RU
×
Live

Архив номеров

Архив номеров

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2021.

Все права защищены.

Использование материалов сайта HELLO.RU разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на hello.ru

Партнер Рамблера
ГЭС-2: почему стоит посетить новую культурную площадку Москвы

ГЭС-2: почему стоит посетить новую культурную площадку Москвы

4 декабря открыл свои двери Дом культуры на Болотной набережной. Зачем идти в "ГЭС-2" и как принимать современное искусство? HELLO! раскладывает все по полочкам.

Во-первых, это красиво. "ГЭС-2" — реконструированная городская электростанция в центре Москвы, архитектурный проект Ренцо Пиано, основателя стиля хай-тек, который создал Центр Помпиду с его узнаваемыми трубами, раскрашенными в соответствии с их функциональностью.

Во-вторых, это нестрашно. Все, что связано с современным искусством и искусством вообще, традиционно окутано ореолом недоступной элитарности. Необязательно обладать безупречным вкусом, дипломом искусствоведа и внушительным счетом, чтобы позволить себе зайти в святая святых — храм искусства. При всей красоте и сходстве с католическим собором и метафорической башней из слоновой кости "ГЭС-2" — никакой не храм, а дом. Чувствуете разницу? Дом культуры — что-то такое ностальгическое, демократичное. Не тот Дом культуры, конечно, что остался в пионерской юности нынешних 40-летних, а гибридная институция нового типа, вобравшая в себя возможности для максимально разнообразной публики. Здесь нет менторской интонации, строгих экскурсоводов и занудных аннотаций. Необязательно вообще что-то смотреть и в чем-то разбираться — можно просто зайти выпить кофе, полистать книжки в библиотеке, поучаствовать с ребенком в мастер-классе по изготовлению волшебной палочки и потом уж, если будет желание, пройтись по галереям.

 Рагнар Кьяртанссон

В-третьих, это смешно. Совсем не случайно открытие "ГЭС-2" доверили исландскому художнику Рагнару Кьяртанссону, выросшему на Чехове, Толстом и Достоевском. Здесь уместно лирическое отступление: впервые он приехал в Россию 30 лет назад — поступать в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств в Санкт-Петербурге. "Меня смутила бюрократия, надо было сдавать кучу документов... А в Исландии у меня была рок-группа. В Исландии нет регулярной армии, и каждый парень, достигнув призывного возраста, организуют свой бэнд. Так вот, у меня он тоже был, и я вернулся домой", — вспоминает Рагнар. Художник, очарованный и пронзенный противоречивой Россией, сегодня предлагает подумать о собственном менталитете, предполагая, что современный человек родился после распада СССР, когда старые идеалы были сметены, а среди новых оказалась благополучная жизнь в Калифорнии на примере сияющей семьи Кэпвелл. Художник — и, как вы поняли, большой шутник — собирается переснять около 100 серий сериала "Санта-Барбара" (по одной серии в день) на глазах у изумленной публики. Начнет он с 217-й серии — именно с нее на российском телевидении начали трансляцию в 1992 году. Зрителям придется столкнуться с собственными мечтами, представлениями о прекрасном, модой 80-х и новыми смыслами, рожденными на такой дистанции. 

В-четвертых, это необычно. Искусство "ГЭС-2" — не только картины. Едва ли можно представить себе формат, который был бы там не представлен: перформанс, танец, кино, стендап, рейв, видеоинсталляции, мастерские, вотчинг-группы... Здесь происходит диалог между Востоком и Западом, классиками и авангардистами, традиционалистами и нонконформистами. Здесь юная звезда видео-арта Дженда Флюид читает стихи Аркадия Славоросова, легшие в основу песен Тани Булановой и Алены Апиной, а исландский мастер перформанса переосмысливает чеховский сюжет, представляя трех сестер героинями московских 90-х — девушками на кассе Макдоналдса. Скучно не будет никому.

Читайте также