“Великая” – это переосмысление исторических событий, связанных с воцарением в Российской империи Екатерины II. Сериал не претендует на объективную картину действительности, но оказывается хорошей сатирической пощечиной этой действительности всем защитникам. Главные роли в проекте исполнили Эль Фаннинг и Николас Холт, а во втором сезоне к ним присоединилась Джиллиан Андерсон.
Создатели не промах
Своего рода главным продюсером, или шоураннером, проекта выступил Тони МакНамара. В копилке этого изобретательного и охотного до историй про становление сильных женщин сценариста и десяток сериалов (среди них особенно красуется рейтинговая “Наша секретная жизнь”), и такие громкие фильмы, как “Фаворитка” Йоргоса Лантимоса и “Круэлла” Крейга Гиллеспи. “Великая” органично встраивается в фильмографию МакНамара: здесь снова путь без преувеличения гениальной женщины, снова хорошая доля цинизма, снова реконструкция эпохи.
Также в продюсерах и сама исполнительница роли Екатерины II Эль Фаннинг, а в режиссерском кресле женщин и мужчин поровну (трое против трех). Что, конечно, добавляет проекту репрезентационных очков.
Профеминистский манифест
Разговор про репрезентацию здесь отнюдь не случаен. “Великая” –– это не точечный сюжет про попытку воцарения одной конкретной женщины в одном конкретном государстве. Перед нами профеминистский манифест, в котором показано то, как тяжело одной (пусть даже и сильной) героине побороть многовековую патриархальную систему. Да еще и в таком “темном” отечестве. Механикам победы над замшелым консерваторством, да и, чего уж там, натуральным мракобесием, в “Великой” отведено немало экранного времени.
Очень удачный юмор
При этом, как и другие проекты сценарного пера МакНамара, “Великая” отличается точным и остроумным юмором и воздушностью. В “Фаворитке” кошки-мышки за сердце королевы сопровождались безумно смешными курьезами. “Круэлла”, помимо стиля, раздавала еще и сборник саркастических цитат на все случаи жизни. “Великая” совмещает в себе все достоинства багажа шоураннера: количество постмодернистских подколов в ней зашкаливает, изобретательность Екатерины достойна королевских аплодисментов, а стереотипы о России наконец выглядят не клюквенными, а здорово ироничными.
Карикатурный визуал
На ощущение легкости работает и выбранный создателями визуал. Россия их глазами выглядит по-хорошему игрушечной, сказочной. Костюмы правителей и придворных не хуже, чем в лучших голливдуских шедеврах того же База Лурмана, режиссера “Мулен Руж” и “Великого Гэтсби”.
Иными словами, “Великая” – костюмная драма не в привычном ее понимании. Да, история в ней и в смысле картинки не перечеркивается. Да, это все та же реконструкция прошлого. Но сделано все здесь с максимальной комедийной ревизией. Такой, что аж глаз радуется.
Дальше только лучше
В финале первого сезона Екатерине Великой удалось реализовать свой план на российский престол и отвоевать трон у нерадивого Петра III. Казалось бы, спектакль окончен – можно расходиться по домам. Если бы дело происходило не в Российской империи, где реальность продолжает баловать своей анекдотичностью. Героине Фаннинг теперь предстоит встреча с нравами народными, настоящая попытка переустройства любимой Руси.
Второй сезон продолжает пользоваться всеми методами первого. А местами перепридумывает свою же историю еще лучше. Продолжает радовать теми же запоминающимися персонажами. И выдает в числе козырей Джиллиан Андерсон, которая сегодня снова на пике актерской карьеры. Здесь она не хуже, чем в реалистически-исторической “Короне” и в комедийно-терапевтическом “Половом воспитании”.