RU
×

Архив номеров

Архив номеров

Подпишитесь на новости от HELLO.RU

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2024.

Все права защищены.

Использование материалов сайта HELLO.RU разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера
7 лучших ролей Елены Яковлевой

7 лучших ролей Елены Яковлевой

22 февраля в прокат выходит психологическая драма «Свет», в которой главную роль исполнила Елена Яковлева. По этому случаю вспоминаем шесть других заметных ролей актрисы в кино и на телевидении.

Теги: Кино

«Плюмбум, или Опасная игра» (1986)

Драма, созданная многолетним творческим союзом режиссера Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе, родилась из статьи в газете о предприимчивом подростке, который служил в народной дружине и нередко злоупотреблял властью. В фильме он превратился в 15-летнего школьника Руслана Чутко, известного милиции по позывному «Плюмбум» (название свинца на латыни). Круглого отличника Руслана незадолго до начала действия фильма ограбили и отняли кассетный магнитофон. С тех пор мальчик, не испытывающий физической боли, борется с несправедливостью и делает это с отчаянной смелостью, не считаясь при этом с чувствами людей, стоящих у него на пути. Одной из них оказывается возлюбленная связанного с криминалом директора овощной базы Мария, сыгранная Яковлевой. В отношениях с ней Плюмбум как раз и проявляет свою склонность к злоупотреблению властью и неспособность к сочувствию. Фильм стал хитом проката, как и многие другие работы Абдрашитова и Миндадзе, и принес Яковлевой первую известность. К слову, актриса, относящаяся к своим ролям весьма критично, признавалась, что роль в «Плюмбуме» до сих остается одной из самых любимых в карьере.

«Интердевочка» (1989)

Впрочем, по-настоящему знаменитой Яковлеву сделала роль девушки легкого поведения Тани Зайцевой в знаменитой драме Петра Тодоровского, ставшей одним из самых популярных и важных фильмов позднесоветского кино. По сюжету, героиня Яковлевой живет двойной жизнью — днем работает медсестрой, а по ночам перевоплощается в «ночную бабочку», трудящуюся в гостиницах для иностранцев. Один из постоянных клиентов Тани, скромный и искренне любящий ее швед Эдвард Ларсен, делает ей предложение, на которое она соглашается, оставляя в Ленинграде маму, не подозревающую о «хобби» дочери. Пара переезжает в Швецию. Мечты Тани о комфортной жизни сбываются, но сообразно духу времени места себе во «внешне процветающем, но изнутри мертвом» капиталистическом обществе она не находит. Драма Тодоровского сняла несколько табу, прежде бытовавших в советском кино, но главной ее силой был центральный для истории образ Тани, которой Яковлева сообщила теплоту и человечность, понятную всякому зрителю. Интересно, что Тодоровский поначалу совсем не видел в героине Тани Яковлеву. Переубедить его смогла жена Мира Тодоровская, выступившая в роли продюсера картины, упорство и талант самой Яковлевой и, возможно, ее роль в спектакле «Снег недалеко от тюрьмы», где она появилась в похожем амплуа. В будущем Яковлева снимется еще в трех фильмах Петра Тодоровского и одной ленте его сына Валерия.

 

«Чернов/Chernov” (1990)

Советское кино времен Перестройки вообще было богато на эксперименты с темами и жанровыми формами. После выхода «Интердевочки» Яковлевой десятками приходили предложения сыграть еще одну жрицу любви, от которых она отказывалась, не желая становиться заложницей одного образа (впрочем, в «Петербургских тайнах» она всё же сыграла роль «падшей женщины», княжны Чечевинской). Однако были и интересные предложения. В психологической комедии Сергея Юрского, поставленной им по мотивам собственной повести, Яковлева сыграла героиню, пребывающую одновременно в двух мирах. В реальном она была Ириной, уставшей спутницей затухающего интеллигента Чернова, а в выдуманном им же мире — декоративной красавицей, горячо влюбленной в его альтер-эго Пьера Ч. Впрочем, в обоих измерениях жизни безнадежного выдумщика Чернова Яковлева выглядит одинаково убедительно.

«Свет» (2024)

В грядущем фильме Антона Коломейца, дебютировавшего в полнометражном кино с настроенческой драмой «Ваш репетитор» (2018), Яковлева вновь, как и в «Чернове», сыграла «раздвоенного» персонажа, но делителем на этот раз выступила не граница реальности и грез, а время. В настоящем разливающая спокойное свечение Татьяна Сергеевна, социальная работница, любящая свое дело — ее роль и исполнила Яковлева — в канун своего 60-летия предается тревожным воспоминаниям о годах юности, выпавших на конец 70-х. В прошлом, в которое проваливается Татьяна Сергеевна, только окончившая школу Таня, сыгранная Дарьей Коныжевой, напротив, колюча как кустарник, упряма и несговорчива. Что же связывает этих двух столь непохожих людей, и что заставило Татьяну так пристально вглядываться в себя прежнюю? Мастерская игра Яковлевой, чья Татьяна Сергеевна очаровательно, иногда до неуклюжести, проста и наивна, и Коныжевой в этой тонко и атмосферно поставленной драме была справедливо отмечена наградой кинофестиваля в «Выборге». Коломеец рассказывает простую историю, не превращая флешбеки в аттракцион — переходы из эпохи в эпоху случаются незаметно, сами собой — сосредотачиваясь исключительно на своих героинях, что придает повествованию психологическую глубину.

«Далекие близкие» (2022)

В драмедийном роуд-муви Ивана Соснина Яковлева исполнила не главную, но очень теплую и запоминающуюся роль. Главная сюжетная арка возведена над отношениями отца и сына — учителя географии в хабаровской школе Бориса и перегонщика машин Миши. Не ладящие между собой они отправляются в далекое путешествие в Подмосковье к Надежде, сыгранной Яковлевой — такой же, как и Борис энтузиастке овощей, выращенных на грядке. Борис, познакомившийся с ней в соцсети, решает сделать ей сюрприз, а Мише как раз надо перегнать очередную машину. Так герои отправляются в путешествие по истории взаимных обид, которое, разумеется, приведет к примирению. У Соснина получилось уютный, камерный фильм, которому, несмотря на предсказуемость сюжета, очень хочется верить.

«Каменская» (1999-2011)

Другой главной «главной ролью» в карьере Яковлевой стала майор (тогда еще) милиции Анастасия Каменская — героиня одноименного сериала, насчитывающего шесть сезонов. «Каменская» представляла собой классический процедурал с необычной структурой сезонов, разделенных на двухсерийные фильмы. Другим отхождением от законов жанра стало то, что повествование частенько отвлекалось от расследования на личную жизнь Каменской — не слишком, впрочем, бурную. Образу безупречной блюстительницы порядка Яковлева смогла придать живость и простосердечность — один из главных своих актерских талантов.

«Чебурашка» (2023)

В самом кассовом в истории нового российского кино фильме, по-новому пересказавшем историю дружбы Чебурашки и Крокодила Гены, Яковлева исполнила роль властной владелицы шоколадной фабрики Риммы, прообразом которой послужила старуха Шапокляк из оригинальной повести Эдуарда Успенского. Римма не только желает заполучить Чебурашку, выкупив его у одинокого садовника Гены, но и пытается выведать рецепты шоколада у Тани, его дочери, владеющей небольшой лавкой. В «Чебурашке» Яковлева воссоединилась с Сергеем Гармашем, с которым много лет снималась в «Каменской».