Еще больше новостей в нашем Telegram-канале, группе ВКонтакте и канале Яндекс.Дзен
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
______________________________
Тина, поздравляем с возвращением на экраны и успешным дебютом новой программы. Расскажите о ней подробнее.
После окончания программы «Самый умный», куда бы я ни пришла, мне говорили, какая же это была прекрасная программа и как жаль, что мы ее потеряли. Все это время я думала о том, что, если ничего не появится столь же яркого и качественного, то, наверное, это надо сделать. Честно говоря, просто руки не доходили. Но мы ее наконец-то сняли. Сколько времени, ресурсов и труда было вложено в то, чтобы сделать программу технологически одной из лучших на отечественном телевидении!
Благодаря Николаю Картозия и его педантизму картинка доведена до абсолюта. А новое поколение детей, про которое говорят, что интернет их абсолютно испортил, якобы они «мягки» умом и не очень понимают сложные вещи, вас приятно удивят. У них еще более острый ум, чем у поколения, с которым я играла много лет назад. Это дети, которые благодаря интернету, своим родителям и школе очень много знают.
В чем фишка нового шоу?
Фишек много: современная картинка, дополненная реальность, интерактивная 3D-графика... Кто бы мог похвастаться такой, кроме фильма «Аватар»? Дальше — материальная мотивация для участников. Они действительно зарабатывают своими знаниями. Посыл, что «быть умным — модно», — отсутствующий на рынке формат.
К сожалению, после закрытия программы «Самый умный» мы эту модность интеллекта потеряли, сейчас среди молодежи популярна тенденция быть блогером, а не умным и образованным. В этом смысле команда «Пятницы!», с которой мы делали программу, показала, что развивает телевидение и несет огромную социальную миссию — делать людей лучше.
Где вы искали участников для программы и по какому принципу они соревнуются между собой?
Летом мы объявили кастинг по всей стране. Получили более 1000 анкет, отобрали из них свыше 100 умников и умниц, которых вы и увидите в первом сезоне проекта. Среди них и просто всесторонне развитые дети, и победители олимпиад, и лучшие ученики своих школ и учреждений дополнительного образования. Их познания обширны.
В числе участников — знатоки программирования, геополитики, теории музыки, шахмат, вексиллологии, авиамоделирования, ментальной арифметики, серпентологии и других областей. В одном выпуске участвуют 12 человек. Дети поделены на три возрастные категории и соревнуются друг с другом внутри них: младшие — от 6 до 9 лет, средние — от 10 до 12 лет, старшие — от 13 до 14 лет.
Поговорим о ведущей программы. Есть мнение, что интеллектуальный уровень женщины, особенно в патриархальных странах, никак не сочетается с внешней формой. Женщине достаточно быть либо умной, либо красивой. Очевидное противоречие — Тина Канделаки. Талантливая, обладательница острого ума и, как отмечают большинство коллег в моем окружении, фантастической внешности. Это сочетание внутреннего и внешнего в жизни мешало или, наоборот, были моменты, в которых подобные антитезы удавалось использовать?
Благодарю за комплимент. Во-первых, я никогда не считалась красивой. Я выросла в Грузии, стране, привыкшей к красивым женщинам, так же, как и Россия. Известная историческая аксиома: царица Тамара считалась канонической красавицей и на ее век пришелся Ренессанс, захвативший Грузию во многом благодаря ей. Кстати, сейчас в рамках программ «Газпром Медиа Холдинга» мы делаем следующий цикл в проекте «Петр» — о российских императрицах.
Там и Екатерина, и Елизавета, и характер русской истории постпетровской России, и роль женщины, которая подразумевала ровным счетом обратное тому, что вы говорили: это и красивые, и интеллектуальные, и сильные женщины, часто иноземки, которые смогли покорить Россию в то время, когда доказывать, что женщина вполне себе конкурентоспособна относительно мужчин было не принято где бы то ни было. Что касается меня, я часто получаю большое количество приятных комментариев и по сей день от коллег. Надеюсь, что не глупа и очень дисциплинированна.
Еще одно общепринятое мнение, что активное увлечение спортом — это тоже противоположно уму, точно не тождественно. Человек, интересующийся спортом, далек от интеллектуальных изысков. Однако вы — классический пример развенчания мифов. Ваши социальные сети — это фитнес, бокс, тхэквондо, регулярные спортивные тренировки. Для себя разделил людей на тех, кто приходит на спорт, чтобы спасать форму, возраст, обстоятельства, нравиться тем, кто вокруг, и тех, кто физиологически не может без этого существовать — когда это ментальный порыв, требование организма. Вы к какому типу себя причисляете?
Ко второму. Но это, скорее, не ментальный порыв, а все-таки дисциплина. И связана она с тем, что в очень юном возрасте работать так много, сколько работала я, было непросто. Особенно если начала в 16 лет, будучи ведущей, когда вокруг кипит студенческая жизнь, юность, которую никто не отменял, все влюбляются, расстаются, ходят на вечеринки. У меня этой нормальной жизни не было. Я сразу погрузилась в работу. И чтобы держать себя в тонусе, стала заниматься фитнесом очень рано. А потом, с возрастом, когда у меня было много съемок в разных странах, постоянные поездки, перелеты, мне без спорта точно было уже не обойтись.
Смены по 10 часов, все время на ногах, все процессы остановились, метаболизм на нуле — ты просто превращаешься в Буратино. Выход один — рано ложиться спать и регулярно заниматься спортом. Если вы себя плохо чувствуете, если физически слабы, то вам очень сложно развиваться, у вас эмоциональная разряженность, вы постоянно будете чувствовать усталость. Я отношусь к тому поколению, которое в изменениях человеческой жизни в сторону ускорения видит максимальные возможности. Получается, я заранее подготовилась – с 16 лет начала заниматься спортом, вести правильный, здоровый образ жизни. Я часто говорю молодым ребятам, что этот выбор сделать непросто, но если вы мне поверите, не пожалеете. От этого зависит, как вы будете выглядеть после 40.
Вы закончили школу в 1993 году и поступили на обучение в области пластической косметологии. А зачем?
Моя мама врач, все просто. И я не поступила в госуниверситет, я поступила на платный факультет, проучилась всего полгода. Советская модель — классика: в семьях, где были врачи или юристы, дети должны становиться врачами и юристами. И я должна была стать врачом, это было очевидно с детства.
Вы работали в самых разных компаниях, структурах, с разными руководителями, работали как наемный сотрудник, в собственном бизнесе, притом успешно. Вам комфортно работать там, где во главе структуры стоят люди, способные формально или не формально давать вам четкие распоряжения? Либо вам комфортно работать в месте, где в любой момент можно сказать: «Я так решила, я собственник, не хочу и не буду ничего обсуждать».
Очень хороший и интересный вопрос для всех, кто сейчас делает карьеру, кто читает это интервью. Важная часть карьеры — не только знания, профессионализм, навыки, опыт, но и то, кто твой руководитель. К сожалению, это всегда лотерея. Иногда тебе очень сильно везет, а иногда жизнь связывает тебя с человеком, с которым профессионально или личностно разнятся взгляды.
Можно ли это нивелировать? Наверное. Лично для меня есть базовые вещи в профессии, которые принципиальны. Я командный игрок. И все совещания на «Матч.ТВ» начинала со слов: «Мы строим канал, надо понимать, что на моем месте может оказаться кто-то из вас». Мне важно говорить эти слова сотрудникам. Хочу относиться к той категории менеджеров, которые говорят: я не боюсь идти дальше.
И это «мы» часто звучало и в вашем частном бизнесе?
Всегда. Для меня команда — ключевое. Я не индивидуалист. Когда ты платишь за свои собственные ошибки собственными деньгами — к тебе нет никаких вопросов. Можешь побеждать, проигрывать — все это можешь, потому что ты за это платишь. Вот когда ты работаешь на кого-то, должен учитывать несколько вещей: ты наемный сотрудник, тебе дает твой руководитель возможность делать много интересных вещей, но все эти вещи ты делаешь не для удовлетворения своих амбиций, а в первую очередь для компании. И если ты их делаешь хорошо, то все это должно работать и после того, как ты уйдешь. Я никогда на себе не замыкаюсь. Процессы должны работать — это для меня основное условие.
Я сейчас абсолютно счастливый человек, потому что мне очень повезло с моим руководителем. Знаю Александра Александровича Жарова очень давно. В корпоративном бизнесе для меня это самый комфортный и правильный руководитель за всю мою карьеру. Объясню почему. Жаров очень требовательный человек. С другой стороны — очень вовлекающийся. Он крайне много работает. У нас с ним совпадает отношение к жизни, к работе.
Задавая вопросы, он делает это не как многие начальники, перепроверяя, он это делает системно, потому что сам дико дисциплинированный человек. Вообще у нас в стране не принято хвалить начальника вслух, это считается неискренним, но знаете, такие вещи надо говорить, потому что люди иногда не знают, благодаря кому происходят изменения. Я еще не сказала о его главном качестве — у него очень крутой вкус. Реально. И наличие вкуса ему позволило в нашу профессию внести такие изменения, которых можно было бы ожидать на телевидении за куда более длительный срок.
«Можно сколько угодно в России разговаривать с Брюсом Уиллисом, но в эфир приходит Нагиев, и ты сразу узнаешь, что такое настоящий рейтинг». Ваши слова.
Спустя 11 лет подтверждаю.
Как сейчас вы работаете с главным сакральным мерилом телевидения — с рейтингом?
Очень активно. Все довольны, когда рейтинги идут вверх, и недовольны, если они идут вниз. Здесь могу сказать только одно: мы в очень плотной связке работаем, задаем вопросы, когда сомневаемся, и нам своевременно дают ответы. У нас конструктивно выстроена работа с Русланом Тагиевым. Хочу сказать ему большое спасибо за такую отзывчивость. Руслан — человек, который круглосуточно на связи, притом что руководитель его уровня мог бы давным-давно передать меня ответственному менеджеру. Но спасибо за то, что у нас сохранились такие отношения.
Долгое время вы были близки к проектам, связанным с детьми, с образованием. Инвестировали и время, и ресурсы в эту область, верно?
Да, мы очень много инвестировали в знания, технологии, образование. Образование — это основа основ. Все проблемы, которые у нас есть сегодня, связаны с тем, что образование надо было «перезагрузить», адаптировать к новым вызовам. У нас очень хорошее базовое образование в России. Мы все можем читать, пересказывать, писать, делать это достаточно грамотно. Но вызовы-то менялись.
И в рамках этих вызовов многие вещи надо было в современной школе менять уже довольно давно. Может быть, те, которым сегодня 25–30, выросли бы более адаптированными к новому времени. К сожалению, масскультура оказала на это поколение большее влияние, чем российское образование. Меня это не пугает, тем не менее это данность, с которой надо работать.
Вы медийный человек, человек этой индустрии?
Абсолютно. Я на месте, я занимаюсь профессией. У меня просто хорошие организаторские способности. В какую индустрию ни придешь, если ты в этой индустрии не вырос, то тебе все говорят одно и то же: «Старик, не твоя тема, ты аккуратнее». Но понимаете, если человек организаторскими способностями обладает, это значит, что он может осмыслить весь процесс, его не надо придумывать, он придуман до тебя, надо лишь понять, какие ресурсы и люди нужны для того, чтобы этот процесс улучшить, или сохранить, или видоизменить.
И для этого, собственно говоря, есть такая профессия, которая называется «менеджер». Не в том плохом смысле этого слова, как в номере Comedy Club, когда вам «прибить или приклеить», а в том смысле, что ты, придя на работу, имеешь четкую цель, видение: что ты должен изменить. И твоя задача это изменить и сделать так, чтобы процесс отлично работал и без тебя.
Вы согласны, что у нас существует два стигмата, с которыми очень тяжело бороться. Первый, что в 40 ты уже профессионально стар, селф-мэйд историю делать поздно, как и карьеру. И второй стигмат — невозможно поменять направление, если ты встал в колею, ты должен делать только то, что ты делаешь.
По первому я не согласна, у нас консервативная страна, люди работают до достаточно зрелого возраста, медийной индустрии это касается особенно. Здесь никто на возраст не смотрит. А по второму вопросу категорически согласна. Но я всегда говорю, что в мире будущего люди будут менять 3–4 профессии. И здесь опять дисциплина и объективность. Вы заметьте, почему 40 — это водораздел, после 40 никто учиться не хочет.
Поговорите с нашими ровесниками. Никто не хочет выучить дополнительно язык, а это ведь хорошо, кстати, нейронные связи формирует. Какие книги ты прочитал? Я вообще пришла к выводу — это интересное наблюдение, — что не так много вокруг людей, которые могут полноценно и до конца что-то прочитать.
В то же время у меня достаточно в окружении людей, которые принципиально ложатся вечером, в полдесятого, читают книгу и засыпают в половине одиннадцатого. И для меня это очень важно. Интеллект нуждается в обновлении. У нас копится какой-то базис знаний на протяжении лет — можно работать, можно строить отношения, можно даже куда-то развиваться, но, к сожалению, даже если вы будете расти с точки зрения карьеры и заработка, вы все равно будете внутри себя устаревать. Нам постоянно нужно обновление информации, иначе мы костенеем.
HELLO! — издание о звездах. У вас много друзей, хороших близких знакомых в шоу-бизнесе? Как вы относитесь к тому, что коллеги в шоу-бизнесе зачастую позволяют высказаться о вас жестко? Не раз аудитория была тому свидетелем, а вы, комментируя такие случаи, говорили просто: «Не хочу это обсуждать, это все бабство». Вам не кажется, что в индустрии, где вы заняты, многие тонкости и гибкости ума лишены, и это все, как вы говорите, «бабство». Вы нормально себя от этого отделяете?
В текущих реалиях я даже не успеваю погрузиться. Все уже произошло, я узнаю постфактум. У меня никогда не было времени на то, чтобы тусоваться нормально. Наверное, мало кто в шоу-бизнесе может сказать, что с Тиной от души тусовался. У меня не было такой возможности — завалиться со всеми на Бали. Я очень рада, что мои друзья и товарищи много ездят, видят мир, это суперправильно. Но у нас разные установки из детства. Моя мама много и тяжело работала, я понимала, что жизнь состоит в минимальной степени из развлечений, и все эти развлечения должны быть связаны с семьей, и в большей степени из работы, которая должна быть системной и регулярной.
Вот у меня такая установка, поэтому я все время на работе. Кто-то из шоу-бизнеса что-то сказал, выступил, и мне кидают эти ссылки. Понятно, что нажимаю и смотрю. Но для того, чтобы помочь тому, кто читает интернет и думает, как ему реагировать. Не обсуждают только тех, кто ничего не делает. Если вы что-то делаете, должны быть готовы к тому, что вас обсуждают. И никто не будет вас обсуждать со знаком плюс. Вас будут хейтить, провоцировать. И чем больше вы себя демонстрируете публике, тем больше это будет возрастать с точки зрения информационного шума. Я прекрасно понимаю, какая бы эскапада ни была в мой адрес, до тех пор, пока я не ответила, это все незначительный чих, колебание. Когда очень много говоришь про кого-то, а он тебе не отвечает, это перестает быть актуальным.
Для огромного количества людей, которые видят вас на экране, Тина Канделаки абсолютный лидер. А какая вы в семье?
В семье я женщина. Вы же понимаете, что российский уклад, особенно когда мы говорим об институте семьи, подразумевает главенство мужчины. Такой порядок является в том числе залогом семейного счастья. Я сейчас это не ради красного словца и чтобы вы удивились: «Боже, Тина Канделаки говорит, что у нее муж главный». Я вам скажу так: несмотря на большую разницу в возрасте — 11 лет, — Василий интеллектуально обновляется с такой скоростью, что благодаря ему я остаюсь такой активной и молодой.
Эта бесконечная изменчивость с точки зрения интеллектуальных способностей была у него всегда. На этот крючок я попалась вот уже сколько лет назад. Из нас двоих он оказался тем человеком, который инициировал наши отношения, и по сей день ему по праву принадлежит роль безусловного лидера и главы нашей семьи.
Если вы оглянетесь назад, в свой 1995 год, и обратитесь к той двадцатилетней девчонке, которая собирается поехать в Москву. Что бы вы ей сказали?
Что говорю всегда на рабочих совещаниях: «Газуй!».