Княгиня впервые оказалась в России не так давно. Именно у нее брали кровь для идентификации царских останков, ведь девичья фамилия ее бабушки Ирины Юсуповой - Романова, она племянница Николая II. Ксения приезжала в Петербург на церемонию захоронения царской семьи.
Это было удивительное событие, - говорила тогда Ксения Николаевна. - Мы, потомки старых русских аристократов, шли за царскими гробами по улицам Петербурга, который я считаю самым красивым городом на земле, и чувствовали себя частичкой родины.
Возвращение было обставлено весьма торжественно: вручение российского паспорта и даже встреча с Владимиром Путиным. Ксения, конечно, мечтает приезжать на родину почаще. Но, как ни парадоксально, Ксении Юсуповой-Сфири попросту негде остановиться: семья не так богата, чтобы позволить себе столичные отели.
На этот раз она приехала по приглашению директора Юсуповского дворца, которая хотела продемонстрировать обновленные интерьеры и обсудить готовящуюся постановку "Феликс. Возвращение" по мотивам мемуаров Юсупова. Спектакль будет идти в новом театральном сезоне на сцене Домашнего театра дворца.
Мне было 16 лет, когда мы стали тесно общаться с дедушкой, - рассказала княгиня. - И часто проводили время только вдвоем. Он умел слушать. Он не говорил про Россию, мы беседовали только про жизнь, разговаривали о том, что касалось нас. Я не помню деталей. Я помню его целиком - осанку, голос... Он открывал для меня мир. И называл "маленькая", и всегда мог угадать, кто из семьи идет по коридору. О, кто там? Маленькая... Мы друг друга хорошо понимали, чувствовали. Мы много гуляли, ходили в рестораны, кино, театр. Особенно любили комедии. Много смеялись. Он хотел больше радости, чем переживаний от драматических постановок. Пел дедушка не хорошо, но мило. Под гитару, баллады. Что касается музыки, в доме всегда звучал Альбинони. У меня и внучек есть пластинка венецианского композитора, когда ставим ее, вспоминаем дедушку.
Праздники
Самые главные праздники в семье - дни рождения. Что может быть главнее членов нашей семьи? Мы сами. На один из дней, когда я была маленькая, решали, что подарить. У нас было очень мало денег. Думали: устроить праздник или купить подарок? И дедушка решил: туфли. Сказал: "Я хочу быть первым мужчиной, который подарит тебе туфли". Я помню, они были модные и белые. Вот такая красота поступка".
Характер
Он очень сердился, когда его просьбы не выполнялись. Не любил откладывать на завтра. Требовал исполнить сию минуту. Если бабушка, Ирина Юсупова из рода Романовых, была пессимистка, то он всегда был настроен на лучшее - оптимист. Да, пусть сегодня - не так, как нам бы хотелось, но завтра будет новый день. Все изменится. И еще дедушка говорил: "Смотри на все с добром и любовью, и тогда мир прекрасный будет открытым тебе".
Распутин
Я ничего не знала про эту историю, и дедушка попросил почитать его мемуары. Он сказал, что все написал в книге для меня. Он был уверен, что Распутин плохой человек. Я прочла книгу 15 раз и каждый раз слышу его голос, он не писатель - рассказчик.
Я никогда не смотрю фильмы про дедушку. Потому что всех интересует только Распутин, а личность Феликса никак не раскрывается. Дедушка был очень театральным человеком, и он хотел жить ярко. Хотел производить приятные впечатления, но внутри оставался 16-летним мальчишкой. И в этом была его красота и непосредственность. У него была харизма, "звездная" притягательность, благодаря этому он всегда оказывался в эпицентре событий.
Поступки
"Дедушка был непрактичный, романтичный и очень добрый. В последние годы он поставил перед собой цель - помогать умирающим. Он находил время для походов в больницу к тяжелобольным, чтобы подбодрить их. Об этом не многие знают. И когда тяжелобольные люди умирали, из госпиталя телефонировали и просили: "Приходите, они ждут ваших разговоров и уходят из жизни светло". Сможешь помочь - помогай. Всегда. Это его юношеское кредо. Дедушка говорил: "Добро, которое мы имеем, идет от добра, которое мы отдаем". Он всегда мне это повторял. Еще вспомню несколько таких вещей и буду плакать... А я совсем не хочу".
Домашний театр
"Кто только не выступал на этой сцене - Ференц Лист, Полина Виардо, Федор Шаляпин, Эдуард Направник, Анна Павлова! Постановки собирали знаменитых гостей, в том числе и членов императорской семьи. Мне не нравится, когда его называют "дворец", - для меня это дом со своей особенной аурой. Я бы очень хотела, чтобы на этой уникальной сцене был спектакль о жизни дедушки. Юсупова можно назвать "культурным стержнем" русской эмиграции. Постановка по его мемуарам - возвращение к истокам, соединение России современной и России эмигрантской, в этом связь поколений".