Многие маршруты с течением времени уже становятся избитыми, неоправданно дорогими, переоцененными или просто неинтересными. Именно поэтому перед планированием поездки каждый путешественник-интеллектуал считает своим долгом пренебрежительно высказаться в их адрес, закатив глаза. В Питере уже все исхожено, в Сочи толпы, Камчатка далеко, а Кавказ, конечно, сила, но хочется чего-то нового. Страна большая, и не Алтаем единым она славится.
Перебирая варианты, думающий странник обычно спотыкается на двух неочевидных направлениях — Калининград и Сибирь. В этот раз мы, беззастенчиво относя себя, конечно, к думающим, выбрали второй вариант. А почему бы и нет? А в качестве транспорта мы выбрали Mazda CX-9 коллекционной серии Century Edition. А почему бы и да!
Нельзя сказать, что у нас была такая цель, но почему-то эта информация запала в сознание. Стало любопытно порассуждать о том, что иногда что-то не встретить, не получить, не увидеть и куда-то не успеть гораздо лучше. Вот всех смыслах приятней, а иногда даже выгодней. И речь, конечно, не про хакасов — им мы рады всегда.
Возможная причина сокращения их численности описана на официальном сайте города в историческом разделе: «Купцы завозили промышленные товары, спирт, водку и обменивали их на пушнину и другие виды охотничьего промысла». Очевидно, некоторые из перечисленных в купеческом ассортименте товаров пользовались тут излишней популярностью, что и привело, в конце концов, к уменьшению населения хакасов. Но история республики и Абакана началась именно с них.
К 70-м годам появились несколько промышленных предприятий, а население увеличилось до ста тысяч человек. В 1971 году было принято решение о строительстве Саяно-Шушенской ГЭС вблизи города, что сделало Абакан одним из самых перспективных промышленных центров Сибири.
Но нам с вами, обычным туристам на современном японском автомобиле, промышленные заслуги ни к чему. Ведь местами в городе до сих пор если не 70-е, но как минимум 80-е. В этом есть шарм, но он был бы более притягательным, если б за городом больше ухаживали. Он этого заслуживает.
И вообще, судя по описанию в одном из путеводителей, в Абакане вообще живут интересные люди. «Подремать на скамейке, на ступеньках или на крылечке здесь не считается чем-то стыдным, поэтому в хорошую погоду в центре Абакана можно увидеть очень много спящих людей» — повествует сборник интересных фактов Хакасии. На этом залихватское описание не заканчивается.
«Абакан — это очень интересный город с тихой и уютной атмосферой. Местные в шутку часто говорят, что все хулиганы и смутьяны давно уехали из города, и в Абакане остались только спокойные и миролюбивые жители» — пишет нам автор путеводителя, и тут возникает к нему вопрос: уж не коренное население он записывает в смутьяны? И почему об их отсутствии говорится в шутку?
Но следующий абзац этого увлекательного текста переключает наше внимание на описание загадочного реквизита, который местный народ издревле использовал в своей насыщенной жизни: «В глубокой древности жизнь на территории Хакасии была очень бурной. В местном Краеведческом музее хранится свыше 20 тысяч предметов, найденных археологами, которые свидетельствуют об этом».
И этот век не прошел даром. Шутка ли — все это время укомплектовывать автомобилями мир, который постоянно предъявляет больше и больше требований ко всему на свете. Машина уже давно не средство передвижения (по сути им в чистом виде никогда и не была). Это важная часть жизни, а иногда и не одной.
Mazda Century Edition — это особая серия. Ей присуждена уникальная цветовая схема: белый перламутровый металлик кузова и трехцветный черно-бело-красный кожаный салон. Она разработана специально в знак уважения исторического наследия Mazda. Это самое эксклюзивное исполнение Mazda CX-9, когда-либо сходившее с заводского конвейера.
По такому случаю хочется даже как-то особо одеться, но летом в Сибири почти плюс сорок, поэтому 410 километров от Красноярска до Абакана преодолеваем в то же виде, в котором могли бы загорать на пляжах Ниццы или Дагомыса, только еще в обуви.
В целом нам до нашей машины по степени изысканности было бы далеко и в другом дресс-коде. Пожалуй в ней единственной на сотни, а то и тысячи километров настолько удачно сочетались лаконичная элегантность белого кузова и насыщенная эмоциональность интерьера с отделкой аж тремя цветами кожи — красной, черной и белой.
Эмблемы юбилейной серии не бросаются в глаза, но органично дополняют дизайн флагмана Mazda — так что тот, кто знает, тот поймет. И неважно, будь то эксклюзивные колпачки колесных дисков, тиснение на креслах или эмблемы на салонных коврах красного цвета — нужные знаки повсюду и вписаны максимально гармонично.
Внешняя привлекательность подкрепляется важной сутью. Все-таки машина создана не только для того, чтобы благовидно сверкать на солнце, уютно пристроившись в статичном пейзаже. Она должна ехать, а на каки-то участках пути и мчать. С этим CX-9 справляется настолько эффективно, что порой даже хочется специально придраться, а не к чему.
А Абакане мало хакасов, а в Mazda CX-9 нет изъянов. И каких-то 410 километров пролетели незаметно, и вот мы уже в городе, на улице Пушкина (бывшая Ленина). Из более чем трехсот улиц города эта — самая длинная, и пересекает Абакан из края в край по самому его центру. Когда строительство тут только начиналось, улица носила название Первой, каковой и на тот момент и была. Вода из рек даже в самые сильные разливы не добиралась до этой ровной возвышенности, так что первые дома строили именно тут.
Три ряда полноценных сидений, премиальные материалы отделки, инновационные технологии — в ней достигнут максимум возможного, и можно только представить, что же будет дальше. Ведь каждое обновление любой модели Mazda – это эволюция, прогресс от лучшего к превосходному. Хотя пока нет смысла думать о чем-то умозрительном, ведь и так хорошо.
Едем дальше. По дороге видим белый храм Святителей Московских. Ничего необычного: устроен был в 1997 году в здании бывшего детского сада, очертания которого потерялись после нескольких перестроек. Рядом с остановкой «Трудовая» — место народных праздничных гуляний, парк Победы.
Далее проезжаем мимо Пушкинского сквера. При входе в него посетителей встречает скульптура самого поэта. Того, который Александр Сергеевич. Позади него, среди деревьев притаились герои детских сказок: золотая рыбка, лягушка-царевна, кот ученый и золотой петушок на крыше милой беседки.
Несколько левее сквера — чудо инженерной мысли, танцующий фонтан. Ждать, что он исполнит какое-нибудь па, не приходится, его секрет в том лишь, что высотой струй управляет компьютер. Конечно, есть опасность того, что этот кибернетический интеллект однажды взбунтуется и захватит власть в республике, но пока все вроде идет гладко, и фонтан мирно испускает воду. Время здесь застыло или делает вид, что остановилось.
Когда смотришь на подобные артефакты, находясь в машине, напичканной огромным количеством высокотехнологичными опциями, возникает какое-то теплое ламповое чувство не столько жалости, сколько снисхождения к тому, что подобное можно еще встретить в 2021 году.
Когда смотришь на Mazda CX-9, испытываешь чувство радости и гордости за то, что компания делает свои автомобили все более быстрыми и мощными, прикладывая огромные усилия и к дизайну, и к улучшению показателей их безопасности. Создатели продуктивно стремятся предвосхитить любую опасность, которая потенциально может возникнуть на дороге. Они на сибирских трассах всегда могут подстерегать. Но, к счастью, в этот раз в пути ждали только изумительные виды разноцветных полей, разноплановых гор и завораживающих долин.
Кроме водных причуд в Абакане есть прекрасный Спасо-Преображенский кафедральный собор – находится в парке «Добрый ангел мира». Перед большим зданием храма на столбе действительно стоит ангел, держащий за крылья голубя.
По периметру парк украшен новостройками, а внутри него — еще один. Это так называемый парк топиарного искусства, вход в который платный. За сто рублей вы проникните внутрь, чтобы полюбоваться на фигурно подстриженные кустики, садовые скульптурки и очень трогательный макет Эйфелевой башни.
Как бы ни было увлекательно разглядывание памятников Ленину и путешествие вдоль аллей со стриженными кустами и бескрайних лугов, Хакасия — это прежде всего душа. Да, еще и Саяно-Шушенская ГЭС, но все-таки в первую очередь душа. Она вложена в этот регион природой. С ней здесь построены города. И она есть здесь в каждом жителе (а нам попалось человек тридцать — и все, как один, душевные!).
Здесь хочется бывать, сюда хочется приехать с близкими, отсюда хочется выкладывать посты в инстаграм. И ведь как это бесценно — особенно при ограниченном выборе мест для путешествий — быть там, где хочешь, с теми, с кем хочешь, тогда, когда хочешь. И мы это можем себе это позволить вместе с Mazda CX-9, которая сделает любые преграды на пути к цели — будь то время, расстояние или направление — попросту несущественными. Главное, вовремя заправиться.