Стендап как личностная терапия
"Пингвины моей мамы" — это история 15-летнего школьника по имени Гоша, который и в семье, и в школе чувствует себя чужим, не принятым. В семье культ усыновления, в котором единственному родному ребенку (собственно, Гоше) нет места, а в школе – непрекращающийся буллинг. Вымещать свои обиды главный герой отправляется в стендап-клуб, где выступает на открытых микрофонах. Стендап занимает существенное место в сериале. Над всеми выступлениями актеров работали настоящие стендап-комики — Евгений Сидоров, Саша Малой и Михаил Кострецов. Они же появляются в кадре вместе с Сергеем Орловым.
Идея сериала возникла у автора сценария проекта Заки Абдрахмановой. Она давно вынашивала идею написать сериал про стендаперов, потому что была фанатом комиков Stand-Up Club #1 и однажды, на одном из вечерних открытых микрофонов, увидела 15-летнего школьника.
Он ужасно волновался! А залу вообще не "заходили" его шутки. Так возникла идея сериала, где стендап – средство найти себя и сбежать от проблем, – говорит сценарист.
Семейная проблематика
Вторым немаловажным компонентом истории являются отношения в семье. В четырех бетонных стенах царствует матриархат, всем управляет женщина. Отец остается не у дел — ждать от него проявлений стойкости и силы воли не стоит, да и кулаком по столу он не ударит, выступая в роли мягкосердечного добряка. Гошу (в те редкие минуты, когда он все-таки оказывается в домашних условиях) окружают приемные братья и сестра, которые не очень-то расположены к общению. В таких условиях главный герой переживает кризис недолюбленности, обделенности вниманием. Но родители не слышат его, когда он пытается говорить о том, что его беспокоит.
Это история про Гошу - про ребенка, который вынужден каждый день отвоевывать любовь и уважение старших, но в итоге он осознает, что воевать не за что: взрослые не такие уж мудрые и интересные. Такое взросление – из бунта в тихое примирение с несовершенством мира.
Режиссер Наталия Мещанинова
Имя Натальи Мещаниновой давно и твердо укрепилось в российском сегменте кинематографа. Она известна и как талантливый постановщик авторского кино ("Комбинат “Надежда", "Сердце мира"), и как режиссер популярных сериалов ("Красные браслеты", "Обычная женщина", "Школа" вместе с Валерией Гай Германикой), и как сценарист ярких и разноплановых историй ("Шторм" Бориса Хлебникова, "Аритмия", "Война Анны"). В центре историй Мещаниновой — очень разные герои (так называемые "маленькие люди"), которые, как правило, сталкиваются со вселенской несправедливостью и пытаются сопротивляться привычному порядку вещей. Сама Наталия рассказала, что зацепило ее в этой истории:
Человек свои драмы и переживания может транслировать через юмор. И выдавать его с точки зрения иронического восприятия его жизни, и таким образом спасать свою психику. Из человека обиженного ты становишься человеком наблюдательным и выходишь за рамки конфликтной ситуации, пытаясь переосмыслить ее с точки зрения иронии. Это помогает тебе выйти за пределы своей личности.
Актерский состав
В касте сериала немало как свежих имен молодых актеров, так и уже известных фамилий. Главную роль исполнил сын режиссера Бориса Хлебникова, Макар Хлебников. Молодой актер, отправляя пробы, и не надеялся, что его утвердят в этот сериал. Однако Наталья Мещанинова почти сразу поняла, что перед ней главный герой "Пингвинов моей мамы", для нее это был каст мечты. Сама Макар вспоминает:
Учитывая, что у меня не было актерского опыта, я изначально ничего не ожидал от проб. И только после того, как позвали повторно, я стал рисовать у себя в голове, каким должен быть Гоша, начал понимать героя, вживаться в роль и по-настоящему полюбил этот образ.
Образы родителей Гоши воплотили на экране Александра Урсуляк ("Время первых", "Екатерина. Взлет") и Алексей Агранович ("Юморист", "Доктор Лиза"). Ребят из стендап-клуба, которые окажут за судьбу Гоши большое влияние, сыграли Павел Попов ("Просто представь, что мы знаем", "Отель Элеон") и Надежда Иванова ("Мир! Дружба! Жвачка!", "Близкие").
Многослойный сюжет
Как нетрудно догадаться, история будет развиваться в нескольких направлениях. Вместе с профессиональным ростом Гоши как стендап-комика он столкнется и с положительными последствиями, и с отрицательными. Таким образом, герой сможет взвесить "за" и "против" своего увлечения. Параллельно с этим сюжет больше раскроет семейные перипетии его семьи: зрители узнают, как обстоят дела с приемными детьми, что лежит в корне желания мамы заводить детей и как со всем этим придется разбираться, когда ситуация дойдет до предела (и у Гоши, и в его семье).