Сначала переправа
Несмотря на то, что дороги в этом регионе – явление далеко не повсеместное, многие предпочитают передвигаться на машине. Такой способ путешествия выбрали семья Раковых, Татьяна и Виктор. Они давно мечтали побывать на острове Ольхон – одном из самых живописных мест Байкальского национального парка. Ольхон отделен от восточного побережья Байкала проливами Малое Море и Ольхонские ворота, поэтому попасть на него можно только по паромной переправе у поселка Сахюрта.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Переправа бесплатна для всех, – поясняет Виктор. – Разница лишь в том, что маршрутки и местные автомобилисты не стоят в общей очереди, а едут первыми. Важная деталь – перед визитом на остров необходимо оформить разрешение на посещение Байкальского национального парка. Для нас это сделала турфирма, но можно и самостоятельно получить пропуск через интернет.
Расстояние от Иркутска до Хужира – ольхонского центра жизни – составляет около 300 километров. Время в пути – примерно шесть часов, если не будет задержки на паромной переправе. Остров представляет собой одну большую достопримечательность, по которой можно путешествовать на автомобиле несколько дней, а то и недель. Разумеется, далеко не каждый транспорт приспособлен к поездке по бездорожью. Для экскурсии на Ольхон Виктор и Татьяна выбрали вместительный и надежный фургон “Соболь 4х4”.
“Столица Ольхона” и ближайшие достопримечательности
Традиционный автомобильный тур по Ольхону начинается в поселке Хужир и идет на север к мысу Хобой, захватывая интересные локации на восточном и западном берегах острова.
Всего на острове девять населенных пунктов, – рассказывает Татьяна. – Хужир – это “столица Ольхона”, в которой проживает 90 процентов населения острова. Здесь же и размещается большинство туристов – в мини-гостиницах, на турбазах или в хостелах. Застройка острова преимущественно деревянная. Исключением являются каменные остатки бывшего рыбхоза, переделанные в гостиницу и ресторан, а также развалины помещений животноводческого совхоза.
Из центра острова можно без особых трудностей добраться пешком до ближайших туристических мест, например, до мыса Бурхан, он же скала Шаманка. Это далеко выдающийся в воду мыс с двухголовой скалой высотой 42 метра, который считается визитной карточкой острова. От него к северу тянется песчаный Сарайский пляж, окруженный сосновым лесом. Правда, при температуре воды 14 градусов путешественникам не очень-то хотелось купаться. Стоит заметить, что поездка была организована летом, но даже в теплое время года погода на Ольхоне не отличается предсказуемостью и меняется достаточно резко. Татьяна предупреждает:
Если в день приезда было холодно, и мы ходили в куртках, то уже на следующий день во время экскурсии надетые с утра свитера и куртки быстро стали лишними и были сброшены – в футболках нам было вполне комфортно. Неопределенность с погодой диктует свои требования к вещам – брать нужно минимальное количество, но под разные условия: от плавок до теплых курток.
Строго на север
На Ольхоне далеко не везде есть дороги. Например, на скалистом восточном побережье их нет совсем, а та, что тянется вдоль Маломорского побережья на участке между Шидой и Курмой, не имеет твердого покрытия. К тому же, к северу она становится хуже. Без надежного и проходимого автомобиля к самым красивым местам острова не добраться, нужна техника с подходящей подвеской для обеспечения комфорта в непростых условиях.
Сначала преодолеваем песчаные дюны и выезжаем к урочищу Песчаная около залива Нюрганская губа, где когда-то находились бараки Байлага. Бывшее административное здание потом использовалось как жилой дом и сохранилось до сих пор, – описывает маршрут Виктор.
Следующее непременное место посещения всех автомобильных туров – это мыс Саган-Хушун, что в переводе с бурятского означает “Белый мыс”, он же “Три брата”. Впрочем, три скалы здесь совсем не кажутся белыми из-за покрывающего их красного лишайника. По словам Виктора, именно по пути от Песчаной к этому месту стало ясно, что внедорожник выбран не зря:
Нужно было двигаться по лесной местности и буеракам. Автомобиль ни разу не задел ничего подвеской или днищем – ни в степи, ни в колеях, ни в песке.
Подходящий транспорт позволил Раковым добраться до северной оконечности острова – мыса Хобой, который почитается шаманами и оккультистами всего мира. Мыс интересен тем, что с него открывается величественный вид на всю ширину Байкала, достигающую почти 80 километров. Неподалеку от достопримечательности оборудованы столики с навесами, где одни туристы готовят уху и салаты, пока другие совершают пешую прогулку к самому мысу.
На обратном пути маршрут путешественников проходил по степным дорогам, которые чередовались с труднопроходимыми лесными колеями и песками, и вел к мысу Шунтэ-Левый на восточном берегу острова и скульптуре “Хранитель Байкала” – едва ли не единственной рукотворной достопримечательности на Ольхоне.
Нетуристические тропы
Перечисленные выше места – это часть традиционного туристического маршрута. По словам Виктора, красивых локаций, достойных того, чтобы любоваться ими бесконечно, гораздо больше как на официальном маршруте, так и в стороне от него:
Это и побережье, и лес, и степь, и селения, и даже летное поле в поселке Харанцы, куда прилетает небольшой бизнес-джет из Улан-Удэ. Все это производит огромное впечатление.
Единственный совет, который дают Виктор и Татьяна путешественникам – обязательно побывать на Ольхоне, ведь получить незабываемые эмоции можно только увидев остров своими глазами. В будущем семейная пара планирует объехать на автомобиле еще больше интересных мест и надеется посмотреть всю страну от Мурманска до Владивостока.