Смелый эксперимент на пересечении цирка, театра, музыки и мультимедиа — здесь нет привычных зрителю слонов, лошадей и тигров, но есть то, от чего можно затаить дыхание. Нежный танец Гончаровой и Пушкина на кольцах, замысловатые кульбиты Руслана и царевич Елисей, выполняющий стойку под самым потолком на… зубах! Главные герои шоу — люди, их грация, сила, бесстрашие и талант.
История «Нового Русского Цирка» началась еще в 2020 году. Именно тогда продюсер и основатель Елизавета Гамбург задумалась: почему в цирк ходят семьями с детьми и почти никогда на свидания? Ответ оказался неожиданно простым — зрителю нужно что-то большее, чем захватывающие дух номера. От задумки до реализации первого проекта — «Снов Пушкина», — способного перевернуть представления о цирке, у создателей ушло пять лет.


Более тридцати лет назад канадские уличные артисты приехали в Советский Союз, чтобы посмотреть, как работает единственная в мире система циркового конвейера, состоящая из почти 50 стационарных цирков по всей стране. Они взяли из нее все лучшее и создали свою вселенную. Так появился Cirque du Soleil. Мы же пошли дальше: опираясь на мощнейшую отечественную цирковую школу и вдохновившись опытом зарубежных коллег, мы зашили в шоу культурный код, понятный каждому — наследие Александра Сергеевича Пушкина, — рассказывает Елизавета Гамбург.
В основе постановки «Сны Пушкина» — театрализация, не пересказ классических сюжетов, а полноценная история. Любимые пушкинские сказки — о мертвой царевне, царе Салтане, рыбаке и рыбке, золотом петушке и многие другие — создатели решили рассказать зрителю с помощью языка трюков и фантасмагорий. Сквозной сюжет — судьба Пушкина, показанная через призму его снов и творчества. Чтобы история тронула душу зрителя, придумали многофункциональную декорацию. Кабинет Пушкина по ходу спектакля превращается то в театральную ложу, то в терем, то в морское царство, то в голову богатыря, с которой борется Руслан.
При создании сценария авторы задались вопросом, как бы отреагировал на концепцию сам поэт. Так родилась идея создания цифровой личности Пушкина, которую воссоздали с помощью искусственного интеллекта.

Вместе с драматургом Михаилом Дегтяревым и режиссером Жанной Шмаковой мы изучили дневники Пушкина и архивные материалы, чтобы как можно глубже погрузиться в его мир. Мы беседовали с филологами и историками, а так хотелось поговорить с самим поэтом, — продолжает Гамбург.
Современные технологии помогли это сделать буквально. Пушкин ожил в цифровом формате — аватар поэта вобрал в себя огромную базу знаний: биографию, его произведения, письма и черновики, а также мельчайшие детали эпохи, в которой он жил. Правда, цифровому Пушкину пришлось адаптироваться к новым реалиям и говорить чуть проще.

Надо понимать, что в XIX веке люди говорили куда более длинными и замысловатыми предложениями. Воспринимать такой текст современному человеку сложно — в эпоху мессенджеров и соцсетей глубина восприятия стала очень… короткой. Наш Александр Сергеевич это учитывает. Если зайдете на сайт шоу, найдете там цифровой аватар Пушкина — с помощью него можно буквально поговорить с поэтом. Он ответит на любой вопрос, предложит сыграть в игру и даже прочитает сказку на ночь, — заверяет Гамбург.
На сцене образ поэта воплощает уникальный акробат Тимур Очилов, который работает сразу в семи жанрах. А роли его главных помощников — Бумаги, Пера и Чернильницы — исполнили трио клоунов «Без Носков». Отмеченные многочисленными наградами на международных цирковых фестивалях, Константин Копейкин, Артем Бабинов и Максим Карпов широко известны в России и за ее пределами — артисты гастролируют по всему миру, выступая с авторскими репризами, которые ломают привычные представления о клоунаде. «Сны Пушкина» для них стали новым творческим вызовом. Темные силы вобрал в себя образ антагониста (Злодейства), который воплотил один из самых известных клоунов страны — Анатолий Окулов (Акула), выйдя далеко за рамки своего привычного веселого амплуа. Эти персонажи увлекают зрителя в удивительный мир сказок и снов, вместе с мультиинструменталисткой Анной Март, которая играет няню Пушкина. На протяжении всего шоу она аккомпанирует происходящему на сцене сразу на нескольких инструментах, заменяя целый оркестр.


Классический цирк — это всегда живой оркестр. В отличие от симфонического, он не только сопровождает выступление, но и подсвечивает важные моменты. Идея вместо большого оркестра взять музыканта, который заменяет собой десяток инструментов, — одна из наших ключевых фишек.
Музыку для шоу написал композитор Тарас Демчук. Он рассказывает, что при создании музыки специально решил не привязываться к конкретной эпохе или стилистике: оркестровые вальсы в стиле XIX века соседствуют со сложными балканскими ритмами, кроме того, в постановке есть рок-номера, фолковые хоры и даже диджей-сет.
Поскольку площадка, где идет шоу, предполагает объемное звучание, вся музыка написана в сказочной киноманере, чтобы зритель мог погружаться в нее и путешествовать вместе с нами по удивительным мирам сказок Пушкина, — объясняет Демчук.
Чтобы превратить зал «Дружба» в сказочное пространство, потребовалось 10 дней монтажа и 80 тонн металлоконструкций — их завозили на нескольких грузовиках, и не единожды проверяли на безопасность.

Герои «Снов Пушкина» напоминают персонажей русского лубка, и это еще одна отсылка к культурному коду, который взяли за основу создатели постановки.
Гротескные формы и черточки на костюмах, как у рисованных героев, — это переосмысленный нами лубок. А он, как известно, был предвестником современного комикса. Александр Сергеевич сам вдохновлялся эстетикой «потешных листков», поэтому наш художник Вадим Воля решил использовать этот стилистический ход, — объясняет продюсер шоу.
В спектакле — более 250 уникальных костюмов. А еще более 20 оригинальных номеров, в которых классические цирковые жанры сочетаются с брейкингом и акробатическим рок-н-роллом. Впервые в мировой практике акробатический рок-н-ролл стал частью цирковой постановки. Труппа — более 60 артистов, все — лауреаты международных фестивалей, заслуженные мастера спорта, чемпионы России и мира.

Собрать всех в шоу было задачей со звездочкой, но у нас получилось. В «Снах Пушкина» каждый найдет что-то свое. Но главный посыл — добро всегда побеждает зло — поймут и взрослые, и маленькие зрители, — уверены создатели.