Входящих в этот вечер в зрительный зал на полторы тысячи мест ждал приятный сюрприз: на каждом кресле лежал бело-голубой шарф, на котором виднелись крупные буквы "Метеор". Именно вокруг футбольного клуба с таким названием и разворачивается основное действие в фильме "Тренер". По сюжету картины после неудачного пенальти знаменитый бомбардир сборной России Юрий Столешников (его и играет Козловский) оказывается списанным со счетов. Выбраться со скамейки неудачников и перезапустить карьеру заново он надеется при помощи провинциальной команды "Метеор" из Новороссийска: те звезд с неба не хватают, стабильно проигрывая почти каждый матч. Но Столешников надеется, что под его чутким руководством "Метеор" воспарит со дна турнирной таблицы и, возможно, даже попадет в премьер-лигу.
Завязка картины вполне могла быть взята из американского кино: драмы о судьбе маленького человека в большом спорте, которую с завидной периодичностью поставляет Голливуд. Однако наше кино, хоть и выпускает в последние годы настоящие спортивные кинохиты ("Легенда №17", "Движение вверх", "Лед"), - все равно еще новичок на этом поле. И тем интереснее смотреть на то, как ведет себя во время своего "первого матча" режиссер Данила Козловский.
Все началось с простого актерского желания сыграть футбольного тренера. Я большой поклонник этого вида спорта, с детства люблю эту игру. И меня всегда, помимо того, что происходит на самом поле, привлекало также происходящее на "бровке": иногда там такой накал страстей, такие эмоции на лице тренера. И мне как актеру всегда было интересно эти эмоции отобразить. Не говоря уже о том, что сам по себе футбол и его закулисье - это театрально, кинематографично и очень привлекательно, - рассказывает Козловский.
Идеей подобного проекта Козловский поделился со знакомым режиссером и другом Павлом Руминовым, в фильме которого "Статус: Свободен" Данила сыграл главную роль. В ответ тот предложил актеру самому попробовать свои силы в режиссуре и даже прислал ему первый набросок будущей истории. За такую поддержку в титрах для Руминова припасена особая благодарность - "За мощный творческий импульс". По словам Козловского, таких импульсов, зарядивших его на будущее кино, было несколько. Один из них исходил от его девушки, актрисы и режиссера Ольги Зуевой, которая сыграла в фильме роль врача-реабилитолога Вари. Именно с Ольгой Данила обсуждал варианты финала фильма, отдельные детали сюжета и развитие ее персонажа.
Когда ты живешь с таким талантливым человеком и видишь его планы и мечты, тебе, конечно, хочется, чтобы они сбылись. Когда Данила начал рассказывать мне о том, что он хочет сыграть футбольного тренера, я поняла, что слышу не просто актера, желающего сыграть кого-то, а настоящего автора. И я поддержала его, потому что сразу знала - у него получится, - сказала Ольга накануне премьеры на пресс-конференции картины.
Удается (почти всегда) "Тренеру" и удержаться на тонкой грани между искренним пафосом и давящей на зрителя со всех сторон помпезностью - главным бичом подобных фильмов про "как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". И удается это во многом благодаря нетривиальным и человеческим персонажам, в особенности женским: они постепенно перестают быть функциями и становятся живыми людьми с мотивацией и убедительной историей. Такая героиня получилась у актрисы Ирины Горбачевой (она сыграла Лару, президента ФК "Метеор") и Ольги Зуевой. Уже привычен, но оттого не менее хорошо отыгран, актерский дуэт "отец и сын, учитель и ученик", который Козловский в какой-то степени уже показывал в том же "Экипаже". Здесь в такой паре вместе с актером выступает Андрей Смоляков.
А что же сам футбол - спросите вы? Множество камер, бодрый монтаж, почти никакого slow-motion и минимум графики: режиссер реализма ради настоял на том, чтобы мяч ни в коем случае не был нарисован на компьютере. Как итог, противостояние своих и чужих смотрится в лучших традициях иммерсивности: так, что зачастую чувствуешь себя не в зале на полторы тысячи мест на Новом Арбате, а уже прямо на настоящем матче, под дождем, практически скандирующим звонкие речевки. Вот и пригодились те самые шарфы "Метеора".