Выбрать регион  RU
×
Архив номеров
Подпишитесь на новости от HELLO.RU

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2025.

Все права защищены.

Использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера
Законы шоу-бизнеса и блогосферы: как защитить авторские права и не нарваться на миллионные штрафы, объясняет юрист

Законы шоу-бизнеса и блогосферы: как защитить авторские права и не нарваться на миллионные штрафы, объясняет юрист

О том, почему представителям творческой индустрии и блогерам важно позаботиться о правовой стороне деятельности, HELLO рассказала Марина Шуневич — юрист звезд и инфобизнеса, основатель юридического консалтинга «Veritas Сonsult».

Еще больше новостей в нашем Telegram-канале, группе ВКонтакте и канале Яндекс.Дзен

______________________________

Как ты попала в юридическую сферу: семейная традиция или собственный выбор?

Преемственности в выборе профессии нет: мама и сестра работают бухгалтерами. Все вышло совершенно случайно. В школе не особо дружила с физикой, математикой, черчением. В журналистике, иностранных языках и подобных гуманитарных направлениях тоже не видела себя в будущем. А к юридическому факультету отторжения не было, поэтому поступила туда и уже на первом курсе поняла, что это 100% моя сфера. Ни разу не пожалела о выборе.

В детстве из-за стремления отстоять свою позицию мама пророчила мне карьеру критика или политика. Когда подруге надо было пристроить хомяка, я решила забрать его себе. Чтобы убедить маму, составила целое сопроводительное письмо, где расписала, почему мне нужен хомяк, как я буду за ним ухаживать, что надо купить из оборудования, сколько карманных денег на это потребуется. В итоге мама согласилась.

Мне нравится общаться с людьми, выстраивать коммуникацию, вести переговоры, а юриспруденция как раз та сфера, где эти навыки необходимы.

Почему юрист для блогеров и артистов? Какими еще направлениями занимаешься?

Работаю с 2010 года, за это время успела попробовать себя в разных отраслях права. Была как юристом в страховании, так и в медицине, как в госзакупках, так и в семейных спорах. Работа с рекламой стала для меня новым интересным направлением. Это творческая индустрия, где всегда происходит что-то неожиданное. Законодательство в области рекламы настолько обширно, что скучно не бывает никогда. Лекарства, банки, детское питание — у каждой категории есть особенности рекламы. А блогеры и артисты — это ребята, которые любят свое дело, горят им. Ты, в свою очередь, заряжаешься этой энергией и получаешь удовольствие от работы.

Еще занимаюсь сопровождением бизнеса и разными коммерческими спорами: где-то это просто взыскание задолженности, где-то спор в рамках франшизы, потому что франчайзи нарушил условия и ему грозит многомиллионный штраф. Вообще, люблю судебный процесс за то, что в публичных выступлениях есть определенный адреналин. Кто-то ищет его в прыжках с парашютом, а я в судах. При любом новом аргументе, изменении в поведении сторон, реакции судьи, процесс может пойти иначе, но ты знаешь, что сможешь найти решение.

Еще одно направление — это релокация компаний. Это в тренде в 2022 году, но я начала заниматься международным правом еще в магистратуре.

Давай поговорим о том, в чем конкретно заключается твоя работа с шоу-бизнесом. Назови три причины, зачем артисту может понадобиться помощь юриста?

Сначала расскажу, в чем заключается моя работа с артистами, продюсерами, продакшн-студиям и другим деятелям шоу-бизнеса. Конечно же, я консультирую по всем правовым вопросам. Особенно все, что касается интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав. Объясняю, в каком случае юрист реально нужен, а где можно обойтись типовым договором или согласием. Рассказываю, как закрепить условия с продюсером, кому принадлежат исключительные права на произведения и как получить вознаграждение от использования музыки, видео, текстов другими людьми. Составляю лицензионные договоры и документы для работы. Или могу проверить уже подписанные и оценить нет ли в них нарушений.

Если возникла конфликтная ситуация, например, артист отказывается передавать права лейблу, за которые тот заплатил, или продюсер не выплачивает деньги музыканту, помогаю разобраться. Готова представлять интересы сторон в суде, когда это необходимо.

Если рассматривать конкретные ситуации, когда деятелям шоу-бизнесу нужно идти к юристу, то, во-первых, чтобы составить договор. Это ключевое условие здорового сотрудничества между продюсером, артистом, лейблом и важный рабочий инструмент. Даже если вы нашли человека по рекомендации и доверяете ему на 100%.

Или если продукта, например, музыки или видео еще нет, и вы не знаете, как будете их продвигать и делить прибыль. Это не значит, что негативный сценарий обязательно случится, но вы должны быть застрахованы. Бывает, что артист выгорает, и продюсеру становится невыгодно заниматься проектом. Или, наоборот, артист раскрутил личный бренд и хочет дальше развиваться уже без продюсера. Договор поможет предусмотреть и решить такие ситуации для обеих сторон, но составлять документ должен юрист-практик, который понимает специфику индустрии.

Вторая причина, почему артистам важно обратиться к юристу — защита прав на музыку, клипы, тексты и другие результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Это основной актив артиста и вопрос и с их защитой надо урегулировать с самого начала. Бывает, артист использовал для трека текст, который в шутку написал его знакомый или друг. Песня стала популярной, и теперь друг требует деньги, а документов на передачу прав на текст нет. И артист не будет в безопасности, даже через пару лет после выхода песни.

Практика индустрии такова, что когда в создании песни участвуют несколько людей: кто-то пишет музыку, кто-то текст, исполнитель-артист собирает со всех права на использование трека. И потом уже эти права, они называются очищенными, передает лейблу. И получается, что артист отвечает за то, чтобы все было законно и он мог распоряжаться этими правами. Иначе именно ему придется нести ответственность, покрывать судебные издержки и выплачивать штрафы лейблу.

Еще юрист поможет артисту базово разобраться с финансовой грамотностью. Исполнитель должен понимать, какой процент роялти получит, что туда закладывает лейбл, какие налоги заплатит. При организации концерта: сколько уйдет на расходы, а какую выплату получит. Это важно, чтобы прогнозировать свои доходы.

А что касается блогосферы: всем ли нужен юрист или только известным инфлюенсерам с большим количеством подписчиков?

Юрист 100% нужен всем, вопрос только в степени его участия. У начинающих блогеров может не быть того объема работы для юриста, как у крупных. В этом случае можно разработать с юристом типовую форму договора или привлекать специалиста разово при согласовании условий с новым брендом. Я всегда честно говорю, когда без юриста можно обойтись. Например, зарегистрировать ИП легко самим в приложении банка.

Но базово проконсультироваться у юриста нужно любому блогеру. Это сделать намного проще, чем решать споры с командой и заказчиками, доплачивать налоги, отбиваться от штрафов Роскомнадзора, Роспотребнадзора и других госорганов.

А штрафы по договору вообще могут достигать нескольких миллионов. И кстати, отсутствие договора не значит, что никто никому ничего не должен.

Нужно уходить от мнения, что юрист нужен только большому бизнесу или крупным блогерам. Главное — найти своего специалиста, с которым вам будет комфортно общаться и который объяснит все доступным языком.

Что касается направлений работы с блогерами, тут тоже огромное поле деятельности. И правильно оформить партнерство с заказчиком рекламы, продюсером, менеджером, smm-специалистом, таргетологом и другими контрагентами. И подготовить работающую оферту — это страховка блогера от потока возвратов, например, за курсы. И закрепить права на личный бренд, чтобы защитить его от плагиата. И проверить рекламу на соответствие закону.

Например, если блогер ведет запись на курс или вебинар на своем сайте и собирает личную информацию об участниках — номер телефона, имя, емейл, он обязан получить согласие на обработку данных и разместить эти правила на сайте. Если этого не сделать, грозит штраф.

Давай тогда поговорим про штрафы. Самые частые и самые дорогие ошибки блогеров?

На самом деле финансовые потери могут быть серьезными: от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Причем ошибки допускают даже блогеры-миллионники.

Есть штрафы за нарушение закона, а есть штрафы за нарушение договора. И вот вторые как раз наиболее внушительные. Например, известный косметический бренд заказал рекламу туши у блогера. По условиям договора инфлюенсер не должен рекламировать другие косметические средства за месяц до интеграции и еще 2 недели после. Но не прошло и пары дней, как блогер начал рассказывать о румянах другого производителя. Тем самым нарушил условие эксклюзивности и должен заплатить штраф по договору, 500 000 рублей.

Если говорить про государственные штрафы, самые крупные предусмотрены за нарушение налогового законодательства, вплоть до уголовной ответственности. Бывает такая история, что блогер работает на патентной системе налогообложения и выходит за рамки годового лимита в 60 миллионов рублей. Регистрирует новое ИП на друга или родственника: деньги за курсы поступают туда, а услуги оказывает сам блогер. Налоговая признает такую схему дроблением бизнеса, объединит все ИП в одно, переведет на общий режим и доначислит налоги, пени и штрафы.

Блогеры часто рискуют не только деньгами, но и репутацией. Ошибки могут сильно ударить по имиджу. Например, в договоре важно прописать не только цену и сроки выхода рекламы, а как и где можно использовать фотографии блогера после. Иначе его изображение может оказаться на рекламных щитах, на карточках в маркетплейсе, на футболках. Или когда в договоре не было условий о конфиденциальности, переписки выложат в сеть, и блогеру грозит потеря лояльности аудитории и позиций среди конкурентов.

Заработал ли уже в полную меру закон о маркировке рекламы? Одни блогеры уже выкладывают рекламу с идентификатором рекламодателя, другие — нет. Что на самом деле нужно делать?

Да, теперь интернет-рекламу надо маркировать и передавать данные в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). В тексте публикации, на картинке, в сторис обязательно должна быть пометка «реклама»: формулировки «ad», «интеграция», «рекламный пост» не подходят. Кроме этого, надо разместить информацию о рекламодателе, например, ООО Ромашка и идентификатор или по-другому токен.

Токен — набор цифр и букв, который задает оператор рекламных данных. В него надо встроить ссылку, так чтобы при клике осуществлялся переход на сайт рекламодателя. Если технически вставить ссылку не получается, идентификатор нужно разместить в тексте рекламы, перед объявлением или поверх картинки или видеороликов в виде контрастной пометки. Идентификатор надо получать на каждый креатив, например, поменяли объявление, получаете новый токен.

В следующем месяце после выхода рекламы нужно отчитаться Оператору рекламных данных (ОРД). Прикрепить договоры между всеми участниками, сведения о просмотрах, о стоимости, сроках и так далее. Причем подавать данные должны все — и рекламодатель, и рекламное агентство, и рекламораспространитель.

Что касается рекламы в запрещенных в России социальных сетях, сложилась интересная ситуация. Они не могут распространять рекламу, так как заблокированы на территории страны. И получается, что при рекламе там, новые правила не действует. В остальных случаях, повторюсь, рекламу надо маркировать.

Штрафы за неисполнение закона о маркировке рекламы планировали ввести с 1 марта 2023 года. Но 95% блогеров и авторов Telegram-каналов до сих пор не разобрались, как проводить маркировку рекламы, поэтому пока введение штрафов решили отложить.

Какой бы юридический совет ты дала всем блогерам и артистам?

Не бойтесь и не ленитесь найти своего юриста. Того, с кем вам будет комфортно работать. Ни менеджера, который в душе юрист, ни продюсера, который когда-то закончил юрфак, но не практиковал. Того специалиста, которому вы будете доверять. И тогда вы будете ощущать себя в безопасности. Юрист — это лучшая инвестиция в ваш бизнес.

Сейчас многие снимают ролики для YouTube и других площадок. Как это делать правильно, чтобы не нарушить авторские права?

Когда вы снимаете видео, то создаете результаты интеллектуальной деятельности. Если планируете их монетизировать и публиковать, нужно, чтобы у вас были договоры со всеми участниками видео: гостями, съемочной группой — режиссерами, операторами, сценаристами и так далее. Например, компания записала интервью с блогером и опубликовал его на своем канале в YouTube. Если блогер захочет разместить это видео на своей странице на этой же платформе, возникнут проблемы. Чтобы размещение было правомерным, нужен договор передачи исключительного права или лицензионный договор.

Даже когда вы сами ведете съемку, сами участвуете и сами монтируете видео, есть как минимум музыка, которую надо использовать с соблюдением авторских прав. Например, на YouTube можно добавлять треки из библиотеки, но только при использовании в рамках этой платформы.

Если есть лицензия на использование музыки, надо не забывать про срок ее действия. К примеру, лицензию выкупили на год, а рекламный ролик с песней продолжает висеть на канале спустя 2 года. В таких случаях композитор может подать в суд.

Не страшно было открывать свою фирму, ведь на рынке юридических услуг много крупных игроков, в том числе международных?

Страшно, но мне помогла поддержка близких и понимание того, что важно для людей в работе с юристами. Причем за 3-5 лет до этого меня часто спрашивали, собираюсь ли уходить в частную практику. А я говорила, что мне это неинтересно и это не то, чем я хочу заниматься. А потом пришло осознание: хочу создавать продукт того качества и того уровня и делать это нужно самой. Решение пришло само собой. Конкуренции не боялась, потому что искренне считаю, что грамотные люди работу всегда найдут.

Страх со временем не прошел полностью, а трансформировался. Сначала страшно было уйти из найма, потом — что проектов не будет. Дальше было страшно взять проект и не справиться: я максимально ответственный человек и для меня важно, чтобы все было идеально. Когда с загруженностью все стабилизировалось, было страшно, а вдруг эти проекты закончатся, а новые не придут. Свой бизнес — это всегда риск и работа над тем, чтобы в тебе над страхом преобладал профессионализм. Для себя вывела такое правило: просто занимайся тем делом, которое делаешь грамотно, профессионально и любишь, и тогда все получится.

Есть ли у тебя свой девиз в работе, миссия?

Заготовленной фразы нет. Правило, которое держу в голове: выполнять работу так, как будто делаешь ее для себя. Представить, как бы тебе хотелось, чтобы прошла эта консультация. В каком виде и формате ты бы хотел получить договор, чтобы потом не тратить время на доработки, выяснения, уточнения.

Смотришь ли ты сериалы про юристов? Поделись самыми-самыми?

Ой, их так много, что я даже название не у всех вспомню. Особенно нравятся «Хорошая жена», «Форс-мажоры», но это художественные истории, которые порой далеки от юриспруденции. А наиболее приближены к правде «Шелк» и «Юристы Бостона». Это те сериалы, которые реально показывают, как работает правовая система.

Если бы не юрист, то кто?

В детстве, как и многие девочки, хотела стать певицей. А если говорить серьезно, то стала бы неким внешним консультантом. Оценить работу компании или юридического департамента, обучить, наладить взаимодействие — это то, что мне интересно и что помогает гармонично расти бизнесу.