Москва 1930-х
В самом начале экспозиции гостей встречает галерея фотографий из фондов Музея Москвы, которая помогает представить, как выглядела Москва в начале XX века, где и жили герои выставки. Открытая, слегка взбалмошная и такая противоречивая — она стояла на пороге значительных перемен. В городе появились новые дома в пять-семь этажей, в роскошных гастрономах, вроде Елисеевского, можно было приобрести заморские фрукты, омаров, мармелады, а рядом разворачивались рабочие забастовки. Именно в такой Москве Александре Бычковой и Сергею Кольцову довелось провести свое детство. Она была коренной москвичкой из семьи небогатого конторщика текстильных фабрик, а он — уроженцем Петербурга, которого перевезли в столицу, когда ему исполнился всего год.



Памятник Карлу Марксу
В зале, посвященном периоду обучения художников в Императорском Строгановском училище, где они и познакомились, можно узнать о процессе работы Сергея Кольцова над памятником немецкому философу и социологу. В 1920 году Народный комиссариат просвещения провел конкурс на создание в Москве памятника Карлу Марксу, в котором выиграл проект Сергея Алешина. Закладка будущего монумента состоялась 1 мая 1920 года на площади Свердлова (нынешняя Театральная площадь), а 13 первых кирпичей на цемент положил сам Владимир Ленин. Кольцов помогал Алешину, с которым он был знаком по Строгановке, в лепке. Сергей Васильевич отвечал за четырех героев: рабочего с молотом, работницу, комсомольца и пионера. Памятник планировался высотой в три этажа, но оказался утопией. Работа над ним длилась семь лет, но так и не была закончена.



Шляпки Бычковой
Александру Бычкову с детства увлекало вышивальное дело — до поступления в Строгановку в 1912 году она уже успела окончить рукодельное училище. А в дипломной работе показала себя настоящим виртуозом: использовала гладь, ришелье, окантовку шелковым шнуром, французские узелки. Ее шляпки неповторимы — вы можете увидеть их в зале «Обретение».



«Парад инвалидов»
Одним из ключевых событий в жизни семейной пары стала совместная командировка в Париж, куда художники поехали как два самодостаточных автора, перед которыми стояли разные задачи. Кольцова отправили в качестве художника-репортера, от которого был необходим критический взгляд и умение уловить политически острые моменты городской повседневности. Сильное впечатление на него произвел День памяти, который ежегодно проходит в Париже 11 ноября. В 1918 году в этот день было подписано перемирие, положившее конец Первой мировой войне. Первый День памяти отметили в 1922 году, тогда в мероприятиях участвовали преимущественно ветераны войны. Это и отразил Кольцов в своей живописи — в его работе четко организованный марш ветеранов с повязками и костылями перемежается случайными прохожими, среди которых есть представители буржуазии.


Александра Бычкова и живопись
По возвращении в Москву Александра Кольцова-Бычкова оставила декоративно-прикладное искусство и ушла в живопись. Госзаказов художница не брала и в крупных выставках не участвовала. Подобно Полю Сезанну, который уехал на юг Франции в Экс, Кольцова-Бычкова уехала на летнюю дачу в Подмосковье, где держала яблоневый сад и выращивала розы, пионы, хризантемы. В зале «Вне течения» работы Кольцовой-Бычковой перекликаются с работами французских художников из ее коллекции открыток — танцующие Анри Матисса у нее становятся румяными купальщицами с полотенцами, а один из ее автопортретов — оммажем Ван Гогу.

