Юля, начну с комплимента: ты всегда потрясающе выглядишь, глаза светятся радостью — ты заражаешь позитивом. Как тебе удается его сохранять?
Мне кажется, я создала такую иллюзию! Глаза не врут — я в целом достаточно позитивный человек, но одновременно и очень мобильный в эмоциональном плане. Я не жалуюсь, но всегда есть другая стороны Луны. Я убеждена: когда выходишь на публику, никому не интересны твои домашние дела, важно уметь этот «ручник» переключать — и идти в мир с какой-то гуманной миссией. Так что я стараюсь. Спасибо, что считываешь это.
Твоя самая свежая премьера — сериал «Первый класс», история о трех подругах, рискующих дружбой в погоне за идеальной школой для детей. Скажи что-нибудь успокаивающее про женскую дружбу: веришь? Практикуешь?
Моя личная история прекрасно ложится в сюжет «Первого класса». У меня есть две лучшие подружки, мы дружим с 13 лет. У меня даже татуировка на ноге с их инициалами — у нас у всех они есть! Мои подружки — не артистки, у нас разные жизни, специальности, семейный статус, но нас объединяет какой-то общий ценностный камертон. Нет никаких обязательств, как часто мы должны общаться, никто никого не неволит, мы в свободном здоровом режиме — и я могу подтвердить: женская дружба существует!
«Первый класс» — кино про женщин. Это тренд?
Безусловно. И хорошо, что в нашем кино это происходит. Хорошо, что мы больше не жены главных героев, не их матери или сестры — мы наконец-то главные героини! Мы становимся важной центробежной силой в кино, судьбой, вокруг которой происходят все события.
А в реальной жизни?
Культура очень влияет на восприятие быта, социума, это очень взаимосвязанные вещи. Видимо, начались изменения внутри общества, и женщина сегодня имеет право голоса не только согласно конституции, но и в реальной жизни. Вообще проект «Первый класс» мне особенно дорог потому, что его сделали женщины: режиссер, сценарист, оператор... А в центре истории — мы с прекрасными Аней Чиповской и Мариной Васильевой.
А не слишком ли это эмоционально-заряженная среда, когда вокруг одни женщины?
Да, были сложности. (Смеется) Через две-три недели после начала съемок — а съемки были достаточно плотные и интенсивные — мы поняли, что порой начинаем входить в такое настроение амазонского племени с энергией инь — и энергии ян немного не хватало! Инь и ян все-таки должны быть в балансе. Съемки — это напряженный процесс. Мы боремся с натурой, постоянными катаклизмами, и порой приходили в такое напряжение друг от друга, что немножко шерстка, как у кошки, вставала. Так что мужчин не хватало, и мы очень ждали, когда к нам по сюжету приедут «мужья»! (Смеется) Никита Ефремов, Артем Быстров, Ростислав Бершауэр и Михаил Тройник правильно разбавляли нашу компанию.
Многие актеры признаются: если бы знал, как еще зарабатывать, ушел бы из профессии, потому что устал, магия кино отпустила. А ты могла бы?
Очень хороший вопрос! Но магия предполагает какую-то иллюзию или очарование чем-то, а я в целом рациональный человек, и у меня очарования магического не случилось. Поэтому нет и разочарований. У меня с кино сложный диалог — помимо заработка, оно мне дает и возможности для духовного развития, для реализации своих амбиций. Я в профессии больше 15 лет, но кино по-прежнему меня питает, пока без него я себя не мыслю. Часто, кстати, разочарование связано с банальным выгоранием: когда тебе тяжело эмоционально, то копится какая-то злость и обида на этот источник проблемы. Важно, чтобы кино не было в тягость: если приходится много мерзнуть, болеть, умирать, убегать, рыдать на экране, нужно брать большие паузы между проектами, чтобы отдышаться.
А ты любишь себя на экране?
Многие артисты не могут на себя смотреть, внутренний критик не дает покоя. Я к себе отношусь нормально. И не боюсь во время съемок посмотреть плейбэк, оценить, правильно ли я сработала, проверить свет. Не в плане красиво или нет, а с точки зрения того, видно ли, что я в этот кадр закладываю. Я действительно могу отстраниться и посмотреть со стороны.
За роль мамочки в «Первом классе» ты уже получила премию в номинации «Оригинальная актриса» на Фестивале контента стриминговых платформ Original +. Чем твоя героиня хороша?
Наверное, моя Анна покоряет своим напряжением, борьбой и силой, которую я в нее вложила. Потому что всю первую серию (а на фестивале показывали только ее) она как пружинка, не раскачивается. Это сразу внятный характер, она контрол-фрик, целеустремленная, амбициозная — и именно поэтому, в этой волевой зашоренности, на нее валится куча неприятностей, рушащих рамки, которыми она себя от мира ограждает. И многие в этом характере узнают себя.
Знаю, что завершились съемки приключенческой комедии под рабочим названием «Кулачный». Что у тебя за роль в этом необычном роуд-муви времен Российской империи?
Невероятно прикольная роль! Во-первых, у меня чудесные коллеги, мы отлично сработались с Женей Ткачуком. Во-вторых, это достаточно неординарная роль для исторических проектов. Это антагонист, самостоятельная женщина, практически бизнесвумен, детективная нотка ей не чужда, она азартная, она авантюристка, она честная и справедливая, но при этом имеет негативный вектор. В ней есть харизма, и у нее очень феминистски направленный образ, в своих взглядах она суперсвободная. И это мой огонек, я люблю такое! Когда была моложе, конечно, я была авантюрнее, сейчас немного «одомашнилась» — и поэтому, когда выпадает такая роль, воспринимаю как возможность вспомнить себя! (Улыбается)
В Музее-театре «Булгаковский Дом» ты уже пару лет играешь в спектакле «Мастер и Маргарита». Роль Маргариты что тебе дает?
Для меня это спасительный, ценный опыт. Эта роль достает из женщины невероятную самость. Маргарита — абсолютно уникальный набор искреннего потока энергии. И достать из себя какую-то инфернальную, ведьминскую, силу любви и такой свет в неочевидной тьме — интересный поиск. Для меня большое счастье прикоснуться к Булгакову, к этому театру, труппе. Эта роль пришла ко мне в 30 — и у меня будто новый женский поток открылся.
Мистика — у Булгакова без нее никак!
Когда мы в школе впервые читали «Мастера и Маргариту», учительница сказала мне: «Будь осторожнее: когда читаешь этот роман, случаются какие-то мистические вещи!». Думаю, мне очень хотелось в это поверить, хотелось стать частью этого мистического мира — и у меня действительно началась в жизни какая-то черная полоса. С учебой не клеилось, с друзьями, с родителями, я начала болеть — и мне казалось, что все совпало. Я отложила книгу — и все прошло. Вот она — сила внушения. Или нет?.. (Улыбается) А сейчас, когда в мою жизнь снова пришел Булгаков, оказалось, что в этой книге для меня больше света, чем мистики.
Еще одна классика — спектакль «Бедные люди», который вы делаете с Евгением Мироновым.
Счастье, что в моей жизни есть такой человек, как Евгений Витальевич Миронов. Мы играли с ним вместе в спектакле «Иванов», который уже сняли с репертуара, и у нас сложился конструктивный дружеский диалог — мы хорошо общались и человечески, и энергетически. Мне кажется, мы оба заряженные, неврастеничные, очень активные, и мой огонь с его огнем, надеюсь, выдает интересные сцены. Именно он предложил сделать для фестиваля искусств Достоевского в Зарайске (а это его детище!) спектакль по «Бедным людям». Для меня это важная миссия, потому что это история на двоих, где Евгений Витальевич выбрал меня себе в партнеры. И при этом я влюблена в само произведение: обожаю «Белые ночи» и «Бедных людей», я вообще достоевскофил.
Недавно ты выступила на концерте «Весь Стравинский». Что это за формат? Как тебя вообще занесло в филармонию?
Это был суперновый опыт для меня, потому что в Филармонии я бывала лишь в зрительном зале. А читать на сцене вместе со своим мастером, человеком, который учил меня в Школе-студии МХАТ, Виктором Анатольевичем Рыжаковым, было особенно ответственно. Я наконец вышла из ощущения, что я ученица и студентка: мы на одной сцене, мы равны. Я видела, как он нервничает, потому что он тоже был чтецом. И там же выступал прекрасный Женя Цыганов, с которым в кино мы пока не пересекались. Удивительный формат!
Под музыку читать было сложно — потому что эта музыка для меня сложна. Она не мелодичная, невозможно запомнить, на какой счет вступать… За меня так болели музыканты оркестра, пытались сигнализировать мне в нужные моменты! (Смеется) Исполняли музыкально-сценическое произведение Стравинского «История солдата», полностью оно называется «Сказка о беглом солдате и черте, играемая, читаемая и танцуемая». Сложно — и интересно! Моя миссия — возлюбленная главного героя и одновременно черт. Концепция знакомая: в женщине соединяется все — и дьявол, и ангел.
И еще эта женщина-черт учится в ГИТИСе на режиссера! Как ты решилась?
Мне стало тесновато внутри профессии, я немного заскучала, начала буксовать. Возникло чувство, что роли меняются, а я остаюсь. И захотелось себя саму как-то взбудоражить. А что может будоражить больше, чем студенческая жизнь, когда ты должен сдавать зачеты, когда ты существуешь в жестком графике, делаешь не за что-то, а вопреки? Учусь на театрального режиссера. Год назад даже поставила спектакль «Варшавская мелодия» в Dubai Opera.
И будут еще спектакли?
Конечно, я окончила третий курс, а учиться надо пять с половиной. А вам слабо снова на пять лет сесть за парту? (Улыбается)
И ты на этом не останавливаешься: недавно провела авторский мастер-класс, помогающий людям реализовать себя через творчество. Это желание делиться опытом или попытка найти себя еще в одной профессии?
Альтруизма в прямом смысле не существует, это все равно связано с теми потребностями и вопросами, которые человек перед собой ставит. И из-за того, что он хочет эгоистически их удовлетворить, он творит много хороших дел. Так бывает. Вот, например, я поняла, что для меня самой большой ценностью является человеческое общение — с единомышленниками, качественное, глубокое, которое меня развивает, из которого я создаю новые нейронные связи. А где, как не на мастер-классе, можно обменяться честными энергиями? Люди раскрываются, творчески проявляют свои лучшие качества, выходят на поверхность. И мне кажется, что именно там я соберу комьюнити людей, с которыми мне будет интересно. При этом люди не связаны напрямую с театром или кино. Этого в моей жизни достаточно. А мне интересно пустить творчество в новом направлении: развивать человека и развиваться самой.
Программу ты полностью составляешь сама?
Да, и занимаюсь этим уже около 10 лет — меня не раз приглашали вести благотворительные мастер-классы для детей, трудных подростков, людей с ментальными особенностями. И вот теперь я перерабатываю этот опыт во что-то новое. Ждите в Нижнем Новгороде!
И все эти серьезные роли и занятия не мешают тебе с удовольствием появляться на страницах светской хроники. Светская жизнь и талантливый актер совместимы?
У меня с институтской скамьи было понимание, что светская жизнь — это важно. Кто-то отлично сформулировал: «Почему артист так много может рассказать через роль, а рассказать о своей профессии не может? Почему он косноязычен, когда дает интервью, или вовсе прячется?». Чтобы не прятаться, нужен взгляд со стороны, нужно умение не только внутри своего эго находиться, уметь на себя со стороны посмотреть как на продукт. Актер не может существовать без зрителя, а зритель приходит на личность, потому что артист — это не просто человек, который что-то хорошо и технично исполняет, это его ментальность. И «светскую мышцу» тоже нужно прокачивать, понимать задачу и знать, что за месседж ты несешь.
Реклама — достойный заработок для артиста?
Конечно! И я учусь у лучших. Просто великолепно это делает, например, Вика Исакова — она невероятно умно, иронично, эстетично использует средства массовой информации, чтобы что-то рекламировать и получать дополнительный заработок. И это круто. Да, мы не блогеры, мы не будем впихивать каждый день новое, но если нашему образу жизни какой-то продукт не претит, почему не стать его лицом?
Мне кажется, кстати, что ты очень легкий человек в общении — не все готовы сниматься в кино вместе со своим бывшим, как ты с Егором Корешковым в сериале «Соседка»… Или это просто профессионализм — и ничто не должно мешать работе?
Сериалу «Соседка» я очень благодарна за возможность попробовать себя в новом жанре. Это светлая и романтическая комедия. Я привыкла к сложным драматическим ролям, а «легкий» жанр — для меня оказался не так прост, пришлось заново учиться. Потому что наивные глаза и легкую энергию я не каждый день в себе нахожу. Хотя мы к этому стремимся, чтобы, как завещал Станиславский: выше, легче, проще, веселее. (Улыбается)
Спустя много лет после расставания мы встретились с Егором на съемочной площадке и смогли заново подружиться, чувствуя благодарность и уважение друг к другу. Может ли быть товарищество и дружба после любви? Подтверждаю: может!
Ты вообще отдыхаешь?
Я очень много на себя взваливаю, часто сама под своими задачами начинаю рушиться, выгорать. Только к 30 годам начала понимать, что отдых необходим, чтобы «разжать мышцы», снять спазмы. Если уезжаю отдыхать дней на пять, первые три я еще не отдыхаю, потому что, как хвост кометы, за мной летят какие-то проблемы и вопросы. Но через три дня отпускает. А там уже и на работу пора. (Смеется) Так что следующая задача — найти две недели на отдых, вдруг это поможет по-настоящему перезагрузиться и даст ресурс для дальнейшей работы и открытий?