RU
×

Архив номеров

Архив номеров

Подпишитесь на новости от HELLO.RU

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2024.

Все права защищены.

Использование материалов сайта HELLO.RU разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера
Бунтари и активисты: как менялся образ трудного подростка в отечественном кинематографе

Бунтари и активисты: как менялся образ трудного подростка в отечественном кинематографе

Образ трудного подростка стал одним из ключевых в мировом и отечественном кинематографе — с помощью него режиссеры и документалисты старались показать перемены в социуме, культуре и осветить проблемы поколений. Сейчас эту тему поднимает сериал «Цикады» на Кинопоиске, в котором авторы постарались отразить особенности переходного возраста. Разобрались в эволюции образа трудного подростка на примере отечественных фильмов разных десятилетий.

1950-е гг

После Великой Отечественной войны общество пыталось вновь вернуться к прежней жизни и искало пути для укрепления традиционных ценностей. В кинематографе того времени внезапно на первый план вышли подростки. Прежде они оставались второстепенными героями, но в 1950-е годы начали все чаще появляться на экране и говорить о духовных проблемах человека, переходящего во взрослую жизнь.

Фильм Татьяны Лукашевич не совсем про трудных подростков в привычном понимании этого слова. В «Аттестате зрелости» показывают одаренного, но эгоистичного старшеклассника, который провоцирует одноклассников и презрительно относится к старшим. Такой подросток сразу же выбивается из общего понимания устоев послевоенного Советского Союза, за чем и следует соответствующее наказание — главного героя выгоняют из комсомола.

 

1960-е гг.

В драме Алексея Салтыкова и Александра Митты «Друг мой, Колька!» главные герои создают что-то похожее на подпольное общество прямо в школе — ТОТР («Тайное общество троечников»). Это стало результатом нелюбви к старшей пионервожатой Лидии Михайловне, которая, в свою очередь, тоже не любит детей и особенно хулиганов.

«Друг мой, Колька!» — это фильм о конфликте человека с жесткой системой. Школе не нужны неуспевающие, а в обществе не место хулиганам. Советская картина мягко спорит с этими устоями и словно говорит зрителям: трудные подростки — это не беда, а учеба на тройки — не ставит крест на дальнейшей жизни.

1970-е гг.

Вторая половина XX века ознаменовала собой расцвет молодежной контркультуры и новой волны подросткового бунтарства. Теперь молодые люди видели в своем предназначении не только споры со взрослыми, но и отстаивание интересов, прав и свобод. Кинематограф того времени тоже отреагировал на эти изменения, начав глубже анализировать психологию и мотивы подростков.

Одним из таких фильмов стал «Не болит голова у дятла» — советская мелодрама о непонимании старшим поколением интересов молодого. В картине главный герой увлеченно интересуется музыкой, играет джаз на барабанах и впоследствии создает собственную группу. Однако такое положение дел не устраивает окружающих, которые всяческими способами хотят «отучить» подростка от неверных идеалов. Именно с их стороны главный герой — трудный подросток того времени, который не хочет считаться с идеями взрослых. Однако для своих сверстников — смельчак, который попытался отстоять собственные интересы.

1980-е гг.

Кинокартина «Курьер» Карена Шахназарова стала настоящей классикой советских фильмов про подростков. Именно в ней авторы показали и столкнули два мира: ищущего свое место в жизни молодого человека и представительницу «золотой молодежи» с прописанной на десятилетия вперед судьбой.

Фильм также стал эпохальной картиной перестроечного периода. В центре сюжета — юноша, чей образ жизни, поведение и отношение к жизни не совсем вписывалось в общепринятую картину советского человека. «Курьер» отразил настроения всей молодежи того времени: они выступали против авторитета взрослых, но с уже четко поставленными целями. При этом бунт подростков того времени больше всего выражался в экзистенциализме и поиске смысла жизни.

1990-е гг.

Во время развала Советского Союза и образования нового государства кинематографисты не так часто обращались к теме трудных подростков. Чаще всего режиссерам было не до проблем молодых людей, так как общество интересовали совсем другие вещи. К периоду 90-х кинематограф вернулся уже спустя несколько десятилетий в попытках свежим взглядом переосмыслить эту эпоху.

Одной из таких картин стала «Маша», которая вышла в 2020 году — спустя почти 30 лет после развала СССР. В ней авторы показали девушку, которая носит розовые очки и мечтает петь джаз на сцене. Однако суровые времена берут свое, и главная героиня становится причастной к бандитским разборкам и преступлениям.

2000-е гг.

На заре конца тысячелетия во всем мире назревали масштабные изменения — в жизнь людей плотно вошли телевидение, компьютерные технологии, интернет и многое другое. Вместе с этим менялась и жизнь подростков, и их интересы.

В фильме «Игры мотыльков» показывают новую для кинематографа действительность и другую сторону жизни подростков. Шестнадцатилетний рок-музыкант должен ехать в столицу на финал телевизионного музыкального конкурса. Накануне он на радостях выпивает с друзьями, угоняет чужой автомобиль и сбивает на нем человека. Ребята сбегают с места преступления. Вернувшийся домой без первого места парень попадает под следствие. Мать и любящая девушка пытаются его защитить, но озлобленный и ожесточенный после череды неудач юноша сдается. Места лишения свободы делают из эгоиста волка-одиночку с переполненным ненавистью сердцем. Такими и представляли кинематографисты начала 2000-х подростков: непонимающими реальность, жестокими и равнодушными к окружающим.

2010-е гг.

Телевизионный сериал от Валерии Гай Германии и «Первого канала» стал поистине культовым, отражая действительность подростков нового десятилетия. В «Школе» молодые люди предстают перед зрителями незрелыми, неспособными к любви и жестокими. В сериале Гай Германика постаралась отыскать золотую середину и показать подростков на распутье — когда нет никаких ценностей, а школа превратилась в настоящее поле боевых действий, где необходимо отстаивать личные границы.

2020-е гг.

В новом сериале «Цикады» Кинопоиска рассказывают о выпускниках столичной школы, ставших экранным отражением современных подростков. Их заботит число подписчиков в социальных сетях, оценка общества и неизвестное будущее. Правда, не все герои беспокоятся о том, что ждет их после выпуска. Один из ключевых персонажей сериала — наглый и самоуверенный Антон, который живет с деспотичным отцом. Он привык получать от жизни все и никогда не согласен на меньшее, а потому грани между реальностью и игрой для него очень размыты. Именно в его доме случается трагедия, которая изменит жизнь не только Антона, но и других подростков. Сериал приоткрывает дверь в жизнь современных молодых людей, которая полна тайн и секретов — от родителей и даже друг от друга.

Читайте также