Выбрать регион  RU
×
Архив номеров
Подпишитесь на новости от HELLO.RU

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2025.

Все права защищены.

Использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера
Вишневый сад Сергея Безрукова: репортаж с премьеры спектакля в Любимовке

"Вишневый сад" Сергея Безрукова: репортаж с премьеры спектакля в Любимовке

В рамках Летнего фестиваля губернских театров герои Чехова "ожили" в природных декорациях - в Любимовке, усадьбе Станиславского. Для театральных людей подмосковная Любимовка - место святое: именно здесь 14-летний Костя Алексеев, позже взявший себе псевдоним Станиславский, выходил на любительскую сцену дачного театра, здесь Чехов задумал свою последнюю пьесу - "Вишневый сад".

Половина лета 1902 года, которую Антон Павлович провел в имении вместе с женой Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой, - ловля щук и ершей в Клязьме, походы за белыми грибами, знакомство с местными типажами (часть из которых позже вошла в пьесу) - произвела на драматурга такое впечатление, что он даже решил подыскать себе дачу в Подмосковье. Любимовка и сегодня остается центром притяжения творческих людей: тут родился фестиваль молодой драматургии, репетировали замечательные режиссеры - от Петра Фоменко до Эймунтаса Някрошюса. А вот идея поставить "Вишневый сад" прежде никому в голову не приходила.

Это решил сделать Сергей Безруков - эскиз спектакля в его режиссуре открыл Летний фестиваль губернских театров, новый совместный проект Московского Губернского театра и Международного фестиваля "Сезон Станиславского". В его рамках в Москву будут привозить спектакли губернских (то есть областных) театров, устраивать мастер-классы и лекции ведущих театральных деятелей.

В интервью HELLO! Сергей признался, что он очень взволнован:

Для артистов и для меня, режиссера, репетировать в Любимовке - это настоящий подарок судьбы. Тут все живое - живая усадьба, живой вишневый сад. Не нужно ничего придумывать, просто надо суметь этому соответствовать.

Сергей Безруков в ЛюбимовкеДля публики под открытым небом организовали два зрительных зала. Один - перед домом брата Станиславского, в котором Чехов и писал пьесу. С началом действия дом действительно ожил: к нему подъехали две коляски, запряженные лошадьми (они привезли с железнодорожной станции Раневскую с домочадцами), выскочил из будки лохматый пес Боцман, постоянный обитатель Любимовки, окна зажглись теплым светом, а на веранде и в комнатах второго этажа начались движение и разговоры.

Другой зрительный зал устроили прямо перед вишневым садом. Несмотря на разгар лета, деревца в нем были усыпаны нежными белыми цветами - это постарались театральные бутафоры. И когда Раневская (Карина Андоленко) гуляла среди деревьев, вспоминая детство, или Лопахин (Антон Хабаров) в отчаянии, что его не слышат, убегал вглубь сада, это выглядело очень красиво.

Антон Хабаров в роли Лопахина
Александр Тютин (Гаев) и Карина Андоленко (Раневская)

Александрина Питимирова (Дуняша) и Антон Хабаров (Лопахин)Эскиз спектакля назвали квестом: публике действительно пришлось побродить по имению. Под руководством слуги Раневской, Фирса, рассказывающего о старинных способах заготовки вишни, зрители разглядывали таблички с именами знаменитостей, которые некогда сажали здесь вишневые деревца, слушали музыку в исполнении еврейского оркестра, вкушали кофе с пирожными и просвещались насчет правил игры в русский бильярд. Можно было сыграть в эту игру и с самим Гаевым (Александром Тютиным), и с дирижером Губернаторского оркестра Сергеем Пащенко, а также попробовать воспроизвести любимый прием Гаева "желтого в угол, дуплет в середину".

Впрочем, главное в этот вечер оказалось вовсе не в модной интерактивности. И даже не в очаровании природных декораций. А в той драматической интонации, которая возникла в самом наброске спектакля. История о потере вишневого сада у Сергея Безрукова стала историей многолетней и безнадежной любви - любви Лопахина к Раневской. Перед спектаклем Сергей рассказывал об этом с такой увлеченностью, что нельзя было не спросить - почему он выбрал для себя эпизодическую роль Прохожего? А почему не Лопахина? Неужели не хотелось сыграть его самому?

Лопахин на веранде дома
Зрители услышали небольшую лекцию о русском бильярде и даже смогли воспроизвести любимый прием Гаева Когда-то очень хотелось сыграть Лопахина, - рассказал Безруков. - Но я дал возможность своим артистам проявить себя в этой пьесе. Лопахин моложе, чем я сегодня. У нас его играет Антон Хабаров - в нем есть и сила, и харизма, и ранимость. Лопахин лишь немногим младше Раневской, а ей у Чехова 35 лет. Обычно ее играют старше, но мне это представляется неправильным: Раневская молода, она полна жизни, страстей, она вернулась в Россию из Парижа, потому что ей изменил любовник... Мне очень важно, чтобы Лопахина зрителям с самого начала стало жалко. Ведь, посмотрите, он напряженно, восторженно ждет приезда Раневской, они пять лет не виделись. А их встречи мы не видим, Чехов оставляет ее за кадром. Почему? Я поставил так, что она Лопахина просто не узнает, проходит мимо него в дом. Представляете, каково ему? Он почти в слезах.А дальше он признается ей в любви: "Люблю вас как родную... больше, чем родную..." Меня всегда смущало, что Лопахин говорит такие интимные слова при посторонних - ведь подобные вещи обычно произносят наедине. И я, сохранив монолог, переставил его, сделал так, как будто Лопахин репетирует признание, разговаривает сам с собой. Все в доме ждут кофе, а здесь, на веранде, остались пара чемоданов да шляпная коробка, из которой выпадает шляпка Раневской. И Лопахин произносит эти слова, мысленно обращаясь к своей любимой. Но его признание никому не нужно, поэтому позже, в разговоре с ней, он скажет только сухие слова о своем проекте спасения вишневого сада.Вот о чем эта история - о безумной, страстной любви. Как еще мальчишкой он полюбил ее, так и любит. И ничего не может с собой поделать.

Герои "Вишневого сада" на веранде дома, где Чехов написал свою последнюю пьесуОсенью Сергей Безруков собирается представить уже полноценную премьеру "Вишневого сада" в своем Московском Губернском театре. Конечно же, это снова будет спектакль о любви, которую Лопахину надо выкорчевать из своего сердца, как вишневый сад, чтобы жить дальше. Ну а в Любимовке все закончилось вовсе не вырубкой сада, а наоборот - посадкой двух новых деревьев. И торжественным салютом - в честь фестиваля, который только родился и надеется на долгую счастливую жизнь.

Текст: Александра Машукова