«Прогулка»
2003
Первую известность Цыганову (если не считать появления в фильме «Займемся любовью», отмеченного призом Кинотавра) принесла роль в «Прогулке» Алексея Учителя — своеобразном роуд-муви, в котором трое героев — два парня и одна девушка — практически не останавливаясь, фланируют по улицам Петербурга, на ходу болтая, веселясь и выясняя отношения друг к другу. Сыгранный Цыгановым Петя, по первости неразговорчивый, насупленный и как будто недовольный присутствием взбалмошной Оли (Ирина Пегова), постепенно все больше завоевывает ее внимание, под конец и вовсе вытесняя своего романтического и ранимого друга Лешу (Павел Баршак). Позже Цыганов снимется у Учителя в исторической драме «Космос как предчувствие», поставленной по сценарию Александра Миндадзе.
«Питер FM»
2006
В образцовом и одном из немногих успешных ромкомов в истории российского кино Цыганов исполнил роль Максима Васильева — в равной степени молодого и талантливого архитектора, однажды нашедшего на улице мобильный телефон, принадлежащий Маше Емельяновой, радиоведущей, которую он то и дело встречает в толпе, но всякий раз проходит мимо.
Максим — персонаж весьма романтических видов. Обитает в мансарде, трудится дворником, нисколько этого не смущаясь, и стоит на пороге важного решения о переезде в Берлин, где его ждет предложение о работе. Рассеянная, мечтательная и непосредственная Маша оказывается в схожем положении. Она как будто уже приняла решение выйти замуж во всех смыслах положительного, но ужасно скучного Костю, которого знает со школы, но все больше убеждается — в том числе благодаря незримому присутствию в ее жизни Максима и их долгих телефонных разговоров на фоне рассветного Петербурга — что не будет с ним счастлива. По закону романтического притяжения каждая их попытка встретиться срывается в последний момент, что, впрочем, только усиливает драматургическое напряжение. «Питер FM» стал режиссерским дебютом Оксаны Бычковой, которая когда-то сама работала на радио. К слову, в небольшом комическом камео в фильме появляется Павел Баршак — партнер Цыганова по «Прогулке». Здесь он исполняет роль одетого в точности как Максим безымянного парня, точно также ожидающего девушку у памятника.
«Оттепель»
2013
В «Оттепели» Валерия Тодоровского, курс которого, к слову, оканчивала Оксана Бычкова, Цыганов исполнил самую, пожалуй, известную свою роль на телевидении, которых за последние годы случилось немало (достаточно вспомнить роли в «Мертвом озере», «Везет» и «Мертвых душах»). Сыгранный им кинооператор из далеких 60-х, Виктор Хрусталев сочетает в себе черты, характерные для многих героев Цыганова — неподдельную маскулинность, невольное обаяние, жесткость и, конечно же, выражение экзистенциальной то ли обреченности, то ли отрешенности на лице. В «Оттепели» Тодоровский, сын советского режиссера Петра Тодоровского, реанимирует эпоху, в которой жил и творил его отец. Телефильм, таким образом, служит беззастенчивым посвящением поколению шестидесятников.
Сюжет запускает смерть талантливого сценариста Кости Паршина, выпавшего из окна (в его образе угадываются черты Геннадия Шпаликова). Бывшего с ним незадолго до этого Хрусталева подозревает следователь, не терпящий богему. Сам Виктор — человек резкий и не соглашающийся на творческие компромиссы — тем временем делает все, чтобы добиться постановки «Осколков», последнего сценария Паршина. Этим же озабочен молодой режиссер Егор Мячин (Александр Яценко), сочетающий горячность с робостью. Ради этого они соглашаются принять участие в постановке «Девушки и бригадира» — устаревшей комедии в духе соцреализма уважаемого режиссера Козицкого (Михаил Ефремов). Хрусталев — в качестве оператора, Мячин — в роли стажера и постановщика отдельных сцен. Но их недавно зародившейся дружбе мешает Марьяна (Анна Чиповская), случайно попавшая на съемки девушка, недавно оставленная Хрусталевым и нежно любимая Мячиным.
«Человек, который всех удивил»
2018
Удивительную метаморфозу претерпевает Егор Коршунов, простой егерь, обитающий где-то в Сибири, за роль которого Цыганов был награжден «Никой». Жизнь Егора текла, подобно речке, по которой он часто плавал на лодке, спокойно и уверенно — в маленьком поселке егеря уважали, жена Наталья (Наталья Кудряшова) ожидала второго ребенка, а первый не доставлял печалей и забот. Но неожиданно в ее течении обнаружился непредвиденный порог — смертельная опухоль, оставившая Егору два месяца жизни. Убедившись в правдивости диагноза и беспомощности научной медицины, он решается провернуть тот же трюк, что и селезень из народных сказаний, обманувший смерть, прикинувшись уткой. У авторов фильма — неразлучном дуэте Наташи Меркуловой и Алексея Чупова — Цыганов прежде играл в сериале «Кризис нежного возраста».
«Одесса»
2019
Вновь у Тодоровского — на этот раз не в телевизионном, а кинофильме — Цыганов появился в ностальгической драме «Одесса», рассказывающей о журналисте-международнике из «Известий» Борисе (его и сыграл Цыганов), который перед переездом в Германию (точно как в «Питер FM), решил вместе с 10-летним сыном Валерой, навестить родителей своей жены Аллы, живущих, как вы вероятно, догадались в Одессе.
Планировавшийся недолгим визит изрядно затягивается из-за объявления в городе карантина. Жизненное пространство вокруг Бориса и его многочисленных родственников, обитающих в тесной квартирке, сжимается, повышая давление в и без того напряженных отношениях — младшие сестры Лора (Ксения Раппопорт) и Мира (Евгения Брик) ссорятся меж собой, мужьями и родителями (Леонид Ярмольник и Ирина Розанова), а за всем этим с печалью наблюдает Борис, бледная московская отрешенность которого темнее все больше под жарким одесским солнцем, и маленький Валерик, переживающий ярчайшие мгновения детства (в нем без труда обнаруживается сам режиссер).
«1993»
2023
В этом году исполнилось 30 лет событиям, вошедшим в историю России как «Штурм Белого Дома». Впрочем, они служат лишь фоном для одновременно драматической и комической истории Виктора Брянцева (Цыганов) и его семьи. Еще вчера Брянцев защитил кандидатскую диссертацию, а сегодня вынужден работать рабочим канализации, чтобы хоть что-то заработать. Несмотря на неуловимо меняющуюся с каждым днем действительность, Виктор не теряет присутствия духа, хоть и выглядит бесконечно растерянным. Параллельно ему к таинствам капитализма пытается приобщиться его не всегда верная жена Лена (Екатерина Вилкова), образ которой режиссером и сценаристом Александром Велединским по сравнению с литературным первоисточником — романом Сергея Шаргунова — был несколько изменен. Роль Виктора, наблюдающего за распадом СССР, рифмуется с его ролью в «Ветке сирени» Павла Лунгина, где он сыграл композитора Сергея Васильевича Рахманинова, бежавшего от власти Советов в Америку.
«Блондинка»
2023
В «Блондинке» Павла Мирзоева, поставленной по кинопьесе Александра Володина, Цыганову досталась роль Льва Николаевича, театрального режиссера, руководящего любительским театром «Северная почта». Когда-то ему удалось зажечь сердца нескольких актеров, не сумевших попасть ни в один классический театр, любовью к искусству. Но теперь, уставший и обессиленный от неудач и царящей вокруг бесталанности Лев Николаевич сдается — покидает труппу и исчезает из Петербурга, чей поэтизированный образ вновь появляется в фильмографии Цыганова.
На его поиски устремляется актриса «Северной почты» Ира (Дарья Жовнер), влюбленная в него и саму идею свободы, что дарит театр. Трудности — вроде выселения театра — ее только раззадоривают. Она желает иной, «необычной» жизни, но несколько более взрослый Лев Николаевич эти мечты уже успел внутри себя изжить. Мирзоев, по сравнению с оригинальным текстом Володина, преувеличил роль Льва Николаевича - вероятно, для большей выразительности центрального в сюжете конфликта иллюзий Иры с жизнью. Интересно, что не так давно Цыганов исполнял роль театрального режиссера в спектакле Дмитрия Крымова «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция», за которую был награжден «Золотой маской».