Недавно в Китае завершился пятый ежегодный Пекинский кинофестиваль, в основном конкурсе которого участвовали российские картины "Битва за Севастополь" режиссера Сергея Мокрицкого и "Белая белая ночь" режиссера Рамиля Салахутдинова. Одним из членов жюри - наряду с Люком Бессоном, Ким Ки Дуком и другими всемирно известными кинематографистами - стал российский режиссер, продюсер и актер Федор Бондарчук. В эксклюзивном интервью HELLO.RU Федор рассказал о китайской киноиндустрии, кинорынке, о том, как победу в главных актерских номинациях одержали Юлия Пересильд и Артем Цыпин, а также о требовательности Люка Бессона и непредсказуемости Ким Ки Дука.
Члены жюри Пекинского кинофестиваля: режиссер Фернанду Мейреллиш (Бразилия), сценарист Роберт Марк Кэмен (США), Федор Бондарчук, Люк Бессон, продюсер и режиссер Питер Чан (Тайланд), режиссер Ким Ки Дук (Южная Корея), актриса Чжоу Сунь (Китай)
Федор, расскажите, как вы получили приглашение стать членом жюри Пекинского кинофестиваля?
Предложение я получил от Марко Мюллера - художественного руководителя Венецианского и Римского кинофестивалей, а теперь и советника кинофестиваля в Пекине. Два года назад он организовывал показ "Сталинграда" в Риме, а сейчас его команда впервые начала заниматься Пекинским кинофестивалем. По словам Даррена Аронофски, который был там уже пятый раз подряд, в этом году фестиваль приобрел совершенно другие формы, наполнение и размеры, стал более масштабным - как и вся китайская киноиндустрия.
Федор Бондарчук и Питер Чан вручили награду лучшему режиссеру - французу Жану-Жаку Анно
Жан-Жак Анно, победитель в номинации "Лучшая режиссура" за фильм "Тотем волка"
Сейчас внимание кинематографистов со всего мира направлено в первую очередь на Китай и на его растущий рынок. Два года назад "Сталинград" выходил на 7000 копий, а общее число экранов достигало 17 тысяч плюс 100 киноэкранов IMAX - и это количество постоянно растет. Сотрудничать с Поднебесной стремится огромное количество независимых продюсеров и студийных боссов.
Светлана и Федор Бондарчук в компании Люка БессонаФедор Бондарчук на красной ковровой дорожке фестиваля
Однако китайский рынок - это своеобразная территория. В Китае существуют квоты, есть комитет по цензуре. Это значит, что рынок ограничен, но те, кто имеет опыт проката картин там, уже находятся в другом, более выгодном положении. У меня такой опыт есть, поэтому в качестве члена жюри я чувствовал себя там более комфортно, чем некоторые мои коллеги.
Члены жюри на фоне стены с автографами, которые оставляли участники кинофестиваля за пять лет его существования
Расскажите об опыте общения с Люком Бессоном, который возглавлял жюри. Какой он в жизни?
Бессон невероятно демократичный и простой, но в то же время очень требовательный человек. Он - абсолютный кинематографист, для него профессиональное сообщество и вообще территория кино - это главное в жизни. Я для себя таких людей всегда выделяю. Он много раз возглавлял или просто был членом жюри на различных кинофестивалях, но, по его словам, опыт работы именно в этот раз в Пекине стал для него одним из лучших, и я склонен ему верить. Работа с ним, безусловно, была в удовольствие.
Люк Бессон
Люк Бессон и Джеки Чан, вручившие награду за лучший фильм The Beginning of Time мексиканскому режиссеру Берландо Ареллано
Бернардо Ареллано и команда картины The Beggining of Time
А какое впечатление на вас произвел Ким Ки Дук?
Ким Ки Дук очень... разный. Каждый раз, когда мы выбирали победителей, он рушил все планы и все договоренности. То есть мы проводили голосование, один из номинантов получал большее количество голосов, и Люк Бессон говорил: "Ну все, мы приняли решение". И именно в этот момент Ким Ки Дук выходил из позы лотоса, в которой он периодически пребывал, будь то кресла в кинотеатре или стулья в конференц-зале - и говорил: "Одну секундочку, мне есть что сказать". После этого он произносил длинный монолог, который рушил все наши планы. Кстати, Ким Ки Дук был всецело погружен в нашу картину "Белая белая ночь" и не раз отстаивал ее.
Юлия Пересильд и Артем Цыпин получили призы за лучшие женскую и мужскую роли в фильмах "Битва за Севастополь" и "Белая белая ночь". Как было воспринято то, что именно российские актеры получили две главные награды?
Во время обсуждения стало понятно, что работу Юлии Пересильд выделяют среди женских ролей, - о ней говорили, спрашивали, снят ли фильм по реальной истории, искали информацию о Юле и ее героине в интернете. Выбор Юли в качестве победительницы был сделан быстро и единодушно.
Режиссер картины "Битва за Севастополь" Сергей Мокрицкий получил статуэтку за Юлию Пересильд
Юлия Пересильд на пресс-конференции в Пекине
Что касается Артема Цыпина, то я не буду раскрывать все подробности - скажу только, что драма "Белая белая ночь" обсуждалась в каждой из номинаций, в том числе в режиссерской, сценарной и, конечно, операторской. Последняя, к слову, была отмечена еще и благодаря тому, что в картине очень хорошо передан образ Петербурга во время белых ночей и некое депрессивное состояние человека, живущего в этом музее без дня и ночи - один монотонный цикл странного солнцестояния.
Однако свою роль сыграла необходимость распределения призов между "Белой белой ночью" и другими картинами, нужно было идти на компромисс. В результате мы приняли решение, что приз за лучшую мужскую роль отдадим Цыпину, а победителями в прочих номинациях станут другие картины.
Артем Цыпин
Команда фильма "Белая белая ночь" и Алена Шумакова (отбор картин) на красной ковровой дорожке Пекинского кинофестиваля
Как вы считаете, можно ли по результатам Пекинского кинофестиваля сделать вывод, что Китай проявляет особенный интерес к российским кинематографистам и вообще к российской киноиндустрии?
Скажем так: он может проявить интерес. У нас есть безусловный шанс работать с ними и представлять наш контент на хороших условиях, - лучших, чем, скажем, у американцев. В еще лучшей ситуации находятся корейцы. Корейские звезды и корейские телевизионные сериалы невероятно популярны в Китае. Корейских звезд там, наверное, даже больше, чем китайских. Но по отношению ко многим другим странам в этом вопросе мы находимся в привилегированном положении.
Например, во время этой поездки я не заводил разговоров о картине "А зори здесь тихие...", но мои китайские коллеги сами часто спрашивали о ней. Картина Ростоцкого там - абсолютно культовая, поэтому многие в Китае хотят увидеть ее ремейк. В целом они знают и любят наше кино - этим и объясняется наше особенное, привилегированное положение, которым важно правильно воспользоваться.
Кстати говоря, обладатель премии "Оскар", французский режиссер Жан-Жак Анно, снял в Китае картину "Тотем волка", собравшую 200 миллионов долларов в китайском прокате. Китайская киноиндустрия вообще открыта для иностранных режиссеров, а мировые кинематографисты молятся на то, чтобы попасть в китайский прокат.
Федор Бондарчук и Питер Чан
Федор, в целом вам понравилось в Китае? Какие впечатления остались от поездки?
Описать эту поездку как-то однозначно сложно. В Китае есть особенная энергия, она чувствуется во всем. Среда, стремительно растущая, я бы даже сказал агрессивно растущая, уверенная в себе - это не может не впечатлить.
Также предлагаем посмотреть видео, в котором Федор Бондарчук анонсирует победу Жана-Жака Анно, а режиссер "Битвы за Севастополь" Сергей Мокрицкий получает награду за Юлию Пересильд: