяти, бегал за кулисы и восхищался актерами. Я знал, что есть хорошее авторское кино. Первый фильм, который меня заставил поверить в то, что искусство есть не только в театре, но и в кино - это "Мертвец" Джармуша.
- Свои первые появления на экране воспринимал болезненно, не мог на себя смотреть, сейчас более или менее спокоен. У Ани Меликян я, безусловно, учился, и многим вещам прямо в процессе работы. Когда я смотрю это кино, то помню всю хронологию съемок, и вижу каким я начинал, и каким стал позже.
- Ты знаешь о том, что кастинг-директоры этого фильма искали мальчика с успешностью на лице. Для тебя было удивлением узнать, что у тебя такое лицо?
- У меня на лице уверенность и, надеюсь, интеллигентность. На Западе меня все принимают почему-то за француза. (Смеется.) Меня учили много читать, хотя что именно читать, родители перестали мне говорить еще в младшей школе. Я вот прошлым летом читал Ницше, мучительно читал, но я решил, что дочитаю до конца. Пусть даже для того, чтобы выпендриться потом: "Вы не читали, а я читал".
- Выпендриться перед кем?
- Ну... Безусловно, есть умные и талантливые актеры, а есть тоже неплохие ребята, они медийные, все хорошо у них, развиваться особо ни к чему, и вот от них хотелось бы отличаться. Актер должен всем интересоваться, все в себя впитывать.
- В чем бы ты хотел походить на отца?
- Его характер, его черты мне не скопировать, не перенять, я уже сформировался, да и зачем?.. Для себя я достаточно честный и хороший человек. Но когда в будущем у меня появятся дети, надо будет подумать, как стать лучше для них, чтобы быть образцом, таким, каким является для меня мой отец.
Текст: Елена Кузнецова