«Великая ирония» Вуди Аллена вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, знакомые с фильмографией Аллена зрителей на экране обнаружат привычный глазу визуальный код, быстро считываемую условность, в которой так легко существуют Нильс Шнайдер и Лу де Лааж, динамичность повествования и легкую, словно Купидон парящую вокруг актеров камеру. С другой стороны, для тех же зрителей вышеперечисленные качества могут оказаться недостатком — по той простой причине, что от режиссеров калибра Аллена начинаешь ждать новых приемов, попыток бросить вызов самому себе и на излете карьеры обнаружить абсолютно новый кинематографический стиль.
Даже если вы относитесь ко второй группе ненасытных зрителей, остроумие нарративов, легкость диалогов и уместная абсурдность некоторых ситуаций, скорее всего, обезоружат вас. Но об этом позднее.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Фабула фильма следующая: молодой писатель Алан Убер встречает на улицах Парижа свою одноклассницу Фанни Фурье (нынче Моро), в которую, как сам тут же признается, в школьные годы был влюблен. Фанни отвечает, что находится замужем за богачом Жаном, который скрывает способы своего заработка. Несмотря на это, она не отказывает ему в том, чтобы пообедать. Так между этими тремя образуется любовный треугольник.
![](/uploads/1023/ostroumnye-narrativy-legkie-dialogi-i-svoevremennaya-absurdnosty-iz-chego-sostoit-velikaya-ironiya-vudi-allena_52300_1_1000x666.webp)
![](/uploads/1023/ostroumnye-narrativy-legkie-dialogi-i-svoevremennaya-absurdnosty-iz-chego-sostoit-velikaya-ironiya-vudi-allena_52300_2_1000x715.webp)
Дальше фильм существует по непростительно простой формуле, выдавая в Аллене то ли озорного наглеца, то ли высокомерного старца, думающего, что он знает жизнь лучше других, поэтому может себе позволить измываться над зрителем. Актеры в его фильме мастерски укрываются от того, чтобы не стать ходячими карикатурами, и это позволяет сохранять доверие к фильму до последней минуты. На самом деле, применительно к «Великой иронии» ни то, ни другое предположение ни являются верными. Аллен ни озорной наглец, и тем более ни высокомерный. Если вы идете в кино на Аллена, то либо принимаете условия игры, которые задает его фильм, либо же нет.
И, наверное, в нынешней ситуации можно понять, почему тот же Вуди Аллен не бросает себе вызов и делает такое кино, которое он уже привык делать, хорошо знакомое и рабочее. Фильмы находятся в прокате по две недели. А потом — стриминги. Две недели — это ничто. Твой фильм могут и не заметить. А Аллен из тех киноделов, в чье время фильмы в прокате могли идти месяцами, а поход в кино всегда был большим событием. На один и тот же фильм можно было сходить несколько раз, и постоянно наслаждаться так, будто смотришь впервые. А сейчас правила игры меняются.
Люди чаще остаются дома, и просмотр фильма перестает нести событийный характер, а все крепче вплетается в быт и растворяется в нем. Сам факт поездки куда-то, нахождения в зале с незнакомыми людьми, разделение с ними же незабываемого опыта, а затем прогулка по городу, пока фильм переваривается — все эти этапы опускаются в пользу комфорта и лени, и, как итог, добраться до сути фильма, до его эссенции, почувствовать его на глубинном уровне становится просто невозможным, и очередное достойное полотно в подсознании очень быстро становится на полку к «остальным» потребленным фильмам. Зачем в таком случае человеку, глубоко любящему кино, тратить силы на надлом и отказывать себе снять кино в комфортных для себя условиях?
![](/uploads/1023/ostroumnye-narrativy-legkie-dialogi-i-svoevremennaya-absurdnosty-iz-chego-sostoit-velikaya-ironiya-vudi-allena_52300_3_1000x666.webp)
![](/uploads/1023/ostroumnye-narrativy-legkie-dialogi-i-svoevremennaya-absurdnosty-iz-chego-sostoit-velikaya-ironiya-vudi-allena_52300_4_1000x666.webp)
Кстати, про комфортные условия. Для американца Аллена романтическая комедия «Великая ирония» стала первой, снятой на французском языке. Когда интервьюер спросил Вуди, учил ли тот французский для съемок и понимал ли, что говорят герои во время сцен, тот честно ответил:
Нет, но когда актер играет хорошо — это видно сразу, там и понимать слов не надо.
Высший пилотаж, что называется.
С такой же простотой сделана «Великая ирония», в которой, если постараться, можно проглядеть безобидную философскую притчу о природе любви и о том, как люди в современном мире эту самую простую любовь искажают, меняют и предают. В общем, обходятся с ней очень небрежно. За что и жизнь этим людям играючи мстит, используя скальпель под названием «ирония».
Новый Вуди Аллен достоин похода в кинотеатр. Тем более, российскому зрителю повезло, что картина получила прокат, и теперь ее можно посмотреть на большом экране.
Текст: Дима Кекелидзе
![](/uploads/1023/ostroumnye-narrativy-legkie-dialogi-i-svoevremennaya-absurdnosty-iz-chego-sostoit-velikaya-ironiya-vudi-allena_52300_5_1000x666.webp)
![](/uploads/1023/ostroumnye-narrativy-legkie-dialogi-i-svoevremennaya-absurdnosty-iz-chego-sostoit-velikaya-ironiya-vudi-allena_52300_6_1000x666.webp)