В основу проекта "Гений" легла книга Уолтера Айзексона "Альберт Эйнштейн". В сериале параллельно развиваются две временные линии - жизнь молодого Эйнштейна (Джонни Флинн) и воспоминания пожилого героя (Джеффри Раш). Несмотря на то что их персонажи не появляются в кадре вместе, актеры пересекались на съемочной площадке.
Во время встреч мы с Джеффри спрашивали друг друга: "А ты сейчас в каком году живешь? - говорит Джонни Флинн.
Мы уже снимались в подобной сцене в фильме "Воровка книг", и там дверь открывала Эмили, - говорит Джеффри Раш, - а в этот раз, чтобы разнообразить рутину, мы решили, что дверь буду открывать я.
А теперь, собственно, о лондонской премьере. Место действия - старинный кинотеатр Cineworld Haymarket, который построили в 1927 году, при жизни самого Альберта Эйнштейна. Потолки с лепниной, обитые бархатом кресла и... яркие, современные афиши c надписью Genius - визитная карточка проекта, премьеру которого провели в столице Великобритании за месяц до выхода на экраны. На следующий день после показа - серия интервью с актерским составом "Гения". И первый в этом списке - Джеффри Раш. На часах 10 утра, за окном отеля шумит людской поток на площади Пикадилли, а на лице 65-летнего актера ни следа усталости после вчерашней after-party, с которой Джеффри уехал одним из последних. Раш лишь просит принести ему чашку кофе, но, увлекшись разговором, быстро отставляет ее в сторону.
Мы с Джонни познакомились по скайпу, долго переписывались по электронной почте и к моменту встречи даже успели создать свой особый Эйнштейн-шифр из странных слов и звуков, с помощью которого общались на съемках. Джонни тогда был брюнетом, и я подумал, что он идеально подойдет для этой роли: он был похож на человека из прошлого века, такого Джеймса Джойса. Лишь когда закончились съемки и он вернулся к своему настоящему цвету волос, я узнал, что мой напарник - блондин и глаза у него голубые. Вот вам и чудеса грима! Мне в этом плане, кстати, тоже досталось: в сериале я играю Эйнштейна от 40 лет и старше, при этом сам я уже далеко не мальчик. Так что для "молодых" эпизодов мне стягивали кожу на щеках и подбородке, и под конец съемочного дня дико болела голова. Что поделаешь, искусство требует жертв.
Как вы готовились к роли гениального ученого? Наверное, прошли ускоренный курс физики?
Когда ты говоришь с экрана о теориях Нильса Бора или Вернера Гейзенберга, то, конечно, не хочется выглядеть полным идиотом. Так что с нами на площадке постоянно были ученые-физики, которые помогали советами. Именно они больше всего радовались, когда мы снимали лекции о теории относительности: эти ребята - настоящие фанаты науки и больше нас с вами осознают, какое значение имели эти события для всего мира. А вот чему мне так и не удалось научиться, так это игре на скрипке. Моя игра была похожа на потуги семилетнего ребенка, которому медведь наступил на ухо. (Смеется.) К счастью, благодаря монтажу и озвучиванию на экране это не заметно.
Мне было четыре года, когда он умер. Так что основную информацию я получил из книг и фильмов и довольно быстро осознал масштаб его личности. Ведь этот, если задуматься, простой ученый был и остается знаменитостью уровня Чарли Чаплина, практически кинозвездой. На мой взгляд, в этом большая заслуга его второй жены, Эльзы: она была для Эйнштейна кем-то вроде сегодняшних менеджера и пиарщика. Подозреваю, что именно Эльза позволила его шевелюре отрасти до такой критической длины и создала этот знаменитый образ - сумасшедшего ученого Эйнштейна. (Смеется.)
И теперь каждый знает его фото с высунутым языком...
Я считаю, что из этого кадра давно пора сделать эмодзи и подписывать им все электронные письма. (Смеется.) Но вообще мы с Джонни старались не создать канонический образ ученого, а показать Эйнштейна как человека - комика, харизматика, романтика, бунтаря. У него была довольно яркая молодость, он вел богемный образ жизни... А после 40 успокоился и превратился в степенного немецкого буржуа. Эту трансформацию мы, кстати, покажем в сериале.
А как насчет отношений Эйнштейна с женщинами? Ведь он был далеко не святым.
Вы же понимаете, что про человека, который вел целомудренный образ жизни, вряд ли получится снять десять увлекательных серий. (Улыбается.) Я не вижу ничего преступного в том, что Эйнштейн развелся с первой женой, в то время это было в порядке вещей. На разных этапах своей жизни он выбирал разных спутниц. Первая жена, Милева, стала для него другом, коллегой, любовницей. Со второй, Эльзой, у него был практически асексуальный брак, но они бесконечно доверяли друг другу. А ближе к концу жизни у нашего героя случился роман с русской женщиной, и никто не знал точно, была она советской шпионкой или нет. Как видите, тут истории почти шекспировского размаха, и десяти эпизодов не хватит.
Я всегда интересовался наукой, особенно астрономией. С детства был одержим космической программой США "Меркурий", миссией "Аполлон-13". Кто-то был поклонником The Beatles, а я стал фанатом ребят из космоса. В какой-то момент я даже пришел в книжный с вопросом: "Что мне нужно прочесть, чтобы стать астронавтом?"
И затем проглотил не один десяток книг по этой теме. В 11 лет я начал ходить в театральный кружок в школе и сильно отдалился от намеченного пути. Но до сих пор заслушиваюсь историями про космос, читаю научные журналы, слежу за современными учеными - и вот даже сыграл гения. Так что, как видите, всё к лучшему. (Улыбается.)
Режиссер Рон Ховард о сериале "Гений":
С другой стороны, Эйнштейн любил жизнь, живое общение, хорошие шутки и, конечно же, женщин. Его свободомыслие и разгульный образ жизни делают его больше похожим на импульсивного поэта или артистичного художника, чем на черствого замкнутого ученого. Это феномен глубокого мыслителя, который прожил активную и яркую жизнь. После окончания съемок я понял, что в моей довольно неплохой жизни не было таких конфликтов и драм, чтобы снять про нее десять серий увлекательного кино. И в какой-то степени я этому даже рад.
Актриса Эмили Уотсон (Эльза Эйнштейн):
Моя героиня, Эльза, одной из первых поняла, насколько популярным становится ее муж. Она была для Альберта и секретарем, и другом, и верным советчиком. Намного раньше Эйнштейна Эльза осознала, что в Германию пришел фашизм, и настояла на переезде в Америку. А еще она была его кузиной, и это также отразилось на их отношениях, которые были в основном платоническими.
Саманта Колли (Милева Марич):
Джонни Флинн (молодой Эйнштейн):