Весной 2023 года его персонажи украсили BoscoVesna, превратив огромный торговый центр в яркое поп-ап пространство, а затем появились на футболках и худи капсульной коллекции, которую художник разработал совместно с Bosco. Пермь до сих пор вспоминает его символ культурной революции — знаменитых «красных человечков», которые затем побывали и в других городах. Санкт-Петербург все еще тоскует по гигантской колбасе на Мичуринской улице. Екатеринбург сереет без цветастых объемных персонажей, придуманных для фестиваля «ЧО». А москвичи достают из закоулков памяти майнкрафтообразных представителей республик бывшего СССР в национальных костюмах на ВДНХ их проекта «Дружба народов», располагавшегося, не поверите, у фонтана с одноименным названием.
Лауреат профессиональных премий, участник топ-100 признанных авторов по версии InArt, член Союза художников России Андрей Люблинский за десятилетия творчества (он выпустился из Санкт-Петербургской Государственной Художественно-промышленной Академии им. Штиглица в 1998 году) стал одним из флагманов публичного арта. Человеком, превращающим пространства в территорию искусства, и это специфическое направление и лидирующий тренд в дизайне. Выбрали для вас пять интересных фактов о художнике, которые раскроют его с неочевидной стороны, но в то же время многое о нем объяснят.
Легендарные пермские красные человечки в Китае стали синими и розовыми
Одной из ранних работ Андрея, которые стали резонансными в прессе и принесли художнику первую славу, стали антропоморфные инсталляции в виде длинноногих и широкоплечих человечков, усевшихся в один прекрасный день на пермских крышах. Их явление вызвало у населения ажиотаж: народ ожесточенно спорил об уместности уличного арта, а журналисты не могли пройти мимо такого инфоповода. Как оказалось, в восторге остались не только мастера пера. Дизайнеры со всего мира оценили простоту и масштаб проекта. И даже начали его подделывать.
Как рассказывал в одном из интервью Андрей, они порой появляются в разных городах и странах даже без его ведома. Были они обнаружены однажды и на центральной торговой улице Пекина:
Пропорции были соблюдены полностью, только один был покрашен в голубой цвет, а другой — в розовый. Китайцы, конечно, подделывают абсолютно все, но вот с подделкой четырехметровых скульптур сталкиваюсь впервые.
Москва навевает на Андрея мысли о птичках
Вряд ли можно всерьез утверждать, что столица прямо ассоциируется у художника с пернатыми, но забавная параллель в этом все-таки есть. В 2014 шуму наделала желтая пиксельная трехметровая «уточка» (скульптура «Утка» была создана в рамках биеннале уличного искусства «Атмоссфера» Сабины Чагиной и фестиваля «Зеленая Неделя» в Парке Горького и «плавала» в Воробьевском пруду). Не прошло и десяти лет (но почти) и в Москве появилась новая птаха: полосатая черно-белая свистулька выше человеческого роста с яркой желтой головой. Этот незабвенный арт-объект «Наблюдение за птицами» можно посмотреть прямо сейчас на Хлебозаводе №9 в рамках фестиваля паблик-арта «Здесь и сейчас 2023».
Учиться и учить: важные мотивирующие составляющие в жизни дизайнера
В одном из интервью Андрей признался, что на его творческое становление и видение повлияли учеба в вузе и… преподавание в вузе. Сегодня Андрей Люблинский — куратор профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Его студенты уже участвуют в крутых профессиональных конкурсах, создают инсталляции на городских улицах, занимаются на авторском факультативе в рамках коллаборации Школы дизайна с BoscoVesna и разрабатывают оформление новогодних елок для торгового центра на Новом Арбате. А сам Андрей не перестает учиться. После окончания вуза ему довелось побывать на стажировке в Германии, где он больше времени проводил не в аудиториях, а в общении с интересными людьми, в музеях, в неформальных дискуссиях об искусстве. И понял, что творчество вокруг нас и вдохновение рождается из насмотренности, живости ума и любой яркой детали. К примеру, при создании для екатеринбургского фестиваля паблик-арта «ЧО» разноцветных фигур, призванных отразить «твердый уральский характер, умение крепко стоять на своих ногах, наличие своей точки зрения», дизайнер вдохновлялся работами итальянской архитектурно-дизайнерской группы «Мемфис». Оказалось, что образы, находящие отклик у ее основателя Этторе Соттсасса, у самого Андрея и у многих воодушевленных зрителей, вполне могут прижиться в самых разных местах. Не только на профессиональном фестивале. Сейчас фигуры из цикла, который некогда назывался ХПО (Художественно-пространственное ориентирование), а сейчас носит название «Кто они?», украшают новый микрорайон Новой Москвы — Russian Design District (помимо работ Люблинского там представлены также инсталляции не менее известных мастеров паблик-арта Ивана Горшкова, Дмитрия Аске, Нади Лихогруд и Михаила Хвалебнова).
Андрей Люблинский с почтением относится к арифметике
Не многие знают, что мир мог бы лишиться одного из самых известных авторов уличных инсталляций, если бы сбылась мечта Андрея — и он поступил бы на факультет графического дизайна в Мухинском училище, как и планировал. Из-за слишком высокого конкурса талантливый абитуриент вынужден был пойти на «средовой» дизайн… и не прогадал! Оказалось, что это очень удачное направление, куда более прогрессивное, открытое всему новому. И позволяющее более многогранно проявлять креатив: работать не только в 2D, но и играть с объемом, а затем населять окружающее пространство яркими объектами. Все это привело в итоге к паблик-арту, который к тому же оказался выгодным и в плане цифр:
Работу, выставленную в галерее, увидят сотни людей, а объект, находящийся на улице, — тысячи. Тут арифметика довольно простая.
Считать деньги не должно считаться зазорным для художника, всегда подчеркивал Андрей. В одном из интервью он даже сказал, что для успеха в профессии дизайнеру важно развивать хитрость и алчность. Художник должен зарабатывать и не стыдиться этого. Таков важный постулат, который Андрей продвигает уже не первый год. А для массового и коммерческого успеха важно нести людям что-то очень вдохновляющее, мотивирующее и при этом достаточно доступное, органично вписывающееся в окружающую действительность и вызывающее эмоцию.
Среди любимых работ из собственных он неизменно называет питерскую скульптурную композицию у Манежа «Самые красивые лошади в мире», о которой однажды наблюдательница заметила:
Мой сын бы лучше из втулки сделал.
Но в этом и суть — троллинг и близость к народу одновременно. Как и в другой любимой художником работе «Я так вижу» в Томске — там Пушкин, Трамп и Собчак изображены металлическими «линиями» формата «палка-палка-огуречик». Оставаясь максимально унифицированными (все мы в детстве так рисовали людей), они при этом узнаваемы. И Андрей намерен в этом же ключе соорудить памятники еще и Владимиру Семеновичу Высоцкому, Александру Исаевичу Солженицыну и академику Андрею Дмитриевичу Сахарову.
Андрей стал первым художником (и вообще первым селебрити), с которым создал коллаборацию бренд BoscoVesna
Вместе они не только превратили торговый центр BoscoVesna в гигантский поп-арт-объект, но даже выпустили капсульную коллекцию. Тоже первую в истории бренда.
Изначально художник «населил» комплекс необычными цветными пиксельными персонажами в виде барельефов или indoor-статуй. Получилась «тотальная инсталляция» с большим количеством арт-объектов в обрамлении крутой графики и спецэффектов.
Теперь же узнаваемые персонажи «переехали» на худи и футболки. Капсульную коллекцию можно приобрести только в ТЦ BoscoVesna, но радует, что посещение бутика стало одновременно и посещением анклава современного искусства: в магазин, как на выставку. И это определенно не конец сотрудничества Андрея Люблинского и BoscoVesna.