Захватывающие сражения, драматичные события и закрученная интрига до самого конца четырtхчасового марафона на автодроме Moscow Raceway – "Гран-При Спортс", пятый и заключительный этап Российской серии гонок на выносливость, держал зрителей в напряжении от старта до финиша, поставив эффектную точку в сезоне-2024. Несмотря на пасмурную осеннюю погоду, финальный этап REC прошел ярко, а дождь по ходу марафона обошел Moscow Raceway стороной. Ожидаемая «дождевая» гонка сезона так и не состоялась, сезон был впервые отмечен сухой погодой на всех пяти этапах серии.
На старт финального марафона вышло 29 экипажей и около ста пилотов. Всего в серии 2024 года приняли участие 150 автогонщиков и более 60 экипажей. Особое внимание было приковано к долгожданному дебюту российского спорткара Rossa LM GT, который состоялся именно в заключительной гонке сезона. Лидер команды G-Drive Rossa Racing №26 Роман Русинов показал лучшее время в квалификации в классе GT Pro, но стартовать из-за возникших проблем с подвеской ему пришлось с пит-лейна. По ходу дистанции машина не раз заезжала в боксы для технических работ – и все же Роману Русинову и его напарнику по команде Вадиму Мещерякову удалось финишировать, собрав ценную информацию для дальнейшей доводки нового автомобиля и подготовки к следующему сезону.
Настоящим героем гонки стал Никита Мазепин, которого буквально накануне старта заявила в свой состав команда №55 на автомобиле AUDI RS3LMS в классе GT Pro / Touring. Еще утром экс-пилот Формулы-1 находился в Тульской области, где одержал победу на этапе Кубка России по ралли-рейдам. На автодром Moscow Raceway Никита успел добраться к финальному часу марафона. Однако прямо перед его сменой у Audi RS3 LMS пробило заднюю левую шину – пилотировавший Всеволод Прахов блистательно сумел удержать контроль над машиной в скоростном повороте и добрался до боксов.
Никита Мазепин сел за руль незнакомой ему машины и почти сразу после выезда с пит-лейна не сумел избежать контакта с низким и юрким спортпрототипом класса СN Pro. Машина не пострадала, но Никита получил штраф. Отбыв наказание Мазепин вернулся на трассу третьим и вскоре начал «штамповать» лучшие круги. К финальным кругам гонки он догнал соперников из Real Performance №24 и DRTeam №10 и стремительно обогнал их, принеся экипажу № 55 Kamenskiy Racing эмоциональную победу.
За победу в абсолютном зачете побороться нацеливались три экипажа на спортпрототипах класса CN Pro. Победу одержал экипаж № 29 TeamGaris, пилотируемый Константином Терещенко, Константином Захаревским и Станиславом Сидорук. Этот триумф стал первым для команды, которая только в нынешнем сезоне стала выступать на французском спортпрототипе Ligier JS 53.
Главными претендентами на победу в категории GT выглядели пилоты на Mercedes-AMG GT4, а также вернувшаяся в REC после перерыва в выступлениях команда KTM RT Russia. Именно экипаж №71 на KTM X-Bow GT4 оказался лидером класса в квалификации, но реализовать скорость в гонке Александру Масленникову и Андрею Гончарову помешали технические проблемы. Также механические неполадки вмешались в борьбу команды Time4BMW №66 на автомобиле Mercedes-AMG GT4, который пилотировали Алексей Несов, Максим Кизилов и Денис Булатов.
Казалось, после этого ничто не помешает выиграть экипажу на другом Mercedes-AMG GT4 – команды Yadro Motorsport №88. За счет решения провести первый из трех обязательных пит-стопов уже в самом начале гонки во время фазы машины безопасности Сергей Борисов смог к середине марафона закрепиться в лидерах. Его напарник Ринат Салихов уверенно удерживал первое место, пока примерно за час до финиша в «Арене» на его Mercedes неожиданно не отлетело заднее левое колесо.
После этой драмы у Yadro Motorsport верхнюю строчку в классе GT перехватила команда Sportcar Racing Team №5 – дуэт Виталия Ларионова и Ивана Щербакова на Porsche Cayman GT4 RS победы уже не упустил. По предварительным подсчетам, второй в сезоне успех в самом многочисленном классе обеспечил этим пилотам итоговое первое место по сумме всех пяти этапов.
Анастасия Бендикова, Генеральный организатор Российской серии гонок на выносливость говорит о финале так:
После финальной гонки сезона 2024 можно сказать, что исторически в REC приняли участие все российские пилоты, выступавшие в Чемпионате мира Формулы-1. С 2022 года в Российской серии гонок на выносливость стартовали Даниил Квят, Виталий Петров, Сергей Сироткин и Никита Мазепин. Многочисленных подиумов в мировом кольцевом автоспорте российские автогонщики добивались именно в гонках категории эндуранс. У нас выступали: победители и призеры чемпионата мира по гонкам на выносливость, европейской серии Le Mans и самой известной гонки эндуранс Le Mans 24h Роман Русинов и Виктор Шайтар, победитель 24 часа Спа 2024 Алексей Несов и участник Le Mans 24h Константин Терещенко, в активе которых также немало успехов в других международных и российских соревнованиях.
Не менее драматичная развязка в борьбе за победу случилась и в классе CN, где выступали экипажи на российских автомобилях Shortcut. По ходу дистанции первое место оспаривали пилоты LapTime Racing и RATATA Racing – особенно красивой получилась дуэль между Романом Мавлановым и Александром Галаховым в первой половине марафона. На заключительном отрезке Мавланов контролировал лидерство, но буквально за пять минут до финиша в его машине сломался рычаг переключения передач! Это подарило победу Ефиму Гантмахеру и его команде RATATA Racing.
В GT Light за четыре часа марафона в лидерах успели побывать разные экипажи, включая новую команду RS Motorsport на Mini Cooper. Но победу сенсационно завоевал экипаж, который одним из первых вынужден был заезжать в боксы на устранение неполадок – X-Rays Motorsport. Максим Елизаров, Вахтанг Демитрадзе, Роман Мануйлов и Анатолий Шипов за рулем Mitsubishi Evo IX сумели отыграть потерянное в дебюте марафона время и встретили отмашку клетчатым флагом раньше соперников по классу.
Сезон Российской серии гонок на выносливость 2024 завершен. Вскоре будут подведены итоги чемпионата. Пятиэтапный REC 2025 года вновь стартует на Moscow Raceway 24 мая.