RU
×

Архив номеров

Архив номеров

Подпишитесь на новости от HELLO.RU

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2024.

Все права защищены.

Использование материалов сайта HELLO.RU разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера
Колонка Дмитрия Маликова: о чем говорила светская Москва во времена Чайковского и Стравинского

Колонка Дмитрия Маликова: о чем говорила светская Москва во времена Чайковского и Стравинского

На платформе "VK Видео» стартовало подкаст-шоу "По классике. Тайны великих шедевров", где ведущий, профессиональный музыкант с консерваторским образованием Дмитрий Маликов, обсуждает со своими гостями — артистами, блогерами и инфлюенсерами — творчество великих русских композиторов. В шоу "По классике" Михаил Глинка, Игорь Бородин, Петр Чайковский, Модест Мусоргский и другие предстают не портретами на стенах школьного кабинета, а светскими персонажами, лидерами мнений и трендсеттерами своего времени. Специально для этого номера Дмитрий написал колонку, в которой постарался представить, что бы публиковал журнал HELLO!, если бы выходил 100 или более лет назад.

Жизнь великих русских композиторов всегда была предметом интереса не только профессиональных музыковедов, но и светских хроникеров. Репортеры интересовались, что за таинственная дама сопровождала Чайковского на премьеру его балета «Щелкунчик» и сколько средств потратил знаменитый импресарио Сергей Дягилев на организацию «Русских сезонов» в Париже.

Они преследовали Дягилева и его друзей, в частности, танцовщика Вацлава Нижинского.

 

Нижинский и Дягилев часто ужинали с Карсавиной и Шаляпиным в кафе «Де Пари», где за столиками сидело множество их друзей. Апрель считался великокняжеским сезоном, и однажды вечером в «Де Пари» обедало сразу четверо великих князей, — писал биограф Нижинского Ричард Бакл.

Некоторые композиторы и сами могли бы подрабатывать написанием репортажей светской хроники, во всяком случае у Михаила Глинки это получалось неплохо.

В конце 5-го действия императорская фамилия уехала из театра. Когда опустили занавес, начали меня вызывать, но аплодировали очень недружно, между тем усердно шикали, и преимущественно со сцены и оркестра, — писал композитор после премьеры своей оперы «Жизнь за царя», поставленной в 1836 году в Санкт-Петербурге.

Премьера «Жизни за царя» способствовала росту популярности композитора, послушать «чисто Глинку» собиралась самая изысканная публика. В светских гостиных обсуждались и романические отношения Глинки и Екатерины Керн, дочери girlfriend Пушкина Анны Керн. Пушкин посвятил матери девушки стихи «Я помню чудное мгновение», а Глинка написал на них музыку. Получился романс.

Публика с жадностью читала публикации о концертах и светских раутах, но композиторам чтение новостей о себе не всегда доставляло удовольствие.

…Я взял в руки газету, в которой нашел статью о Московской консерватории, — статью, полную грязных инсинуаций, клеветы и всякой мерзости, в которой встречается и мое имя… — писал Чайковский своей покровительнице, супруге богатого русского промышленника Надежде фон Мекк.

Чайковскому еще повезло, что пресса не добралась до его увлечения духами. Как впоследствии писали его биографы, Петр Ильич был одержим различными ароматами, любил тонкие цветочные запахи и заказывал духи в Париже, предпочитая изделия фирмы Guerlain.

Композитора вполне можно было назвать иконой стиля — ему нравились модные вещи, он тратил на них почти все заработанные средства. В хорошо сшитых костюмах он частенько прогуливался по Невскому проспекту, где можно было встретить «фешионабилей», «онагров», «кокодесов» — хипстеров того времени. Любил Чайковский и «циммермановские» шляпы, головные уборы, названные в честь их создателя — петербургского мастера Карла-Фридриха Циммермана. В этих образах он неоднократно позировал модному итальянскому фотографу Анаклету Пазетти, чье ателье на Невском было центром притяжения светской публики.

Немало волновали светских хроникеров отношения композитора Игоря Стравинского и модельера Коко Шанель. Что это было, роман или просто дружба? Спустя годы история отношений двух выдающихся личностей по-прежнему волнует общество, вспомните фильм 2009 года «Коко Шанель и Игорь Стравинский».

Чудесные «ревущие двадцатые», «Русский балет», два характера, женский и мужской, отношения между артистами, их искусство и их любовная связь, — так режиссер фильма Ян Кунен отвечал на вопрос, почему его заинтересовала эта история.

Дмитрий Маликов
Дмитрий Маликов

Американская пресса не давала Стравинскому покоя после его знакомства с отцом американской мультипликации Уолтом Диснеем.

Америка может скоро увидеть, как Микки Маус освободит принцессу в «Жар-птице», — писала одна из американских газет под фотографией двух живых классиков.

Позже американский драматург Фредерик Строппель даже напишет об этом пьесу под названием «Дисней и Стравинский: Фантазия». Вот как показаны в ней отношения двух грандов:

Вы у нас станете знаменитостью! То есть вы и так знаменитость, но в узких кругах. Нормальные люди о вас ни сном ни духом. После моего фильма о вас узнает весь мир! Мы вас раскрутим, провезем по стране — Нью-Йорк, Чикаго… — склонял драматурга к сотрудничеству Дисней.

Он не был далек от истины — чтобы публика ходила на концерты, нужно чтобы композитора узнавали, а светская хроника способствовала этому узнаванию.

Иногда и светские мероприятия — например, посещение выставки — могли вдохновить композитора на создание произведения. Так произошло с композитором Модестом Мусоргским, который, посетив выставку работ своего друга, архитектора Виктора Гартмана, был так вдохновлен, что написал одно из своих знаменитых произведений «Картинки с выставки». Написанное в 1874 году, оно стало наиболее известным произведением Мусоргского на Западе. Именно его Майкл Джексон, который тоже при жизни был ярким персонажем светской хроники, цитирует в своем хите «History».

Меняются времена, а актуальные светские новости из жизни русского музыкального мира по-прежнему в центре внимания.

Читайте также