RU
×

Архив номеров

Архив номеров

Подпишитесь на новости от HELLO.RU

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2024.

Все права защищены.

Использование материалов сайта HELLO.RU разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера
Как добраться на машине до байкальского острова Ольхон и что там посмотреть

Как добраться на машине до байкальского острова Ольхон и что там посмотреть

Байкал и его окрестности давно стали обязательным местом для всех любителей приключений. Суровая красота местных пейзажей, энергетика мест силы, а также уникальные флора и фауна привлекают все больше туристов. Чтобы увидеть это своими глазами, к озеру съезжаются жители разных городов России и мира – в том числе… на автомобилях.

Сначала переправа

Несмотря на то, что дороги в этом регионе – явление далеко не повсеместное, многие предпочитают передвигаться на машине. Такой способ путешествия выбрали семья Раковых, Татьяна и Виктор. Они давно мечтали побывать на острове Ольхон – одном из самых живописных мест Байкальского национального парка. Ольхон отделен от восточного побережья Байкала проливами Малое Море и Ольхонские ворота, поэтому попасть на него можно только по паромной переправе у поселка Сахюрта.

Переправа бесплатна для всех, – поясняет Виктор. – Разница лишь в том, что маршрутки и местные автомобилисты не стоят в общей очереди, а едут первыми. Важная деталь – перед визитом на остров необходимо оформить разрешение на посещение Байкальского национального парка. Для нас это сделала турфирма, но можно и самостоятельно получить пропуск через интернет.

 

Расстояние от Иркутска до Хужира – ольхонского центра жизни – составляет около 300 километров. Время в пути – примерно шесть часов, если не будет задержки на паромной переправе. Остров представляет собой одну большую достопримечательность, по которой можно путешествовать на автомобиле несколько дней, а то и недель. Разумеется, далеко не каждый транспорт приспособлен к поездке по бездорожью. Для экскурсии на Ольхон Виктор и Татьяна выбрали вместительный и надежный фургон “Соболь 4х4”.

Хужир – кладбище кораблей на пристани Маломорского рыбзавода (фото Perfilov)
Хужир – кладбище кораблей на пристани Маломорского рыбзавода (фото Perfilov)
Дорога через дюны
Дорога через дюны
То, что называют дорогой на Ольхоне
То, что называют дорогой на Ольхоне

“Столица Ольхона” и ближайшие достопримечательности

Традиционный автомобильный тур по Ольхону начинается в поселке Хужир и идет на север к мысу Хобой, захватывая интересные локации на восточном и западном берегах острова.

Всего на острове девять населенных пунктов, – рассказывает Татьяна. – Хужир – это “столица Ольхона”, в которой проживает 90 процентов населения острова. Здесь же и размещается большинство туристов – в мини-гостиницах, на турбазах или в хостелах. Застройка острова преимущественно деревянная. Исключением являются каменные остатки бывшего рыбхоза, переделанные в гостиницу и ресторан, а также развалины помещений животноводческого совхоза.

Из центра острова можно без особых трудностей добраться пешком до ближайших туристических мест, например, до мыса Бурхан, он же скала Шаманка. Это далеко выдающийся в воду мыс с двухголовой скалой высотой 42 метра, который считается визитной карточкой острова. От него к северу тянется песчаный Сарайский пляж, окруженный сосновым лесом. Правда, при температуре воды 14 градусов путешественникам не очень-то хотелось купаться. Стоит заметить, что поездка была организована летом, но даже в теплое время года погода на Ольхоне не отличается предсказуемостью и меняется достаточно резко. Татьяна предупреждает:

Если в день приезда было холодно, и мы ходили в куртках, то уже на следующий день во время экскурсии надетые с утра свитера и куртки быстро стали лишними и были сброшены – в футболках нам было вполне комфортно. Неопределенность с погодой диктует свои требования к вещам – брать нужно минимальное количество, но под разные условия: от плавок до теплых курток.

Родовые столбы сэргэ на мысе Бурхан (фото Discoverynn)
Родовые столбы сэргэ на мысе Бурхан (фото Discoverynn)
Скала Шаманка (фото Виктории Шериной)
Скала Шаманка (фото Виктории Шериной)

Строго на север

На Ольхоне далеко не везде есть дороги. Например, на скалистом восточном побережье их нет совсем, а та, что тянется вдоль Маломорского побережья на участке между Шидой и Курмой, не имеет твердого покрытия. К тому же, к северу она становится хуже. Без надежного и проходимого автомобиля к самым красивым местам острова не добраться, нужна техника с подходящей подвеской для обеспечения комфорта в непростых условиях.

Сначала преодолеваем песчаные дюны и выезжаем к урочищу Песчаная около залива Нюрганская губа, где когда-то находились бараки Байлага. Бывшее административное здание потом использовалось как жилой дом и сохранилось до сих пор, – описывает маршрут Виктор.

Урочище Песчаная (фото Brattarb)
Урочище Песчаная (фото Brattarb)
Маломорское побережье (фото Brattarb)
Маломорское побережье (фото Brattarb)

Следующее непременное место посещения всех автомобильных туров – это мыс Саган-Хушун, что в переводе с бурятского означает “Белый мыс”, он же “Три брата”. Впрочем, три скалы здесь совсем не кажутся белыми из-за покрывающего их красного лишайника. По словам Виктора, именно по пути от Песчаной к этому месту стало ясно, что внедорожник выбран не зря:

Нужно было двигаться по лесной местности и буеракам. Автомобиль ни разу не задел ничего подвеской или днищем – ни в степи, ни в колеях, ни в песке.

Мыс Саган-Хушун
Мыс Саган-Хушун

Подходящий транспорт позволил Раковым добраться до северной оконечности острова – мыса Хобой, который почитается шаманами и оккультистами всего мира. Мыс интересен тем, что с него открывается величественный вид на всю ширину Байкала, достигающую почти 80 километров. Неподалеку от достопримечательности оборудованы столики с навесами, где одни туристы готовят уху и салаты, пока другие совершают пешую прогулку к самому мысу.

На обратном пути маршрут путешественников проходил по степным дорогам, которые чередовались с труднопроходимыми лесными колеями и песками, и вел к мысу Шунтэ-Левый на восточном берегу острова и скульптуре “Хранитель Байкала” – едва ли не единственной рукотворной достопримечательности на Ольхоне.

Мыс Хобой
Мыс Хобой
Природная арка на мысе Хобой (фото Kasie solo)
Природная арка на мысе Хобой (фото Kasie solo)
“Хранитель Байкала”
“Хранитель Байкала”

Нетуристические тропы

Перечисленные выше места – это часть традиционного туристического маршрута. По словам Виктора, красивых локаций, достойных того, чтобы любоваться ими бесконечно, гораздо больше как на официальном маршруте, так и в стороне от него:

Это и побережье, и лес, и степь, и селения, и даже летное поле в поселке Харанцы, куда прилетает небольшой бизнес-джет из Улан-Удэ. Все это производит огромное впечатление.

Единственный совет, который дают Виктор и Татьяна путешественникам – обязательно побывать на Ольхоне, ведь получить незабываемые эмоции можно только увидев остров своими глазами. В будущем семейная пара планирует объехать на автомобиле еще больше интересных мест и надеется посмотреть всю страну от Мурманска до Владивостока.

Читайте также