«Лебединое озеро»
По сложившейся традиции Летние Балетные Сезоны каждый год начинаются и завершаются под музыку Петра Ильича Чайковского, сопровождающую старинную немецкую легенду о прекрасной принцессе, обращенной злым волшебником в белоснежного лебедя.
Вряд ли найдется балетное произведение более известное и при этом с более сложной и противоречивой сценической судьбой. Первая постановка «Лебединого озера» в 1877 году в Большом театре успеха не имела. Виной тому были посредственная хореография, нелепые костюмы и ироничное либретто. Двадцать лет спустя, опрокинув все каноны академической хореографии, талантливые мастера Мариус Петипа и Лев Иванов превратили трогательную сказку о любви, власти и обмане в символ русского балетного искусства.
В этом году на Летних Балетных Сезонах свои версии классического танцевального рисунка представят 4 труппы — Чувашский государственный театр оперы и балета (1 июля), Русский классический театр балета (8, 15, 23, 30 июля), Национальный классический балет (6, 17, 29 августа) и Московский государственный академический театр им. Н. Сац (23 августа).

«Чиполлино»
В подарок юным столичным балетоманам гости Летних Балетных Сезонов — Чувашский и Воронежский театры оперы и балета — привозят сказку Джанни Родари о борьбе мальчика-луковки и его друзей с безжалостным тираном принцем-лимоном. Балет на музыку Карена Хачатуряна поставил заслуженный артист России Генрих Майоров. Характерные танцы, лирические дуэты, акробатические трюки, а также фантазийные декорации и костюмы переносят зрителей в шумные итальянские предместья, где царствуют дружба и истинная любовь к справедливости.

Когда: 10 августа, 12:00
Кто: Воронежский государственный театр оперы и балета
«Спартак»
Одна из главных «жемчужин» нынешних Сезонов — впервые участвующий в балетном марафоне легендарный коллектив Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Прославленная труппа покажет «Сотворение мира» Андрея Петрова — впечатляющий синтез классического балета и свободной пластики современного танца (18 июля), а также свой главный хит — балет Арама Хачатуряна «Спартак». В оригинальную хореографию, где все движения подчинены страсти, постановщики вплели элементы гладиаторского боя. Искушенных балетоманов «Спартак» порадует большим количеством солистов: их тут шесть и в танце каждого — свой характер, свои сложнейшие элементы, свои краски. Кроме того, на сцене — 6 тонн уникальных декораций по эскизам Иосифа Сумбаташвили и более 300 роскошных костюмов Елизаветы Дворкиной.

Когда: 6 и 17 июля
Кто: Театр классического балета Касаткиной и Василева
«Бахчисарайский фонтан»
В основу «Бахчисарайского фонтана» Бориса Асафьева легла полная трагической, безответной любви одноименная поэма Александра Сергеевича Пушкина, которую совсем еще юный поэт написал, побывав в Крыму и увидев Фонтан слез в ханском дворце Бахчисарая. Впервые история этого любовного треугольника, где Зарема любит Гирея, Гирей — Марию, а Мария не любит никого и мечтает лишь о смерти, была поставлена Ростиславом Захаровым в бывшей Мариинке в 1934 году и стала первым балетно-драматическим спектаклем советской эпохи. «Бахчисарайский фонтан» — балет с ослепительными декорациями, костюмами и великолепными дуэтами, объединяющий в себе утонченную Европу и страстный Восток.

Когда: 12, 20, 28 июля, 3 августа
Кто: Русский классический театр балета
«Баядерка»
И вновь древняя, на этот раз, индийская легенда. И вновь история трагической любви прекрасной танцовщицы и бесстрашного война. И вновь Мариус Петипа, на волне моды на все восточное и экзотическое создавший в конце 1870-х годов вместе с композитором Людвигом Минкусом балет «Баядерка». Тогда избалованная петербургская публика была в восторге от проникновенной музыки, сложной хореографии, захватывающего сюжета, ярких характеров и толики волшебства. У Национального классического балета под руководством балерины и педагога Анны Нехлюдовой есть все шансы повторить тот успех. Ведь в труппе танцуют выпускники лучших балетных школ России.

Когда: 25 июля, 7, 14, 20 и 27 августа
Кто: Национальный классический балет
«Продавец игрушек»
Мировая премьера балетной постановки по сказочному роману Виктора Добросоцкого состоялась на воронежской сцене в 2020 году. Сюжет «Продавца игрушек» разворачивается в наши дни, так что классические пачки и пуанты соседствуют на сцене с шубами, полицейской формой, ботинками мэра и белыми халатами врачей. А главная героиня не только крутит фуэте, но и ходит на лыжах.
Волшебная история о том, как молодой француз, потомок русских князей, отправляется на поиск фамильных сокровищ, порадует детей и родителей понятным сюжетом — детективным и сентиментальным одновременно, а также «шлягерной» музыкой одного из самых востребованных современных композиторов Алексея Шелыгина.

Когда: 12 августа
Кто: Воронежский государственный театр оперы и балета
БАЛЕТЫ РУССКИХ СЕЗОНОВ - «Шахерезада». «Шопениана». «Половецкие пляски»
Труппа Московского государственного академического театра им. Наталии Сац танцует на сцене РАМТа «Лебединое озеро» (23 августа), «Спящую красавицу» (21 августа), премьерную «Жизель» (22 августа) и три одноактных шедевра Михаила Фокина, созданных для легендарных «Русских сезонов» Сергея Дягилева и восстановленных хореографом Андрисом Лиепой.
«Шахерезада» на музыку одноименной симфонической поэмы Николая Римского-Корсакова переносит зрителя во времена древних персидских сказаний «Тысячи и одной ночи», где хитроумная царица Шехерезада спасает от смерти молодых жен Шахрияра, уводя его в небывалый мир своих невероятных сказочных фантазий. В начале XX века смелый хореографический текст Михаила Фокина произвел фурор среди балетоманов. Удивительно, что и спустя сто лет эта провокационная, не утратившая своей смелости постановка, производит ровно тот же эффект.

«Шахерезада»
Совсем иное настроение дарит романтическая «Шопениана», где легкокрылые сильфиды танцуют под фортепианные пьесы Фредерика Шопена, переложенные для оркестра А. Глазуновым. В балете нет сложных «па», напротив, движения танцовщиц нарочито просты и естественны, как женская душа, вырвавшаяся на волю и не скованная никакими условностями. Некогда в «Шопениане» солировали несравненные Тамара Карсавина и Анна Павлова, настала пора нашим современницам показать, что русская школа балета по-прежнему в силе и несравненна.

«Шопениана»
Балет «Половецкие пляски» — это хореографическая фантазия Михаила Фокина, а вслед за ним — и Андриса Лиепы, на тему одноименного музыкального фрагмента оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Дух экзотической кочевой вольницы, огонь свободы, романтизированное степное средневековье завоевали Европу в начале XX века и продолжают покорять публику, спустя столетие. В чем секрет этой постановки? В энергетике музыки, помноженной на фантазию постановщика.
Все рисовалось мне ясно, и я верил, что если половцы танцевали и не так, то под оркестр Бородина они должны были танцевать именно так, - писал Михаил Фокин в своих воспоминаниях.
Одно из главных украшений возрожденных балетов «Русских сезонов» — костюмы и декорации Анны и Анатолия Нежных, взявших за основу эскизы Леона Бакста, Александра Бенуа и Николая Рериха, реконструировавших и переосмысливших их в духе нового времени.

«Половецкие пляски»
Когда: 24 августа
Кто: Московский государственный академический театр им. Н. Сац