Прошло два года с тех пор, как завершились съемки «Вызова», — говорит Юлия. — Признаюсь, первое время после возвращения на Землю я чувствовала себя странно. Посещали мысли: и что теперь, что будет разжигать во мне творческий интерес? Не каждая работа меняет жизнь, мировоззрение. Но потом я подумала: а ведь когда-то таким важным этапом стал для меня фильм «Битва за Севастополь», и тоже казалось — а что дальше? А дальше случился космос. Нужно принимать каждый важный период, принимать, что эта страница жизни была, она уникальна, но ее нужно перевернуть и жить дальше. Мне повезло: я обладатель профессии, которая является заводом по перерабатыванию и радости, и счастья, и ужаса одновременно. Эта профессия — спасительное начало. Она бездонна, у нее нет финишной черты.
«Вызов» должен был сделать тебя всемирно известной, но из-за политической обстановки в мире этого не произошло. Расстроилась?
Нет. Я же все равно останусь первой актрисой, которая снялась в невесомости, этого у меня никто не отнимет. Но я не хочу зацикливаться на этом, я двигаюсь дальше.
После возвращения ты стала по-другому смотреть на жизнь, произошла переоценка ценностей?
Я стала спокойнее. Сейчас здесь, на Земле, мы явно присутствуем при каком-то большом историческом расхождении плит. Мир качается, трещит, рушится. Но «оттуда» я видела, что он — вечный и бесконечный, такой на самом деле не зависящий от нас, от всех наших бед и решений…
В фильме показан момент… как это называется —взлет?
Старт.
Момент старта. Это снималось в реальных обстоятельствах?
Частично. Клим начал снимать на девятой минуте после того, как мы вышли в невесомость.
Вы, конечно, сумасшедшие.
Да, сумасшедшие. После того как вернулись, уже можем это признать. Не могу представить, что в те дни пережили мои дети и мама. Она потом сильно заболела, и я понимаю, что причина только в одном — в дичайшем стрессе. Когда я пытаюсь поставить себя на ее место и подумать, что я стою внизу, а мой ребенок сидит на какой-то бочке, где 800 литров топлива и которую сейчас будут поджигать, мне становится плохо.
Мои дочки отлично держались, по-взрослому, но уже потом, когда я вернулась домой после профилактория, ни с того ни с сего разрыдались… Вообще наши родственники очень сильные люди.
Какие-то хейтеры писали, что все было ради славы. Но это так мелко — ради славы… Жизнь я люблю больше. Благодаря космосу я почувствовала, что такое энергия первооткрывателя, когда ты делаешь что-то впервые в мире! Это энергия безумства, адреналиновое состояние восторга.
К слову о первых. В студенчестве, во время учебы в театральном, ты попала на курс Кудряшова, и это был первый экспериментальный курс на режиссерском факультете, где преподавали одновременно и режиссуру, и музыку. А сейчас, я слышала, ты решила выпустить альбом как певица. Расскажи.
Я уже три года ищу себя в музыке. О гастролях пока не думаю, но иметь свои песни и создать что-то свое мне очень хочется. Я с удовольствием всегда перепевала каверы с нашим бэндом «Фарс-мажор», а потом решила найти своих авторов в разных направлениях музыки. Появился Саша Юрасов — как музыкальный продюсер и просто мой друг. Мы сделали музыкальный спектакль с группой Zero People, который называется «Мужчины и женщина». Мы нашли композитора Сашу Белоносова, поэта Олю Ершову. Сейчас вот появился и автор, и композитор, и великий пианист, и аранжировщик — Володя Корниенко, Корней, как его называют, и мы с ним сделали уже какие-то первые вещи. Это как большое лоскутное одеяло из тысячи лоскутков. Мне торопиться некуда, у меня нет цели делать какую-то коммерческую громкую историю. Цель — создать что-то свое, попробовать себя в музыке.
При этом ты не забываешь театр — недавно в Театре Наций состоялась премьера спектакля «Последнее лето», в котором ты играешь одну из главных ролей, и у него очень хорошие отзывы.
Спектакль режиссера Даниила Чащина по пьесе Анны Козловой, которую она написала в пандемию. События происходят в 1916 году, но сейчас эта пьеса оказывает какое-то колоссальное влияние на зрителей. В центре –– история героя, который возвращается с войны, история о том, можно ли на самом деле оттуда вернуться.
Много ассоциаций, пересечений с нынешним временем. Мир сошел с ума, и герои обращаются за советом к картам Таро — трудно не провести параллель с тем, что и в 2023-м многие увлеклись гаданиями. Это спектакль о семье, ностальгический, наполненный прекрасными диалогами. При этом играем его мы на малой сцене, в зале всего 250 мест. Историческая фактура, красивые костюмы Виты Севрюковой, свет Александра Сиваева, потрясающие декорации Максима Обрезкова. В первом акте много юмора — и когда мы играли спектакль в первый раз, люди смеялись. А во время другого спектакля, после событий в Израиле, тишина была все три часа.
В конце октября вышел еще один важный для тебя проект — сериал «Императрицы», в котором ты играешь Елизавету Петровну.
Это работа, которой могло не быть. Я встретилась с Андреем Юрьевичем Кравчуком, чтобы отказаться от этой роли вежливо, не по телефону. А он начал рассказывать мне факты про Елизавету: как она полюбила украинскую кухню, начала пить сливовую настойку и очень поправилась. Как крестила гвардейских детей. Как создала русский театр, Академию художеств. Как шла пешком из Петербурга в монастырь, а километров через 10 за ней приехала карета, ее увезли обратно во дворец, помыли, накормили и отвезли в ту же точку, откуда забрали.
Она — одна из немногих наших правителей, кто говорил о правах человека. И так она мне понравилась своими светлыми желаниями, мыслями, идеями! К тому же у фильма необычный формат: после каждой серии следует комментарий историка. Это новое художественно-документальное кино, которое идет в кинотеатре.
Твоя младшая дочь Маша играет в фильме маленькую Елизавету. Учитывая, что и старшая, Аня, снимается в кино, не могу не спросить: актерство теперь семейная профессия?
Мои дети свободны в своих желаниях, никто не заставляет их сниматься. Маша уже отказалась от большого количества работ, которые ей предлагали. И, если честно, я думала, что она откажется и от этой — ведь тут рюши, прически и кринолины, а она это все не переваривает. Спортивки и кроссовки — вот это Маша. Перед тем как согласиться на роль, она тоже говорила с Кравчуком. И о чем-то они там договорились. Андрей Юрьевич очень умный человек, Маше он очень понравился.
Аня тоже всегда сама принимает решение. Вот «Слово пацана» Жоры Крыжовникова — довольно сложный проект. Но дочь решила, что она способна, она выдержит.
Ну решения она принимает верные, судя по всему. Насколько я помню, год назад Аня даже была удостоена профессиональной награды — получила приз на кинофестивале в Испании.
Да! В наше время — представляешь? Даже я удивилась, что русскому фильму и русской девочке что-то дали в другой стране. Ане 14, но она очень взрослый человек. У нее все в порядке с головой, сердцем, душой, она абсолютно способна заниматься этой профессией. Но это еще и вопрос везения, никто же не знает, как все сложится. Ни мама, ни папа — никто не подскажет.
Она еще пока не закончила никакую театральную школу. И я, конечно, мечтаю, чтобы ей так же повезло с педагогами, как повезло когда-то мне. Чтобы она поняла, что на самом деле эта профессия — не просто роли играть. В ней есть что-то больше — то, что важнее, нужнее.
А кто из молодых актеров тебе еще нравится?
Лев Зулькарнаев, Денис Парамонов. Мила Ершова — мы с ней сейчас играем в «Последнем лете». Она интересная, райкинская. Настя Красовская, Тимофей Кочнев, Элизабет Дамскер. Да много хороших артистов молодых.
Как дела у «Галчонка»? (Благотворительный фонд «Галчонок» — фонд, учредителем которого является Юлия. Помогает детям и молодежи с поражениями ЦНС. — Прим. ред.)
Не так плохо, как могло бы быть в наше время. У детей, которых мы взяли под опеку, все хорошо. Но в целом, конечно, хочется увеличить объемы, не теряя в качестве. Мы создали реабилитационный центр «Под крылом», в котором дети не лежат, а приезжают утром и вечером уезжают домой. У них занятия, которые ведут специалисты, это очень важная история. Большое счастье, что нам удается держать команду, в то время когда в стране и в мире другие приоритеты. Мы сохранили наших врачей, мы сохранили всех подопечных. У нас есть служба психологической помощи, юридическая поддержка, которая очень многим тоже помогает — оформить инвалидность, получить социальную помощь. Но вот наш реабилитационный центр находится на шоссе Энтузиастов. А в Москве 12 округов. Хочется, конечно, чтобы в каждом округе Москвы был свой. Для того чтобы родители, семьи, у кого есть дети с ДЦП, могли пешком, на коляске или за 300 рублей на такси доехать и иметь возможность реабилитировать своего ребенка.
У нас такая крутая команда, что я могу сказать родителям подопечных: даже если мир начнет разваливаться на части — мы вас не бросим. Что бы ни было, мы будем с вами до конца.
Тебе не кажется порой, что много на себя взвалила? Кино, театр, книга, музыка, фонд…
Я же делаю все это, потому что хочу. И энергия находится. Я не состою в труппе театра, я свободна. Пять лет почти ничего не выпускала, а сейчас вот — с удовольствием. Меня никто не заставлял быть в этом спектакле, никто меня не обязывал играть в нем. Поэтому у меня все получилось. Так же и с книгой. Ни Первый канал, ни команда платформы START — никто не заставлял меня ее писать в рамках промо фильма. Такая же история с музыкой. Я очень благодарна Саше Юрасову, моему другу и продюсеру, который не давит на меня вот уже три года кряду. Понимаешь, да? Любой продюсер, который хочет получить какие-то дивиденды, уже заставил бы записать шесть альбомов! С нашей-то работоспособностью. (Смеется)
Несколько лет назад я почувствовала, что из меня как будто начинают формировать какую-то… диву что ли… Все эти красные дорожки и другие атрибуты стали слишком часто появляться… Я подумала: а зачем мне тратить на все это энергию? Есть гениальная песня в исполнении Елены Камбуровой авторства Михаила Таривердиева «Я другое дерево». Так вот, я — другое дерево. Это такая роскошь — дать себе возможность делать то, что хочешь, когда хочешь и не соответствовать чужим ожиданиям.
Текст: Марина Савельева
Фото: Павел Шелковников