RU
×

Архив номеров

Архив номеров

Подпишитесь на новости от HELLO.RU

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2024.

Все права защищены.

Использование материалов сайта HELLO.RU разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера
Колонка Дмитрия Маликова: как Рождество влияло на творчество гениальных классиков и почему мы так любим новогоднюю музыку

Колонка Дмитрия Маликова: как Рождество влияло на творчество гениальных классиков и почему мы так любим новогоднюю музыку

Новый год и Рождество всегда были для меня и моей семьи одними из самых любимых праздников. Конечно, они ассоциируются у многих с подарками и новогодними желаниями, но разве возможен праздник без музыки? Для меня Новый год — это прежде всего музыка Петра Ильича Чайковского из его знаменитого "Щелкунчика". Так считают и во многих странах Европы, и в Америке, где под Рождество и Новый год в каждом магазине звучат мелодии из этого великого балета.

Признайтесь, что ходить по супермаркету с тележкой под звуки “Вальса цветов” гораздо приятней, чем под сомнительную мелодию, слова которой невозможно разобрать. Уверен, что с этим согласны и любители современной музыки. Кстати, оказавший огромное влияние на современную музыку Майкл Джексон был большим поклонником “Щелкунчика”. В одном из интервью он даже признался, что добивался того, чтобы его знаменитый альбом “Thriller” приобрел такую же популярность, как произведение Чайковского.

Если взять такой альбом, как “Щелкунчик”, то каждый трек в нем сногсшибателен. Поэтому я сказал себе: “Почему не может быть поп-альбома, где хитом становится каждая песня?”. Поэтому я всегда старался к этому стремиться, - говорил он.

Еще один альбом Майкла Джексона, “Dangerous”, тоже был написан под влиянием “Щелкунчика”.

Я хотел сделать альбом, похожий на “Щелкунчик” Чайковского, чтобы через тысячу лет люди все еще его слушали, - признавался певец.

Премьера балета “Щелкунчик и Мышиный король” впервые состоялась 18 декабря 1892 года в Мариинском театре, и вскоре он стал одним из главных символов Рождества.

“Щелкунчик” — это балет о Рождестве. У нас в Петербурге было гениальное Рождество. Ах, как это было гениально! - так восторженно отзывался американский балетмейстер Джордж Баланчин в разговоре с публицистом Соломоном Волковым.

Любой, кто видел бессмертное творение Петра Ильича, согласится с подобной оценкой. Я сам видел его несколько раз в разных странах, и несмотря на то, что знаю его, можно сказать, наизусть, всегда проникаюсь чувством ожидания чего-то волшебного и праздничного.

Кстати, для самого Чайковского лучшим рождественским подарком стало полное собрание сочинений великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Предварительно договорившись со слугой Чайковского, знакомый издатель положил книги под елку, и Чайковский, как писали современники, радовался как ребенок.

А композитор Игорь Стравинский получил в подарок на Рождество сборник английской поэзии. Его вручил ему английский поэт Уистен Оден. Внимание композитора привлекли анонимные стихи (да, тогда тоже, как и сегодня в соцсетях, стихи писали анонимы), и он решил использовать их для написания нового произведения.

Праздник Рождества был главным и в семье моего любимого композитора Сергея Рахманинова. В праздник он часто садился за пианино, играл различные композиции, дарил подарки близким, устраивал хороводывокруг елки.

На Рождество хочу вырваться в Италию или в Конную гвардию, - пишет он письме к своим подругам, сестрам Людмиле, Вере Наталье Скалон.

Ну, Италия — это понятно: шоппинг в Милане, и тогда он тоже был отменный, но причем здесь “Конная гвардия”? Для Рахманинова и сестер Скалон это было своеобразным “мемом”. Их отец Дмитрий Скалон — генерал от кавалерии, поэтому между собой они шутили, что он живет в казармах Конной гвардии.

Практически у каждого русского классического композитора можно найти “рождественское” произведение, которое может стать отличным “саундтреком” рождественской или новогодней ночи. Первое, что приходит на ум — это опера Николая Римского-Корсакова “Ночь перед Рождеством”. Ее либретто он написал по повести Николая Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Римский-Корсаков — композитор, который вообще был глубоко погружен в новогоднюю тему. Он же — автор другой известной оперы, “Снегурочка”, поставленной по одноименной повести драматурга Александра Островского.

Я вынес убеждение, что “Снегурочка” — это мое лучшее произведение, - писал он позже, и с ним нельзя не согласиться.

Для другого русского композитора — Игоря Скрябина — Рождество было главным праздником в жизни, ведь он родился 25 декабря, в канун Рождества, и в эти дни он нередко размышлял за пианино о смысле праздника. А для Михаила Глинки Рождество — это повод для более практических дел.

Если вам только возможно будет, милая маменька, то вышлите что-нибудь из следующей мне суммы в декабре — если не полную тысячу, то хотя несколько сотен, к Рождеству деньги нужнее чем, когда-либо, - пишет композитор в письме к матери.

Ну, а что вы хотели? Ведь без денег, как говорил один герой, только птички поют, а Глинке надо было писать музыку, создавать выдающиеся композиции. На Рождество Глинка сам наряжал елку и дарил подарки своей любимой племяннице Ольге, для которой даже специально написал “Детскую польку”.

Живя в Америке, скучал по домашнему празднованию Рождества в России и композитор Сергей Прокофьев.

Далеки американцы от поэзии, - записал он в своем дневнике, когда сравнил орган в американском храме с боем церковных колоколов.

Вернувшись в Россию, где в советские времена Рождество не праздновали, Прокофьев c удовольствием бывал на новогодних праздниках. Так, в один из них он приехал во МХАТ и пробыл там до пяти утра. Что было во МХАТе, биографы умалчивают — возможно, этакий новогодний корпоратив.

В семье современника Прокофьева, композитора Дмитрия Шостаковича, Новый год был одним из любимых праздников. Встречали на даче под Москвой, ели мороженное, композитор обязательно садился за рояль и давал домашним послушать свое новое произведение.

Новый год тебе придется прожить еще лучше, чем прошедший, - писал композитор одному из своих близких друзей.

Хорошее пожелание великого композитора, которое мне кажется весьма актуальным и сегодня.