«Сент-Экзюпери» (2025)
Антуан де Сент-Экзюпери известен во всем мире как автор трогательной сказки «Маленький принц», однако мало кто знает, что выдающийся писатель был еще и отважным авиатором, немало сделавшим для развития воздушного транспорта. В новом приключенческом фильме режиссера Пабло Агуэро рассказывается о ключевом эпизоде жизни летчика и великого писателя. В 1930 году Антуан де Сент-Экзюпери, пилот французской авиапочты в Аргентине, вместе с лучшим другом и коллегой Анри Гийоме решает проложить более короткий маршрут через горы. Когда Гийоме пропадает в Андах, Сент-Экзюпери отправляется в рискованный ночной полет по спасению своего товарища. Это смертельно опасное путешествие не только меняет его, но и вдохновляет на создание всемирно известной книги «Маленький принц», которая станет символом безграничной силы воображения.

Роль пропавшего в Андах друга Анри Гийоме исполнил культовый Венсан Кассель, а образ Антуана де Сент-Экзюпери, бесшабашного пилота с богатым воображением, готового рискнуть своей жизнью ради спасения чужой, воплотил талантливый актер Луи Гаррель. Полюбоваться на величественные пейзажи гор и головокружительные полеты можно в кинотеатрах с 6 февраля.
«Толкин» (2019)
Биографическая драма о знаменитом авторе фэнтезийных эпосов особо любопытна даже не актерской игрой (хотя играющий молодого «Профессора» Николас Холт выглядит вполне неплохо), а расстановкой акцентов. Вместо того, чтобы показать Толкина маститым автором или храбрым солдатом (хотя он участвовал в Первой мировой и имел серьезный боевой опыт), мы видим, как в писательской жизни складывались условия, сформировавшие его богатейшее воображение. От бесед с матерью у камина через глубокую влюбленность в свою будущую жену и до травм военного времени, Толкин предстает перед нами как ученый с писательским даром, создающий миры при помощи слов.

«Прощай, Кристофер Робин» (2017)
Психологическая драма рассказывает об отношениях писателя Алана Милна с его сыном Кристофером, позже ставшим одним из главных героев книги о медведе Винни-Пухе и его друзьях. Наблюдая за играми своего сына с плюшевым мишкой, Милн задумал книгу о волшебном лесе, в котором живут разумные звери – и так возникла одна из самых известных сказок ХХ века. Фильм подробно исследует жизнь молодого писателя, его творческий кризис, тяжелые ссоры и нелегкие примирения с женой и няней сына, показывая, насколько трудоемкой на самом деле является писательская работа, особенно если речь идет о книгах для детей.

«Довлатов» (2018)
Фильм реконструирует несколько дней из жизни Сергея Довлатова в Ленинграде начале 1970-х, показывая как тесно переплетаются приземленные и возвышенные мотивы в человеческой повседневности. В отличие от многих биографических картин, «Довлатов» сконцентрирован не на том, чтобы в деталях показать крупные творческие прорывы писателя, но на том, чтобы изобразить автора в широком историческом контексте советской эпохи.

«Быть Астрид Линдгрен» (2018)
Проникновенная драма о жизни знаменитой шведской писательницы охватывает период ее молодости, когда Линдгрен пришлось пережить немало тягот на пути к славе. Фильм описывает сложную жизнь молодой одинокой матери, и ее попытки построить писательскую карьеру в мире, где ее литературный дар далеко не все принимали всерьез. Кроме прочего, «Быть Астрид Линдгрен» – хороший пример того, как можно сделать историю обычной жизни захватывающим повествованием о материнстве, упорстве и самоотверженности.

«Гений» (2015)
Дебютный фильм Майкла Грандаджа (известного театрального постановщика) оформлен как байопик, описывающий жизнь не одного, а двух очень влиятельных, но очень разных людей: романиста Тома Вулфа и его издателя Макса Перкинса (человека, который открыл миру в том числе Эрнеста Хэмингуэя). По мере того как растет слава Вулфа, его дружба с Перкинсом сменяется яростной враждой, а блестящая карьера обрывается крайне трагичным образом. Прекрасный актерский состав (Вулфа играет Дужд Лоу, а Перкинса – Колин Ферт, и это не считая Николь Кидман, Гая Пирса и Доминика Уэста в ролях второго плана) позволяет зрителям прочувствовать душевные терзания великого автора с взрывным характером и его ближайшего окружения, создавая галерею ярких психологических портретов.

«Призрак» (2010)
Напряженный политический триллер Романа Полански посвящен малоизвестной, но широко распространенной практике найма «призрачных писателей», которые нередко выступают подлинными авторами биографий тех или иных политиков. В сюжете изящно переплетается заговор в высших эшелонах власти Великобритании и аллюзии на реальных политиков 2000-х, а Пирс Броснан хорошо смотрится в роли безымянного «призрака», внезапно обнаруживающего, что его очередной заказ намного опаснее, чем кажется. Перекличка реальных и вымышленных политических кризисов в «Призраке» вовсе не случайна: фильм основан на романе Роберта Харриса (он же написал недавно экранизированную историческую драму «Офицер и шпион»), содержащем немало завуалированной критики в адрес Тони Блэра и его команды.

«Джейн Остин» (2006)
В случае с романтической драмой о британской писательнице особенно интересен ее первоисточник. «Джейн Остин» основана на вымышленной автобиографии, написанной в начале 2000-х с писателем Джоном Хантером Спенсом. Здесь жизнь молодой Джейн Остин перекликается с сюжетом ее знаменитого романа «Гордость и предубеждение». Энн Хэтуэй и Джеймс Макэвой отлично смотрятся в декорациях сельской Англии конца XVIII века, разыгрывая сюжет о взрослении скромной, но упрямой и упорной девушки, которой предстоит изменить литературный мир Европы.

«Мисс Поттер» (2006)
Байопик Криса Нунэна (постановщика хитовой семейной комедии 1990-х «Бэйб») с Рене Зеллвегер в главной роли резко выделяется на фоне аналогичных фильмов своим визуальным рядом. Здесь сюжет о становлении детской писательницы Беатрикс Поттер в Великобритании начала ХХ века перемежается анимационными вставками, изображающими героев ее рассказов. В результате создается отличный эффект вовлечения, показывающий, насколько туго в писательской жизни переплетаются воображаемый мир и реальная жизнь.

«Общество мертвых поэтов» (1989)
Самый известный фильм Питера Уира (будущего режиссера «Шоу Трумана») блестяще рассказывает о жизни в консервативной мужской школе конца 1950-х. Робин Уильямс блестяще изображает остроумного и обаятельного преподавателя Джона Китинга, противостоящего косности и одномерности окружающего мира. В эксцентричном Китинге изнывающие от скуки студенты находят не только учителя, но и друга, раскрывшего их скрытые таланты и умеющего показать даже самые незначительные детали жизни столь же интересным, сколь и неожиданным образом. Если типичный байопик рассказывает о том, как складывается жизнь отдельного писателя, то «Общество мертвых поэтов» ставит в центр более широкий – но вместе с тем и фундаментальный по важности – вопрос о том, как человек способен сохранять творческое восприятие жизни и детскую гибкость воображения вопреки всем вызовам взрослого мира.
