68-й Каннский фестиваль завершен, итоги подведены, отчеты в мировых СМИ опубликованы. Самое время абстрагироваться от ежедневных официальных новостей с Лазурного берега и узнать: а какими, собственно, были Канны на самом деле. Представляем альтернативный взгляд на кинофестиваль - каннский дневник главы "Роскино" Екатерины Мцитуридзе, которая знает, кажется, все - о кино вообще и о Канском кинофстивале в частности.
Екатерина МцитуридзеКинокритик и журналист, Екатерина давно уже сама вышла на "крупный" план - эта красивая брюнетка в равной степени органична на красной ковровой дорожке кинофорумов и в своем кабинете главы "Роскино". В Каннах Екатерина руководит работой Российского павильона, который сама же и открыла в 2008 году вместе с группой единомышленников. Здесь она встречается с продюсерами, главами кинокомпаний, берет интервью у голливудских звезд. Эту авторскую колонку Екатерина Мцитуридзе написала в разгар фестиваля, и посвящена она одному среднестатистическому рабочему дню, который начался для Екатерины вскоре после рассвета и закончился незадолго до рассвета.
Атмосфера Каннского кинофестиваляГде встретить Роберта Де Ниро
- Если со стороны кажется, что Канны - это одна сплошная красная дорожка (которую, кстати, за фестиваль по ночам меняют три раза, потому как она стаптывается от каблучков), то профессионалы знают, что Канны - это еще и работа 24/7. 15 тысяч аккредитованных участников кинорынка, многомиллионные сделки, полторы тысячи представителей СМИ, конференции и пресс-брифинги, студенческий кампус и кинопоказы на пляже, самые крутые вечеринки, закрытые ужины. И много нового кино, любовь к которому здесь всех объединяет. И еще атмосфера волшебства: в любом кафе студент киношколы может запросто оказаться за соседним столиком с Мартином Скорсезе или Робертом Де Ниро. И если у студента хватает таланта и куража, им заинтересуются.
Участники молодежных программ Российского павильона в КаннахВ Каннах к российскому кино относятся традиционно приветливо. В прошлом году именно здесь начался триумфальный успех "Левиафана" Звягинцева. В этом году в основном конкурсе наших картин не было, но две короткометражные работы попали в конкурс Cinefondation (самый престижный в Каннах в коротком метре) - "14 шагов" Максима Шавкина и "Возвращение Эркина" Марии Гуськовой. Кстати, три года назад в этой программе победила наша Таисия Игуменцева с фильмом "Дорога на".
Хоккей в Каннах
Позавтракать я не успеваю. Вспоминаю, что в отеле Majestic варят самый лучший кофе в городе, забегаю на террасу, но моя операция "Перехват кофе" теряет смысл: в 8.30 утра я сталкиваюсь лицом к лицу с Томом Бернардом, главой компании Sony Pictures Classics, при полном параде и в бабочке. Поймать его в Каннах вот так запросто - большая удача. Режиссер, с которым у него должна быть встреча, перепутал время после перелета и опаздывает. Целый час Том в полном моем распоряжении.
Екатерина Мцитуридзе с главой компании Sony Pictures Classics Томом БернардомИ о чем, думаете, мы с ним говорим? О хоккее! Уезжая из Москвы, я получила задание от легендарного Вячеслава Фетисова переговорить с Томом, который в прошлом году здесь же на Каннском фестивале с триумфом представил фильм "Красная армия" с участием Фетисова. На предмет организации в Каннах хоккейного матча между звездными командами России и Голливуда. Том от идеи в восторге, так что ждите в следующем году нашего спецрепортажа с суперматча!
Том Бернард (слева) и Вячеслав Фетисов (в центре) на фестивале в прошлом году,
где они представили фильм "Красная армия"Идею мы уже продвинули на уровне руководства - Тьерри Фремо, генеральный директор Каннского фестиваля, также является хоккейным фанатом в целом и Славы Фетисова в частности. К тому же, как оказалось, в Ницце, в получасе езды от Канн, есть отличная ледовая арена.
Эротику в массы
Распрощавшись с главой Sony Pictures Classics, я бегу в Российский павильон. Здесь у меня встреча с участниками сегодняшней презентации "В фокусе - новое российское кино". Как ни странно, больше всех волнуется один из самых успешных российских телепродюсеров Александр Цекало: он впервые на кинорынке в Каннах. "Я не раз приезжал сюда на телерынки и имею опыт общения на международных площадках. Но то, что происходит здесь, по размаху, конечно же, невообразимо. Надеюсь, что благодаря Российскому павильону наши проекты "Саранча" и "Философский пароход" найдут необходимую международную поддержку", - говорит Александр Цекало.
Продюсер Влад Ряшин, актриса Паулина Андреева, Екатерина Мцитуридзе,
продюсер Александр ЦекалоГлавная героиня эротического триллера "Саранча" красавица Паулина Андреева, на мой взгляд, одна из самых многообещающих актрис нового поколения. Неприкрытая сексуальность, изящество и отличная актерская школа - Паулина играет в МХТ имени Чехова у Олега Табакова, все составляющие успеха при ней!
Паулина Андреева и Петр Федоров в фильме "Саранча",
спродюсированном Алексадром Цекало. Картина, снятая в жанре эротического триллера, была благосклонно принята в КаннахПрезентация проходит замечательно - шесть новых российских фильмов разных жанров, которые дальше будут представлены на международных форумах и на фестивале "Кинотавр", приняты и журналистами, и sales-агентами более чем благосклонно. Особенно аплодируют вестерну "Красный" дебютанта Николая Саркисова с Артемом Ткаченко в роли лихого казака, а также режиссерскому дебюту сценариста Михаила Местецкого "Тряпичный союз" с молодыми звездами Александром Палем и Иваном Янковским в главных ролях. В Российском павильоне к начинающим творцам относятся трепетно. К Каннскому фестивалю "Роскино" готовит альманах Global Russians - лучшие короткометражки наших студентов.
Екатерина Мцитуридзе и Владимир МеньшовВ этом году это киномастерская Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете. 5000 дисков распространяется на всем фестивале. Студенты с головой окунаются в новую фестивальную реальность. Во время двухчасовой презентации я краем глаза замечаю появление в павильоне нашего оскаровского лауреата - режиссера фильма "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова. Владимир Валентинович, так же как и мы, поддерживает молодых режиссеров. Короткометражку одного из его студентов "Выход" отобрали в секцию Short Film Corner и программу Российского павильона. "Вот пришел посмотреть, как все здесь устроено. Атмосфера дружелюбная, глаза горят, народу море, и все по делу. Так держать!" - говорит Меньшов.
В гостях у Вуди Аллена
Собираюсь на "краснодорожный" показ фильма "Иррациональный человек" Вуди Аллена, пытаясь одновременно одеться, накраситься, поправить пост-релиз только завершившейся презентации, ответить на звонки и впервые за день что-нибудь перехватить.
Благодаря чудесной lounge-зоне визажистов Dior в отеле Majestic меня приводят в порядок за 20 минут, плюс 10 минут на прическу, кудри утюжатся и собираются в аккуратный хвостик, 5 минут на то, чтобы надеть украшения и платье от Giorgio Armani Prive, которое мне выбрали в бутике Armani в Третьяковском проезде в Москве. Бежевый nude с блестками, почти балетный. Я меняю casual на вечернее платье, и настроение приходит само собой.
Фильм производит сильное впечатление. Вуди Аллена все любят за его тонкое чувство юмора, а здесь Эмма Стоун и Хоакин Феникс разыгрывают почти что драму между университетским профессором философии, утратившим вкус к жизни, и его меланхоличной студенткой, на поверку оказавшейся более жизнестойкой, чем циничный мэтр. На красной дорожке отметились Эмма Стоун, Вуди Аллен, Мишель Родригес, Адель Экзаркопулос, Клэр Дэйнс, Рейчел Уайз.
Вуди Аллен привез в Канны свой фильм "Иррациональный человек"Исполнительницы главных ролей фильма "Иррациональный человек"
Паркер Поузи и Эмма Стоун позируют фотографамВечер начинается
После премьеры ужин в душевной компании. С Владимиром Меньшовым, продюсерами Владом Ряшиным, Сергеем Сельяновым, Еленой Яцурой, Николаем и Сергеем Саркисовыми, режиссером Виктором Гинзбургом и молодыми кинематографистами в одном из самых уютных ресторанов Le Caveau 30 - там лучшие морепродукты на побережье. Проходя мимо ресторана (мы сидим в открытой зоне на улице), нас поприветствовал директор Берлинского кинофестиваля Дитер Косслик. Он не преминул вспомнить, как Владимир Меньшов выступил на премьере "Ночного дозора" в Берлине. Десять лет назад! Потрясающе. Ужин заканчивается, но вечер только начинается.
Я плыву на тендере (так называются маленькие катера, довозящие до больших яхт) на закрытый прием. По дороге успеваю поговорить по телефону с продюсерами "Битвы за Севастополь" Милой Розановой и Натальей Мокрицкой - радостная новость: они подписали контракт о прокате фильма в Китае. Переговоры по продаже мы вместе с разных фронтов начали в Пекине меньше месяца назад, по китайским меркам это молниеносный результат. Записываю себе в необъятный раздел "дела" BlackBerry, что после приезда в Москву готовим совещание по продвижению "Битвы" в Китае. Кстати, еще один российский военный фильм "А зори здесь тихие..." Рената Давлетьярова, со слов продюсера Влада Ряшина, в Каннах получил несколько предложений о продаже в Китай. Step by step, как говорится.
Звезды спешат на закрытые вечеринкиПриемы разные нужны
Примерно после 23 часов в Каннах начинаются нон-стоп ужины, приемы, вечеринки самого разного формата. Каждый год одна из стран отмечает свое присутствие на фестивале. В этом году в фокусе Китай. На пляжной вечеринке собираются все. Никто не прочь заработать на китайском рынке.
Отдельный подвид вечеринок - after-party после показа фильма. Чем крупнее студия, тем весомей состав гостей. Лучшие у Sony и Lionsgate. В Каннах также море светских fashion-приемов - от вечеринок ювелирных гигантов Chopard или de Grisogono до презентаций молодых энергичных брендов, пытающихся прорваться в индустрию через кино.
Есть еще одна категория приемов - закрытые. Их дают бизнес-магнаты, имеющие крупные активы в медиаиндустрии. Пароли и явки присылаются исключительно на личные мейлы, и фотографий с этих мероприятий вы не увидите. На лодке миллиардера Леонарда Блаватника, владельца кинокомпании Icon, так же как на лодке медиамагната Пола Аллена, в Каннах отмечаются звезды "A" листа. В этот раз режиссер Бретт Рэтнер, продюсеры Харви Вайнштейн и Лоуренс Бендер, жена Романа Абрамовича галерист Дарья Жукова со своим отцом - предпринимателем Александром Жуковым, другие заметные персоны. Музыкальный фон обеспечивает Icona Pop - женский электропоп-дуэт из Швеции. Их хит I Love It, спродюсированный студией Warner Music, которая принадлежит Леонарду Блаватнику, взорвал все чарты. Несмотря на тяжелый, длиннющий день, удержаться от танцев не может никто! Немного пообщавшись с Лоуренсом Бендером о его новом проекте - биографической ленте про сэра Элтона Джона, я собираюсь плыть обратно. В час ночи у меня встреча еще на одном приеме.
О Сталлоне и Эйзенштейне
Добираюсь до Hotel du Cap-Eden-Roc в Антибе, где сэр Чарльз Финч, владелец агентства Finch & Partners, устраивает свой ежегодный ужин. Здесь медийные персоны, политики, финансисты, не бывает тут только людей скучных. Первыми я встречаю Сальму Хайек с мужем Франсуа Пино. У Сальмы вчера была премьера - в фильме Маттео Гарроне "Сказка сказок" она играет готическую королеву. Не менее эффектно, чем Сальма, выглядит одна из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда Дженнифер Лоуренс в компании с нашим утренним другом Томом Бернардом все в той же бабочке (слегка уже скошенной набок). Но главные герои вечера - романтически настроенный Шон Пенн с писаной красавицей Шарлиз Терон.
Шон Пенн и Шарлиз Терон были желанными гостями любого мероприятия в КаннахЕдинственный соотечественник, которого я встречаю у сэра Финча, - это Дмитрий Шумков, владелец комплекса зданий на Москворецкой набережной, где сейчас строится "Зарядье" - самый крупный парк в Москве. Господин Шумков общается с хозяином вечера и Сильвестром Сталлоне и выясняет, что Рэмбо-Рокки обожает фильм "Стачка" Эйзенштейна. Вот так сюрприз!
Не спать!
В три ночи я встречаю у Дворца фестивалей Альберто Барберу, главу Венецианского кинофестиваля. Вместе с Тьерри Фремо, директором Каннского фестиваля, и продюсером Лораном Даниелу (который, кстати, в данный момент завершает вместе с режиссером "Оттепели" Валерой Тодоровским картину о Большом театре) они возвращаются... с танцев. Так бывает только в Каннах! Самое смешное, что с господином Барберой у нас назначен завтрак на 8.30 в ста метрах отсюда. Можно уже и не расходиться! Договариваемся держаться и не проспать встречу. Хотя в стойкости друг друга мы не сомневаемся - в Каннах работает правило: ты можешь делать что угодно, но опаздывать на встречи - никогда! Второе правило - всегда быть в позитивном настроении. Депрессивных здесь приветствуют только в кино, и то в сугубо высокохудожественном.