Увидеть камеру, запечатлевшую Ленина и Горького
На выставке, помимо аутентичных фотографий XIX – начала XX веков, представлен не менее уникальный экспонат – личный фотоаппарат знаменитого советского фотографа-портретиста Моисея Наппельбаума. «Англичанка» фирмы W.Watson&Son.Ltd из красного дерева в дорогих мехах с аристократичным отблеском золотистой оправы была выпущена в 1900 году.
Именно на эту камеру Наппельбаум снял знаменитый портрет Ленина, который затем смотрел на всех жителей страны Советов с учебников и транспарантов. Впоследствии «ленинской камерой» фотограф снял все медийные лица своей эпохи: Дзержинского, Шаляпина, Горького, Блока, Татлина и многих других.
Этот раритетный фотоаппарат полностью в рабочем состоянии и его иногда используют для съемок в стиле Наппельбаума. На выставке камера представлена, потому что аналогичными фотоаппаратами пользовались фотографы XIX века, чьи работы представлены в экспозиции.
Узнать почему «лучший подарокъ къ веснеѣ – аппаратъ «Миньонъ»
«ПОСТУПИЛИ ВЪ ПРОДАЖУ ГРУППЫ ОФИЦЕРОВЪ-ДЕПУТАТОВЪ… ГРУППЫ ИМѢЮТСЯ ДВУХЪ РАЗМѢРАХ»; «ЦѢНЫ НЕОБЫКНОВЕННО ДЕШЕВЫЯ»; «ДОВОЛЬНЫЙ ЗАКАЗЧИКЪ – ВОТ ЛУЧШАЯ РЕКЛАМА ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕЙ ФОТОГРАФIИ»; «ЧТОБЫ БЫЛО ДЕШЕВО И ХОРОШО! ВОТЪ ЗАДАЧА НАРОДНОЙ ФОТОГРАФИИ» – все это выдержки из рекламных афиш фотоателье конца XIX – начала XX веков. В то время существовало большое количество фотографических ателье, качество услуг которых в целом было на одном, довольно высоким уровне. В конкурентной среде в борьбу за заказчиков вступала яркая реклама, которая не только описывала товары и услуги, которые могло предоставить ателье, но, главное, указывалась цена вопроса. Эти афиши клеились на стекла витрин ателье. То, что представлено на выставке – уникальное собрание, так как в таком объеме и в такой сохранности хрупкие бумажные афиши сложно найти.
Увидеть фотографии, покрытые раствором соли
В экспозиции представлен ряд фотографий, которые могут вызвать у публики недоумение – где написано «соленый отпечаток». Здесь можно узнать о технологии дагеротипии, где мы видим павильонные съемки заказного портрета. Но проблема дагеротипов заключалась в том, что это изображение существовало в единственном экземпляре и если вы хотите подарить свой портрет кому-то еще, вам нужно было дополнительно фотографироваться. А вот фотография в том виде, в котором мы уже потом ее знаем, начала развиваться по совершенно другому пути. А именно создание бумажных отпечатков, то есть появляется двухступенчатый процесс, когда у нас сначала фотограф изготавливает негатив, а уже потом делает с него отпечаток. И таких отпечатков он может уже сделать достаточно много. Почему соленый отпечаток? Потому что технология заключалась в том, чтобы закрепить изображение – в тот период времени нужно было использовать раствор просто обычной поваренной соли. Поэтому отпечаток стал называться соленым.
Попробовать сосчитать весь состав лейб-гвардии Санкт-Петербургской Короля Фридриха-Вильгельма III полк и разглядеть лица каждого
Эта фотография привлекает особое внимание зрителей. Помимо исторической ценности этот полк снят целиком со всеми офицерами и солдатами – эта фотография представляет собой интерес с точки зрения фантастической съемки. Даже сегодня не всякий профессиональный фотограф возьмется за такую работу. На изображении мы видим лица более 1200 человек. И снято это таким образом, что каждое лицо можно рассмотреть – высочайшая детализация, никто не мешает друг другу, не заслоняет. Фотография уникальна тем, что здесь техника сочетается с исторической ценностью.
Увидеть галерею русских типажей от ведущего фотографа Вильяма Каррика
Вильям Каррик одним из первых в русской фотографии обратился к съемке сюжетов из народной жизни. В 1860‑е годы он создал серию «Русские типы», среди которых были разносчики, дворники, молочницы, полотеры, трубочисты, почтальоны, будочники, извозчики и т.п. Характерные типажи Каррик искал на улицах, а затем фотографировал их в ателье, на нейтральном белом фоне. Выбранный метод не только типизировал, но и подчеркивал различия: зрители невольно начинали вглядываться в позы, жесты, выражения лиц, костюмы, а также товары самых разнообразных размеров, форм и фактур. Первую серию, включавшую около 300 фотографий, Каррик выпустил в удобном для коллекционирования формате визитных карточек – 9 х 6 см.
Сам Каррик – выпускник Академии художеств Санкт-Петербурга, и эти работы он проводил, для того чтобы живописцы смогли использовать его фотографии в качестве натуры. Эта серия настолько произвела интерес, что Каррик был награжден перстнем с бриллиантом от царской семьи. Это большое признание его фотографических заслуг. «Русские типы» была с большим интересом принята и в Западной Европе. На Международной выставке в 1876 году в Лондоне работы фотографа-этнографа произвели сенсацию. В газетах о снимках Каррика отзывались как о высокохудожественных произведениях.