Ее имя можно даже не называть, достаточно просто показать фотографии — и в голове сразу заиграет музыка Георгия Свиридова «Время, вперед!», знакомая с детства и вынесенная в заставку программы, а перед глазами появятся белые часы на голубом фоне, показывающие ровно 21:00. Екатерину Андрееву знают все — вот уже 26 лет она каждый вечер рассказывает все самые главные новости на Первом канале. И абсолютно не меняется — все так же красива, энергична и обаятельна!
Екатерина, вы столько лет на российском телевидении, что самое сложное в вашей работе?
Умение держать лицо и быстро реагировать на разные ситуации, которые бывают в прямом эфире. Сохранять спокойствие, не подводить команду, страну, и делать все так, чтобы зритель не успел заметить каких-то проволочек. Хорошо выглядеть тоже нужно, но для меня это не так трудно, потому что я занимаюсь спортом, веду здоровый образ жизни, не завидую, никому не желаю зла, не гневаюсь, люблю мир — все это отражается на моем лице. Я приверженец восточных практик — тайцзи и йоги, они помогают мне сохранять баланс. Хорошая речь и правильно поставленный голос, широта кругозора и образованность — тоже очень важны.
Как считаете, вы менялись на экране с течением времени?
Все течет, все меняется, и я тоже. Я — как ведущая — захожу в каждый дом. Зрители часто говорят, что я для них как близкий родственник, и я отношусь к ним так же. Как к родным людям, которым должна и хочу сообщить важную информацию, чтобы они знали, что произошло. Бывают, к примеру, значимые новости медицинского характера, которые могут изменить жизни людей. Я всегда работаю с открытым сердцем, чтобы зрители лучше поняли меня. Рассказывая о сюжетах наших корреспондентов, представляю дорогого себе человека, к которому обращаюсь. Поэтому, наверное, они и воспринимают меня как кого-то близкого.
Почему в век интернета люди до сих пор смотрят новости по телевидению?
Доверяют. Хотя у зрителя сейчас огромное количество источников информации, и это отлично. При составлении своей точки зрения нужно иметь несколько ресурсов, понимать, как новости преподносят, так как интернет сейчас делает мир открытым. Мне кажется, это хорошо и правильно, когда человек выбирает, анализирует, сопоставляет и вычленяет именно то, что нужно ему. Это очень важно.
Кто был вашим учителем в профессии?
Мой главный учитель — диктор советского и российского телевидения Игорь Кириллов, который дал мне очень многое. Понимание того, что нельзя тянуть одеяло на себя, что нужно думать о команде, не зазнаваться. Помнить, что ведущий — вершина пирамиды, но при этом нужно заботиться об основании, на которое ты опираешься. К слову, я всегда старалась опираться на то, что сопротивляется, а прихлебатели, подлизы и льстецы мне никогда не были интересны. Вот этому меня Кириллов и научил. Умение хорошо выглядеть в кадре приходит уже со временем. Совсем недавно был случай, когда подо мной сломался стул... Выходя в эфир, я всегда вспоминаю слова Игоря Леонидовича: «Что бы ни произошло, продолжай работать». Вот хоть пусть все крушится, работай! Стул упал, но я на полусогнутых ногах читала дальше текст. На мой взгляд, из этой не самой простой ситуации я вышла победителем, впрочем, как и всегда.
Вы с детства мечтали быть в кадре? Кем вас видели родители?
Я всегда была очень самостоятельной, поэтому мнение родителей меня не сильно волновало. Сама хотела стать космонавтом, потом — пожарным и министром обороны. У меня были очень брутальные желания. И если бы мама видела меня балериной, то это бы точно не осуществилось. Мои мечты сбылись: новостные рубежи я все-таки охраняю, поэтому в какой-то степени к обороне имею отношение. (Улыбается)
Благодарны родителям за возможность свободно самовыражаться?
Конечно. А еще — развиваться. Они не тиранили, не били, не унижали, не заставляли. Смотрели на то, что мне нравится, и старались это во мне развивать. Они меня любили, но не перелюбливали. Объясняли, что хорошо, а что плохо. Я не выросла эгоисткой, я эмпатична, люблю заботиться о людях. Но при этом папа научил меня стойкости и выдержке, чтобы могла держать удар. Я мягкая, но не бесхарактерная, сломать меня не получится. Крепкая, как лиана. Притом что я могу постоять за себя, всегда откликаюсь на чужую боль. Высшей наградой для меня, наверное, был случай, когда мы в эфире собирали деньги для одного благотворительного фонда, и родители писали мне, что в мою рабочую неделю люди жертвуют больше средств. Просто я всегда через сердце пропускаю тексты, которые делаю для такого инфоповода. Если чувствую, что на том конце эфира люди плачут, я сердцем плачу вместе с ними.
Много лет с экранов ТВ нам показывали зарубежные фильмы, в магазинах продавали импортные продукты. В итоге выросло поколение людей, скептически относящееся ко всему русскому. Сейчас ситуация меняется. Как думаете, почему нынешняя молодежь настроена более патриотично?
Я считаю, что те процессы, которые сейчас происходят, — глобальные, меняющие мир и очень важные. Вот, например, китайский иероглиф «кризис» состоит из двух слов — опасность и возможность. Любой кризис надо всегда использовать на благо себя, в данном случае страны. Нам объявили санкции? Ну да, зато у нас в стране больше местных товаров, российских. Вологодское масло лучше французского, я с удовольствием покупаю одежду отечественных модельеров, хотя раньше была ориентирована на Gucci и Armani. Сейчас мне очень нравятся российские бренды, например, Алена Ахмадуллина делает отличные вещи, которые приятно носить. И не только она, у нас много сильных дизайнеров, которые легко могут одеть страну. Когда-то премьер-министр Франции сказал, что для покорения мира достаточно просто создать моду — чтобы все носили французское. И они это сделали. Вот и мы теперь, чтобы покорить мир, должны создать российскую моду, показать, как умеем. У нас очень талантливая нация. Зачем нам закупать Parmalat, когда нужно развивать свои фермы? Сейчас такой благоприятный для этого момент! Я всегда считала и буду считать, что у нас очень креативные и работоспособные, стойкие люди. Это доказано историей. Думаю, сейчас молодые люди настроены более патриотично, потому что видят все и надеются на себя, а не на иностранцев, которые пришлют гуманитарную помощь. Наша молодежь — собранная, мотивированная — сможет сделать все. Я верю в Россию, и эту веру у меня никто не сможет отнять.
А русские фильмы смотрите?
Конечно. Я никогда скептически не воспринимала отечественный кинематограф. Люблю разное кино. Наши фильмы, которые делали раньше и снимают сейчас, — отличные, и кассовые сборы это подтверждают. «Чебурашка» собрал больше «Аватара» в прокате, хотя последний мне тоже нравится. Я не сторонник отвергать одно и превозносить другое, не буду только из патриотизма говорить, что там плохо, если сделано действительно хорошо. Всегда выделю и оценю по достоинству то, что создано у нас в стране, и буду говорить об этом. Мы хороши не только в космосе и балете! Русские повара востребованы по всему миру, как и дизайнеры, архитекторы.
Как думаете, насколько сильно влияет телевидение на формирование взглядов зрителя, юного и не очень?
До сих пор очень сильно. В 90-х в эфире были странные передачи, которые меня очень удивляли. «Бандитская Россия», например — такое ощущение, что в России жили одни бандиты. И потом складывалось неправильное впечатление о русских. Мы пьющая нация? Датчане, англичане, голландцы, финны пьют куда больше нас. Я в России никогда не видела женщин, валяющихся возле церкви в одежде Chanel, а в Копенгагене видела. И такие же пьяные мужчины тащили их домой. Или голландцы, лежащие по всему аэропорту в Афинах в невменяемом состоянии. Таких русских я не встречала нигде — ни за границей, ни у нас. Что касается влияния интернета, то оно несколько преувеличено — количество зрителей и статистика подтверждают, что огромная часть людей смотрит именно ТВ.
Неожиданно.
Более того, у меня даже данные на этот счет имеются. Согласно статистике ООН, интернета нет у 2,6 миллиарда людей на Земле. О каком таком глобальном значении Сети при таких цифрах можно говорить? Телевидение было и пока остается основным массовым источником влияния и соединения людей друг с другом, потому что передачу одновременно могут смотреть люди в разных местах, странах и континентах. ТВ влияет на формирование взглядов, поэтому тут должен быть очень ответственный подход. Как говорил один из великих поэтов: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».
Например, был случай, когда одна из ведущих перепутала фамилию человека, который находился на подлодке «Курск», и сказала, что он погиб, а в это время мама этого парня смотрела телевизор. И только счастливое стечение обстоятельств спасло женщину, получившую сердечный приступ. У нее ведь муж погиб в Чечне, старший сын отдал жизнь, защищая Родину, и тут еще по телевизору говорят, что и младший ребенок умер. Это была ошибка, которая показывает, насколько важно на телевидении все проверять. Слава богу, тогда все закончилось хорошо, женщина выжила, сын вернулся домой. Ответственность людей за передачу информации на ТВ должна быть повышенной, чтобы мы могли подписаться под каждым своим словом.
Как считаете, советское воспитание и современное сильно отличаются?
Советское воспитание было очень хорошим в отношении школы, образовательных программ. Люди, которые росли тогда, — образованные, более крепкие, выдержанные и креативные. ЕГЭ — это совершенно непонятный вариант, вырванный из контекста нормальной финской системы. В Финляндии сильное образование, похожее на советское, а в середине года у них проходит ЕГЭ, по итогам которого учитель может оценивать, как ученик усвоил тему. У нас это стало основополагающим, как экзамен. Выбор из 4–5 вариантов натаскивает ребенка на эти ответы, а не на умение мыслить — это неправильно. Кому это надо? Не знаю, но я бы отменила ЕГЭ еще вчера и вернула бы нормальную систему образования советского времени.
Вы много путешествуете. Какие маршруты в России считаете недооцененными?
Путешествия по России — один из самых интересных опытов, которые были у меня за все время, а я заядлый исследователь. В России огромное количество недооцененных маршрутов, развивать туризм в нашей стране нужно более серьезным образом, а губернаторы должны понимать, что это важно не только для людей, которые получают впечатления, но и для бюджета региона. Путешественнику нужны хорошая еда, удобный маршрут и гостиницы на любой вкус — за это он готов платить деньги. Ездить по России настолько интересно, что даже не знаю, с чем сравнивать. Но нужно, чтобы была конкурентная среда, разные отели, а сейчас все или очень дорого, или «очень страшненько», как говорит мой косметолог. Во Франции, к примеру, в глубинке можно поселиться в небольших гостиницах за вменяемые деньги и при этом рядом будет стоять роскошный отель. Каждый найдет свое. То же самое можно сделать и в России. Для меня Камчатка — это просто туристический рай, Алтай — то же самое. Забайкалье — такая природа, такие места! Даурия — одно из самых потрясающих мест на Земле, красивее ничего в жизни не видела. Невероятный Кавказ с его минеральными целебными источниками! ЯНАО — лучшее место для зимнего отдыха: скачки на оленях, юрты, приобщение к кочевым народам. Красноярск, Иркутск, Байкал — немерено в России потрясающих мест.
Значит, работа и путешествия — ваши самые главные источники вдохновения?
И опера. Очень люблю ее — она развивает и помогает здоровью. Я езжу на разные фестивали, хожу в театры: Большой, Мариинка. Кроме того, в моей жизни много спорта, общения, книг. День наполнен до отказа.
А еще вы проводите мотивационные классы.
Да, они для тех, кто хочет улучшить качество своей жизни, понять себя и процессы взаимодействия человека с миром. Для тех, кому нужен баланс и равновесие. Я занимаюсь этим достаточно давно, и люди, которые приходят на эти встречи, довольны. На первом моем мастер-классе присутствовало 20 тысяч человек, и потом многие писали, что это было лучшее выступление. Известный израильский коуч сказал мне, что много нового и позитивного из него почерпнул. Я хочу донести людям то, чему меня учил мой наставник по тайцзи: не делай, как я говорю, а делай, как делаю я. Нужно показывать пример, как развиваться, получать удовольствие от жизни, дарить удовольствие другим, делиться радостью с миллионами людей, быть позитивным. Развивать доброту и видеть, как мир меняется к лучшему.
А на творчество у вас время остается?
Конечно. Я достаточно хорошо рисую, начала писать стихи, но пока для себя. Они очень милые, на мой взгляд. Еще в соцсетях выкладываю маленькие эссе, которые тоже дают моей творческой личности проявиться. Мне периодически предлагают сниматься в фильмах, недавно я появилась в картине «Чувства Анны» режиссера Анны Меликян. Там у меня есть игровая сцена в партнерстве с Анной Михалковой. Я все новое, интересное воспринимаю как жизненные возможности проявить себя и меняться в лучшую сторону.
СТИЛЬ: ТАМАРА РАМАЗАНОВА
МАКИЯЖ: ОЛЬГА АРМАНД
ПРИЧЕСКА: СВЕТЛАНА ЖИТКЕВИЧ
ПРОДЮСЕР: УЛЬЯНА КАЛЬСИНА
БЛАГОДАРИМ ЦВЕТОЧНОЕ АТЕЛЬЕ «ДУШИСТЫЙ ГОРОШЕК» И РЕСТОРАН «ВЕЛЬМОЖА» ЗА ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ СЪЕМКИ