Как Шерлок Холмс обманул советский народ
«Супермен этого дня, или специальный репортаж» (2002) – документальный фильм, который рассказывает о переменах, которые произошли в стране после распада СССР через призму культуры, экономики и, конечно, криминала.
![](/uploads/0225/kulytovye-filymy-detali-kotorye-vy-mogli-ne-zametity_59675_1_1000x647.webp)
На примере обычных жителей фильм рассказывает о советских стереотипах о западе, например, о популярном мифе о любви англичан к овсянке, который возник из-за фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1981 года. Об автомобилях и культовом микроавтобусе «ГАЗель», которые стали основным средство для перевозки и которые победили всех «Братков», «Комков», «Белок» и «Челноков», разъезжающих по улицам городов. Конечно, о криминальных рынках, внутри которых крутилось много неконтролируемого нала. Ну, и о самом большом телецентре в стране – Останкино. Кстати, именно в 1990-е здесь располагался первый коммерческий телеканал – 2х2.
Популярный ужастик в СССР и России
Фильм «Дрянь хорошая, дрянь плохая» (1992) рассказывает о двух друзьях, связанных криминальным прошлым, которые оказываются в ситуации, где дружба больше не имеет значения. Один хочет обмануть другого, прикрываясь кражей, а второй, в погоне за своими деньгами, берет в заложники его семью. Атмосферу лихих 1990-х передают фоновые детали: вот кинотеатр у гостиницы «Олимпик Пента», в котором раньше показывали фильмы на языке оригинала, вот одна из частей популярного фильма «Челюсти» на экране телевизора во время переговоров, а вот и казино, появившиеся в СССР и России в 1989 и 1991 годах. Кстати, главную роль в фильме исполнил Армен Петросян, который был автором сценария фильма.
![](/uploads/0225/kulytovye-filymy-detali-kotorye-vy-mogli-ne-zametity_59675_2_1000x647.webp)
СССР изменил мировой бокс
В фильме «Иди и не оглядывайся» (1992) документалист Татьяна снимает сюжет о бывшем чемпионе Европы по боксу Вадиме Ларине. Она надеется на его триумфальное возвращение на ринг, но судьба распоряжается иначе. В фильме можно увидеть интересные детали, которые относятся как к боксу, так и к жизни обычных людей. Например, «Жигули» красного цвета, мелькающие в фильме, – не просто фон, а часть истории – такие автомобили выпускались с конца 1970-х годов, а их цвет подбирался в честь советского флага (использовались такие краски как «Рубин 110» или «Испанский красный 115») . Режиссером фильма стал документалист Алексей Меньшиков, в фильмографии которого «Иди и не оглядывайся» – единственный игровой.
![](/uploads/0225/kulytovye-filymy-detali-kotorye-vy-mogli-ne-zametity_59675_3_1000x647.webp)
Конечно, это не первый российский фильм, который был снят о боксе. Начал эту эстафету фильм «Первая перчатка», снятый в 1946 году – тогда его посмотрели кино более 18 миллионов зрителей. Тогда бокс вовсю процветал в СССР, а уже в 1952 году была открыта советская школа бокса, которая сделала упор на работу с дальней дистанцией и использование прямых ударов.
Кинодебют сына Высоцкого
Феликс из фильма «Наутилус» (1990) – инженер-электронщик, который спасается от реалий конца 80-х, став дворником. В стране – дефицит, блат, война в Афганистане, похороны Черненко, приход Горбачева. Но в дом герою приходит и личная трагедия – его брат погибает на войне, а сам Феликс оказывается в центре нелегальных сделок. Фильм весь пропитан духом сложных 1980-1990-х годов, когда главный «телевизионный экстрасенс» страны Анатолий Кашпировский вел «сеансы здоровья» и лечил граждан через экран и когда Арбат был местом тусовки всех уличных художников и музыкантов.
![](/uploads/0225/kulytovye-filymy-detali-kotorye-vy-mogli-ne-zametity_59675_4_1000x647.webp)
Название фильма, как говорится, с двойным дном, ведь наутилус – это не только морской моллюск, но еще и подводная лодка из произведений Жюля Верна, что символизирует стремление главного героя сбежать от реальности. Главные роли в фильме исполнили Леонид Лютвинский, а также Никита Высоцкий. Да-да, сын легендарного поэта и музыканта Владимира Высоцкого.
Как пистолет стал символом власти
«Макаров» (1993) – фильм о том периоде 1990-х, когда интеллигенция страны столкнулась с жестокостью этого времени. Главный герой, поэт Александр Макаров, становится обладателем пистолета системы Макарова, что меняет его жизнь и самоощущение. Это оружие входило в аварийный комплект советских космонавтов, а в криминальной России 1990-х стало еще и символом власти, символом нового времени – такой атрибут не мог не преобразить главного героя.
![](/uploads/0225/kulytovye-filymy-detali-kotorye-vy-mogli-ne-zametity_59675_5_1000x647.webp)
В фильме отражен экономический кризис: банкноты 1993 года от 100 до 50 000 рублей тогда быстро обесценивались, и в народе их прозвали «фантиками». Также показаны и культурные места того периода, включая культовые места Екатеринбурга, например Красный дом на Восточной, построенный в стиле «капиталистический романтизм». В фильме звучат отсылки и к русской литературе, в том числе к старейшему журналу «Сибирские огни», который издается с 1922 года.
Откуда взялись небоскребы в Екатеринбурге
«Мафия бессмертна» (1993) — единственная режиссерская работа Леонида Партигула. Несмотря на то что события фильма разворачиваются в Москве и США, все съемки проходили в Екатеринбурге, а роль американского небоскреба сыграл местный Белый дом. В кадре можно увидеть ГАЗ-14 «Чайка» — автомобиль, который продавался только высокопоставленным чиновникам.
![](/uploads/0225/kulytovye-filymy-detali-kotorye-vy-mogli-ne-zametity_59675_6_1000x647.webp)
Сергей Безруков мог стать маньяком
«Змеиный источник» (1997) – один из первых и самых успешных российских психологических триллеров. Фильм стал полнометражным дебютом режиссёра Николая Лебедева, который спустя годы снимет «Легенду №17». Съемки проходили в Серпухове и его окрестностях и заняли всего 26 дней – один из рекордных сроков в российском кино.
![](/uploads/0225/kulytovye-filymy-detali-kotorye-vy-mogli-ne-zametity_59675_7_1000x647.webp)
Некоторые сцены вызвали бурные обсуждения. Например, сцена с всплывающей из воды рукой утопленницы. Она была сделана из латекса и хранилась в холодильнике режиссера, чтобы не испортиться. А еще, например, кадр с зашитым ртом демонстрировали на Съезде Кинематографистов как пример падения нравственности. Кстати, роль маньяка мог сыграть Сергей Безруков, но отказался, решив, что такой образ не должен становиться стартом его актерской карьеры.
Фильм за 2 миллиона рублей
Фильм «Упырь» был снят всего за 10 тысяч долларов, что в пересчете на 2025 год составляет примерно 2 миллиона рублей. Все съемки проходили в Кронштадте, который до 1996 года оставался закрытым городом. Одной из примечательных локаций стало здание бывшей школы водолазов Балтийского флота с витражами, которое и в 2025 году остается заброшенным.
![](/uploads/0225/kulytovye-filymy-detali-kotorye-vy-mogli-ne-zametity_59675_8_1000x647.webp)
Наш ответ западному Мерседесу
Фильм «Мытарь» (1997) стал результатом творческого замысла Ивана Охлобыстина, который написал сценарий и планировал исполнить главную роль. Однако в итоге образ главного героя воплотил режиссер картины Олег Фомин. В том же году лента получила премию «Золотой Овен» за лучшую операторскую работу.
![](/uploads/0225/kulytovye-filymy-detali-kotorye-vy-mogli-ne-zametity_59675_9_1000x647.webp)
Название «Мытарь» отсылает к библейскому образу сборщика податей и испытаниям души после смерти, подчеркивая философский подтекст фильма. В кадре можно увидеть легендарный «властелин мира» ЗИЛ-117 — советский аналог «Мерседеса-600», созданный вручную. Также в фильме отражена атмосфера 1990-х, когда объявления на телефонных будках были привычным способом продать все — от щенков до огурцов.
Автомобиль, который умеет плавать
«Болевой прием» (1992) рассказывает об эпохе «рыночных отношений», переделе собственности и борьбе криминальных группировок. В бандах часто оказывались бывшие спортсмены, особенно ценились мастера восточных единоборств. Одну из ролей исполнил Алексей Кадочников – профессиональный боец и создатель «русского стиля» рукопашного боя.
![](/uploads/0225/kulytovye-filymy-detali-kotorye-vy-mogli-ne-zametity_59675_10_1000x647.webp)
В кадре можно увидеть уникальный ЛуАЗ-967 – автомобиль-амфибию с рулем по центру, которым можно было управлять полулежа, а также гоночную лодку 70–80-х годов, способную разгоняться до 160 км/ч.