RU
×

Архив номеров

Архив номеров

Подпишитесь на новости от HELLO.RU

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2024.

Все права защищены.

Использование материалов сайта HELLO.RU разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера
Что такое арт-терапия и как она работает: интервью с психологом Еленой Каменских

Что такое арт-терапия и как она работает: интервью с психологом Еленой Каменских

"Пережить боль утраты помогает музыкотерапия, глубинные травмы прорабатываются через глину, страхи "убирают" пальчиковые краски", - говорит арт-терапевт Елена Каменских.

Мы все чаще задумываемся не только о здоровье физическом, но и о психологическом. Задаем себе вопросы: почему я несчастлив? Почему не могу построить взаимоотношения с людьми? Как мне найти себя и не потерять? За ответами, как и во всем цивилизованном мире, мы идем к психологам. Среди множества индивидуальных и групповых видов терапии есть одна, которая максимально, как считает психолог, арт-терапевт и специалист по развитию творческого мышления Елена Каменских, раскрывает внутренний мир каждого. Что такое арт-терапия и как она работает, Елена рассказала в интервью HELLO.RU в рамках рубрики "Психология".

Арт-терапия - это целый мир, уверяют психологи
Подготовка к арт-сессии - вещь не менее важная, чем сама сессия

Арт-терапевт и психолог Елена КаменскихЕлена, что такое арт-терапия?

Арт-терапия - направление психологической коррекции, в основе которого используются искусство и творчество, а точнее - метафора. Метафору человек, выбравший арт-терапию, в процессе сессии создает сам из чего угодно - пластилина, глины, выражает метафору в маске, разрисовывая ее, показывает телом, сочиняет при помощи слов - пишет сказку, например. Все дело в том, что в нашем бессознательном информация содержится в виде символов, образов, метафор, которые имеют определенную эмоциональную наполненность. Для того чтобы решить ту или иную психологическую проблему этим методом, нам необходимо найти и создать такой образ, вывести его на осознанный уровень, проработать связанные с ним эмоции и получить "инсайт" - освобождение от негативных застарелых чувств.

В том случае, если мне приходит в голову мысль обратиться к психологу, как я попаду именно на сеанс арт-терапии?

Ко мне люди, в основном, приходят по рекомендации - работает классическое сарафанное радио. А вообще, на данный момент в нашей стране люди выбирают арт-терапию чаще всего случайно. Самый распространенный путь к серьезной арт-терапии лежит через мастерскую художника и тренинги художественной экспрессии. Приглашая научиться рисовать, педагоги-художники, как правило, обещают и некий психотерапевтический эффект. И они, конечно, правы только отчасти. Какой-то эффект безусловно будет, потому что спонтанное, интуитивное, ничем не ограниченное творчество безусловно запускает в человеке определенные процессы. Происходит экспрессия - эмоциональный выплеск, и человеку становится легче, ведь он осваивает новый инструмент выражения себя, выходит за рамки своих возможностей.

Любое творчество дает заряд энергии - пишешь ли ты, рисуешь или лепишь, ты освобождаешься от негатива, снимаешь напряжение, получаешь удовольствие от процесса. Но настоящая арт-терапия все-таки предполагает наличие специально подготовленного терапевта, и осознанную последовательную работу над терапевтическим запросом как в целом, так и перед каждым сеансом. Если мы говорим про обычное рисование, там этого запроса чаще всего нет.

Творческий процесс на тренинге Елены КаменскихКакими бывают запросы?

Те, что решает любая психотерапия. Основная задача терапии - помочь человеку быть в ладу с собой и другими. Или как говорят психологи, - стать аутентичным и адаптивным. Аутентичность - это когда человек в согласии и контакте с собственной уникальной сущностью, со своими чувствами и желаниями. А адаптивность - это умение находить баланс между собственными целями и намерениями, с одной стороны, и внешними условиями, желаниями других, имеющимися правилами игры, с другой стороны.

Итак, прихожу я на первый в своей жизни сеанс арт-терапии. Что меня ждет?

Конечно же, в первые сессии - это знакомство, сбор информации, формирование более точного запроса на терапию, определение стратегии работы. Ну а далее, когда начинаются рабочие сессии, это выглядит так. Первые 10-15 минут каждого сеанса мы формируем так называемый запрос на сессию, то есть обозначаем проблему, над которой будем работать и результат, который клиент в итоге хочет получить. И после этого мы делаем одно-два упражнения, выбор которого зависит от конкретного запроса и этапа работы. Как и любая психотерапия, арт-терапия бывает краткосрочной: 10-30 сессий и долгосрочной: от 30 сессий и до нескольких лет. При краткосрочной - мы работаем над одной выбранной проблемой. А при долгосрочной - целей может быть много.

Арт-терапия призвана открыть для всех желающих новые краски жизниИ на каждой сессии я рисую?

Необязательно. Это может быть рисование, лепка из глины и пластилина, создание масок, рисование мандал, сочинение сказки, создание инсталляции, работа с фотографиями, проигрывание различных ролей, как в театре, и многое другое. Все зависит от запроса, стадии работы и конкретного человека. Один визуал, другой кинестетик, а третий аудиал. Чаще всего именно тема запроса диктует выбор метода. Например, глубинные травмы хорошо прорабатывать через глину или мандалы. Если человек плохо адаптируется в социуме - работаем с масками или используем театральные техники. Для работы со страхами и тревогами мы используем пальчиковые краски. Пережить боль утраты помогает музыкотерапия. Слушая определенную музыку, вы плачете, переживаете и отпускаете... И, часто решение, каким способом мы будем работать на сегодняшней сессии, принимается именно во время сессии. Конечно, в идеале должно быть под руками все для любого вида работы.

Теарпия с масками решает проблему трудной адаптации в социуме
Пальчиковые краски "снимают" тревогу и страхи
Мандалы - один из способов проработать глубинные травмыНо разве я не могу послушать музыку сама и выплакаться - зачем мне нужен "проводник"?

Практически все люди имеют психологические защиты. Их задача - минимизировать отрицательные переживания. Наиболее распространенные: вытеснение, сублимация, отрицание. Например, отрицание. "У меня все хорошо. Да, я ни с кем не могу построить отношения. А так у меня все хорошо". Простой пример из жизни, который многим знаком. "Я не люблю фитнес, но каждый год я покупаю абонемент в зал и... хожу туда раз в месяц". Нам свойственно обманываться и мы часто не способны самостоятельно сопоставить реальность эти самые внутренние противоречия.

Психотерапевт дает возможность посмотреть на ситуацию под другим ракурсом. Хорошая психотерапия дает ощущение того, что тебя принимают и понимают все, что в тебе есть: агрессию, несовершенство, обидчивость, лень и неподобающие мысли и желания. Психотерапевт видит во всем этом твой ресурс, потенциал, помогает разобраться в том, как все это в тебе возникает и что за этим стоит. Помогает осознать, как ты можешь действовать по-другому, менее болезненно и более эффективно.

Конечно, самые большие страхи перед психотерапией - открыться перед чужим человеком, испытать еще большую боль, нарушить пусть хрупкое и болезненное, но, какое-то равновесие в своей жизни. И даже если вы уже пришли к психотерапевту, в вас все равно включается сильное сопротивление. Ни один из других видов терапии так не преодолевает эти страхи и сопротивление, как арт-терапия. Потому что человек рассказывает не о себе, он говорит о рисунке, фигурке, маске, метафоре или о герое сказки. У арт-терапии самый эффективный доступ к бессознательному, к глубинным травмам и переживаниям. Часто для того, чтобы что-то изменить в своей жизни, следует не только поменять способ мышления, изменить свою картину мира, но и от каких-то реальных вещей отказаться, а порой испытать боль, погрузиться в свои страхи. Арт-терапия помогает безопасным образом пережить боль, страхи, выразить обиду, гнев и ярость. И с психологом эти процессы безопасны - он ваша поддержка и ваш, как вы правильно выразились, "проводник".

Работа с пластилиномЭто как заниматься в тренажерном зале с тренером и самостоятельно?

Да, похоже. Какое-то упражнение вы можете сделать правильно, а другое нет. Что еще важно: отношения с психотерапевтом в какой-то степени есть маленькая проекция вашего большого мира. И все, что происходит на сеансах, - это то, как вы взаимодействуете с миром. Психолог дает обратную связь, помогает выработать другие алгоритмы поведения и дает возможность вам научиться контактировать с миром более эффективно. Например, помогает научиться выражать свою агрессию, не обвиняя себя после этого и не разрушая отношения с людьми. Или научиться отстаивать свои психологические границы, говорить "нет".

Психолог должен любить людей? Вот вы любите?

Сложный вопрос. Я интроверт, но не мизантроп. Я люблю работать с людьми, видеть результат, которого они достигают, радоваться вместе с ними их изменениям и достижениям. Иногда через меня проходят такие истории, что нарочно не придумаешь, и за это я люблю свою работу. Я даже подумываю, не начать ли писать книги или сценарии, потому что практически все клиентские истории - невероятно интересны и уникальны.

Думая об арт-терапии, меня сильно волнует вопрос, а что если я совсем не умею рисовать?

Каждый раз, когда клиент мне задает этот вопрос, я говорю: не умеете рисовать - это очень хорошо. Потому что умение в случае арт-терапии будет только мешать. Вы будете думать о композиции, о сочетании красок, но не о запросе. Иногда, человеку, который обладает навыками живописи, я предлагаю другой способ - лепку из глины, например. Не надо уметь рисовать, чтобы заниматься арт-терапией, потому что в любой кляксе обязательно будет информация для работы. А если вы совсем ничего не нарисовали, то даже это - тема для работы.

Тем, кто по меркам арт-терапии "слишком хорошо рисует", может подойти лепка из глиныПочему вы, Елена, стали практиковать именно арт-терапию, как вообще к этому пришли?

В начальных классах я танцевала, пела в хоре. А вообще, в школе меня считали художником, хотя я этому не училась. Снимали меня с уроков, чтобы я оформляла школьные стенды к праздникам. Потом меня стали привлекать к постановкам школьных спектаклей. И чем бы я ни занималась, получала невероятное удовольствие. При этом у меня не было цели и задачи каким-то видом искусства заниматься всерьез и сделать это делом моей жизни. И, конечно, я всегда считала, что не могу назвать себя профессиональным художником, и поэтому мне еще надо научиться рисовать. Решилась я на это только во взрослом возрасте. Тогда, десять лет назад, курсов по живописи для взрослых не было, но я нашла таких людей в Перми. Преподавали на пару - художник и психолог. Мне понравился процесс, у меня стало получаться, при этом был тот самый психотерапевтический эффект. Я предложила этим преподавателям приехать в Москву и занялась организацией первого тренинга интуитивного рисования. Попала в точку. Первую группу собрала за три дня. Это было в 2006 году. В то время я работала в тренинговой компании директором по маркетингу и понимала, как продвигать подобные тренинги. На призыв "Научиться рисовать за 28 часов - сказка или реальность?" откликнулись моментально сотни людей. Уже после этого интуитивное рисование пошло в массы, и я до сих пор в рекламных проспектах подобных тренингов об обучении рисованию взрослых узнаю свои текстовки (смеется).

Елена Каменских во время тренингаИ вот эти первые уроки натолкнули вас на мысль о психотерапии через творчество?

Именно! Наблюдая за людьми, которые учились рисовать, я видела, как они раскрываются, как меняются, какие глубинные пласты психологических проблем поднимаются в них, и поняла, что ни ведущим, ни тем более мне не хватает специальных знаний для понимания и управления этими процессами. Я самостоятельно начала изучать психологию творчества.

На один из тренингов по рисованию, который я организовывала, пришла съемочная группа программы ТНТ "Клуб бывших жен", и корреспондент попросила меня прокомментировать процесс с точки зрения арт-терапевта. И это предопределило мою дальнейшую жизнь. Через 2 года я поступила в институт на отделение арт-терапии. Продолжая работать как наемный топ-менеджер, я, только окончив обучение, начала практиковать. Впоследствии я поняла, что профессия "выбрала" меня неспроста: мой отец и бабушка были музыкантами, один дядя танцевал, другой был ювелиром, а мама прекрасно рисовала и была модельером по профессии. А я в итоге нашла себя в симбиозе всех видов искусств - в арт-терапии.

А образование у вас на тот момент было?

Целых три. Технический ВУЗ, второе высшее по специальности "PR и реклама", к тому же я успела окончить бизнес-школу и получить степень МВА. Я имела на тот момент опыт открытия нескольких предприятий "с нуля" и управленческий опыт более пятнадцати лет. Я была бизнес-консультантом и руководителем учебного центра. Но я находилась в состоянии профессионального выгорания и очень четко понимала, что мне нужно что-то менять в жизни, причем в сторону творческой деятельности. Несколько лет мне удавалось совмещать работу в качестве арт-терапевта и топ-менеджера. В настоящий момент у меня есть небольшой бизнес, который приносит доход, и я уже могу полностью посвятить себя арт-терапии. Мой бизнес-опыт позволяет мне работать с клиентами в арт-терапии более системно и эффективно. Кроме того, я могу быть очень полезна клиентам, запрос которых связан с бизнес-запросами: лидерство, конфликты, взаимодействие в группе и тому подобное.

Созданные вами творческие объекты способны рассказать о вас многое, - утверждает ЕленаГоворят, что каждому психологу нужен свой психолог.

Это правда. И мне нужен. Нужен супервизор. Супервизор помогает быть более успешным в работе с людьми и развивать профессиональные навыки. Дает возможность осознать собственные реакции на клиента, динамику процесса работы или искать новые стратегии. Помогает предотвратить эмоциональное выгорание, увидеть возможные нарушения в процессе работы и т.п. Супервизор одновременно для психотерапевта и "родитель", и "учитель", и "руководитель", помогающий становиться более профессиональным в работе. Лично я учусь постоянно. Это и семинары, и множество книг, кроме того, сейчас продолжаю повышение своей квалификации в институте психоанализа. Большое влияние как специалист на меня оказала Галина Тимошенко. Широкая публика ее знает по программе "Понять. Простить", которая выходила на Первом канале. Мне нравятся ее книги, ее подход, склад ума и то, как четко, ясно и лаконично она выражает свои идеи.

С какими проблемами к вам приходят чаще всего?

Есть такое мнение, что к определенному психологу чаще приходят люди с такими запросами, с которыми он сам когда-то столкнулся и проработал их для себя. В этом есть доля правды. Ко мне чаще всего приходят женщины от 25 до 50 лет, наиболее распространенные темы работы следующие: проблемы в отношениях с мужчинами, проблемы выбора и смены профессии, женское лидерство, возрастные кризисы, потеря смысла жизни, психосоматические заболевания и поиск их причин, проблемы с отстаиванием своих границ и пониманием "Чего я хочу на самом деле?"

Работы участников тренинга Елены КаменскихИ последний вопрос. Есть ли у вас любимый художник или несколько?

Наверное, это все-таки импрессионисты - в принципе, все. Потому что это как раз тот метод, который наиболее близок к арт-терапии. Я люблю картины некоторых моих друзей-художников, среди которых - Сурен Айвазян, рисующий невероятной красоты цветы, и Елена Хазанова, которая рисует уникальные картины в поездках в Непал, Индию и Камбоджу. А еще я очень люблю картины некоторых наших старых выпускников - непрофессиональных художников. Они продолжают рисовать вот уже более 10 лет и создают очень интересные вещи, в которых так много непосредственности, индивидуальности и света. И мне бы очень хотелось сделать выставку их картин.

Читайте также