Этот год для актера Александра Яценко богат на хорошие новости: в апреле он получил премию "Ника" за роль в фильме Александра Котта "Инсайт", а уже с 9 июня появится на больших экранах страны в захватывающем триллере Рената Давлетьярова "Чистое искусство". О том, как он вживался в роль художника-маргинала на съемочной площадке, почему не давал интервью на протяжении трех лет и как принимал роды у своей жены Маруси, Александр рассказал HELLO.RU.
Александр Яценко в съемке HELLO.RU
Александр, недавно на кинофестивале "Движение" режиссер Александр Котт представлял фильм "Инсайт" - я была под большим впечатлением от вашей игры, а через неделю после этого появилась возможность взять у вас интервью. Еще раз убедилась, что случайности не случайны. А вы что об этом думаете, исходя из своего жизненного опыта?
Спасибо за ваше впечатление, а насчет неслучайных случайностей - да, согласен. Они могут всю жизнь изменить. Так у меня, например, с режиссером Борей Хлебниковым получилось. Мы дружим, сделали уже несколько фильмов и, надеюсь, еще сделаем, а началось все с того, что он предложил мне сняться в клипе "Дороги" по песне группы "Ленинград".
Клип "Дороги" сильно отличается от новых клипов Сергея Шнурова - настоящий артхаус.
У меня тогда вся жизнь была - артхаус, и клип получился таким же. Не скажу, что теперь я пошел в коммерческий разнос, но стал и в жанровом кино сниматься.
Например, у Рената Давлетьярова в "Чистом искусстве"?
Например. Это такой мейнстрим с очень стремительным сюжетом. Там все мы - Петя Федоров, Илья Любимов, Леша Барабаш, я - играем художников, современную богему. Я к тому же маргинал, алкоголик, наркоман - явно не положительный герой, но мне это даже интереснее. По жанру "Чистое искусство" - триллер с элементами детектива, но на съемках все страшно веселились. Особенно мы с оператором Семеном Яковлевым. Иногда выводили Рената из себя, и он грозился нас "поубивать".
Петр Федоров и Александр Яценко в фильме "Чистое искусство"Анна Чиповская в фильме "Чистое искусство"
Я слышала, что он и роль вам предложил со словами: "Откажешься - прибью".
Просто Ренат прислал мне сценарий, а я очень долго не мог его прочитать. Потом его терпение лопнуло, и, позвонив в десятый раз, он сказал: "Или ты снимаешься, или я не знаю, что с тобой сделаю!" На самом деле перед его напором сложно устоять - он мужик-харизматик, настоящий индеец, так его называют. Очень убедительно пообещал меня прибить, и при этом - с любовью, что меня и подкупило. Тут не откажешь.
А чем Валерий Тодоровский вас подкупил, приглашая в "Оттепель"?
Ролью. Я ходил к Тодоровскому на пробы месяца полтора, а то и два. Не понимал, почему процесс так затянулся: нет - так нет, да - так да, давайте уже определяться. Но Тодоровский все это время складывал актерский паззл и не хотел ошибиться. Поэтому пробовал и пробовал нас в разных комбинациях, пока все у него в голове не сложилось. "Оттепель" была тяжелой работой, особенно для самого Тодоровского, он ведь перфекционист. Иногда он напоминал мне моего персонажа - режиссера Мячина, который не спит ночами, а днем всех мучает и, прежде всего, себя, настолько сильно "горит" своим фильмом. Но несмотря на все трудности, меня, да и всех нас, на площадке не покидало ощущение счастья.
Ожидали, что "Оттепель" будет иметь такой успех?
Если честно, не думал об этом, но был очень рад. После премьеры мне позвонила Дуня Смирнова со словами: "Поздравляю, ты вырвался из артхаусного гетто". Но я сам не забирался в это гетто, не выбирал артхаус, скорее - он меня. Так складывалось, что меня утверждали именно на такие роли.
Александр Яценко в сериале "Оттепель"
Если посмотреть вашу фильмографию, сложно найти откровенно позорные проекты.
Ничего, скоро они появятся - мне всегда кажется, что главный позор впереди (улыбается). Если серьезно, то правильно выбрать роль не так-то просто. Иногда соглашаешься - и мимо. Или, наоборот, отказываешься от роли, а фильм потом выстреливает. Но я всегда пытаюсь понять - мое или нет. Это самое важное. Так было в самом начале, так и сейчас.
В начале карьеры вам было непросто: в ГИТИС взяли не сразу, а потом и вовсе отчислили. Как после этого не опустились руки?
Иногда неприятности могут обернуться удачей. Я это понял еще в Тамбове: поступил там в университет на театральный факультет, но университет слили с пединститутом, и в результате я выпустился не режиссером, а педагогом, руководителем художественного коллектива. Педагогом я быть вообще не собирался и уныло думал: "Неужели все так и закончится? И что дальше? Армия?".
Но тут опять - неслучайная случайность: к нам в город приехали ребята с курса Марка Захарова, мы встретились, пообщались, и они посоветовали мне поступать в ГИТИС. На поступлении мы с друзьями делали этюды, и мне казалось, что все идет успешно, а на конкурсе меня скинули. Когда объявляют список, и вдруг твою фамилию не называют - все меркнет. К тебе подходят разные люди, сочувствуют, жалеют тебя, а ты поверить не можешь, что у тебя все обрушилось. Как в стихотворении: "Бывает все так классно, так классно прямо все. И тут... ба-бах! Ужасно, ужасно стало все". Но мне все же дали шанс - предложили место вольнослушателя. Потом зачислили в полноценные студенты. Но за несколько месяцев до окончания отчислили за драку. Я тогда думал: все, конец. Глубокая яма, беспросветная тьма. А оказалось, это падение на дно стало для меня толчком вверх.
Моральный импульс - это, конечно, хорошо, но сложно развиваться, когда нет на это средств.
Знаете, когда денег было совсем немного, я часто чувствовал себя счастливее, чем когда деньги появлялись. Я еще в институте понял, что в долг мне никто не дает. Сначала переживал, что не могу, как один мой друг, пройтись в пятницу по общежитию и насшибать у студентов мелочь, с которой все легко расставались, а нам ее хватало, чтобы неплохо вечер провести. Потом решил, что во всем есть свои плюсы. У нас с экономностью в семье всегда было непросто. Моя мама, экономист по образованию, любила, чтобы по всей квартире горел свет, а папа ходил за ней по комнатам, выключал и приговаривал: "Что же ты не экономишь, экономист!" (смеется). Я маму понимаю: везде свет - это круто же. У нас сейчас дома похожая ситуация: я включаю свет, а Маруся, моя жена, выключает. Наш сын Мирослав до выключателя еще не дотягивается. Тоже, наверное, включать будет.
Александр Яценко в съемке HELLO.RU
Какой у вас характер, с вами сложно ужиться?
Это лучше спросить у тех, кто пытается уживаться. Я очень разный, по знаку Зодиака - Близнецы. Настроение быстро меняется: сейчас могу радоваться, а через минуту вдруг какая-то дрянь из меня полезет. Когда я в таком состоянии, близкие люди стараются меня не трогать, не нагнетать. Я потом сам взгляну на себя в зеркало: мама дорогая, ну что за урод! Впадаю периодически в такие крайности, но сам контраст настроений - может, это нормальное состояние человека?
Тот факт, что вы редко соглашаетесь на интервью, тоже связан с контрастом настроений? Последние большие интервью вы давали в 2013 году.
Основательно вы все изучили. В том году я, наверное, устал от своих интервью и самого себя. Читал и думал: "Все одно и то же, кто это будет читать, кому это интересно? Тоска зеленая". Это я сейчас не журналистов ругаю, а самого себя. Хотелось выкинуть все те интервью в помойку и нырнуть вслед за ними.
Какие самые важные события произошли с вами с тех пор?
А сейчас у нас какой год?
2016-й.
За эти три года произошло много прекрасных событий: я женился, стал отцом. Принимал роды у жены прямо дома, получая от акушерок инструкции по громкой связи. Они в пробке застряли. Это было год назад - 25 мая, через 3 дня после моего дня рождения. Утром прилетаю из Мурманска со съемок и в аэропорту получаю от Маруси сообщение: "У меня отошли воды. Жду тебя". Пулей лечу домой. Там мне предстояло делать все: и бегать, и воду выливать, и показывать Марусе, как дышат собачки... Мирослав родился чуть раньше срока, когда дома были только я, жена и кошка. Акушерки приехали через полчаса и стали нас успокаивать: "Что же вы переживаете, у вас были сольные роды, это такой подарок!" Тогда я был в шоке, а сейчас не представляю, как могло быть по-другому. Невообразимые эмоции.
Александр Яценко с женой Марией РожковойАлександр Яценко с сыном Мирославом в Гоа
С рождением сына стали замечать какие-то изменения в себе?
Пока что нет. Почему-то не меняюсь, хотя, может, пора уже. Многие говорят, что мужчины меняются с появлением второго ребенка. Похоже, мой случай.
Какие личные качества вы бы точно не хотели передать своему сыну?
У меня достаточно дурных качеств, и все они моему сыну не нужны. Я лентяй, я социопат... Это не полный список. Мне кажется, если не нужно было бы деньги зарабатывать, я бы сидел дома, семечки грыз, телевизор смотрел. Или по ресторанам ходил, вес набирал. Но если серьезно, при всей своей лени я не могу без работы, мне еще хуже становится. Когда у меня есть конкретное дело - съемки, репетиции, я сразу прихожу в себя.
Теперь у меня еще один мощный активизатор появился - сын. Он просыпается в 5 утра, и это, как оказалось, мое время. Уже года три-четыре я встаю рано и бодро себя при этом чувствую. Раньше не знал, что с этим делать: лежал и смотрел в потолок или на кухне читал книжки, сценарии, готовился к роли. Теперь просыпаемся вместе с Мирославом, и начинается освоение территорий: проверяем с ним, все ли дома на месте, не пропало ли ничего - это для него очень важно (смеется). Жена у меня - "сова", но иногда даже ей приходится рано вставать. Ведь Мирославу может не понравиться, что он проснулся, а мама еще спит, и он пойдет ее будить - за волосы дергать, кувыркаться, смеяться, кричать. Но эта его активность мне нравится, я от нее не устаю.
Совсем маленьким он был сильно привязан к Марусе, и у меня не получалось его успокоить. Брал его на руки, а он ревел и к маме просился. Я думал: с папой тебе, что ли, плохо?! Сейчас ему с папой хорошо, он понимает, что с ним играют, его развлекают, и ему нравится. А мне нравится наблюдать за ним: как он чем-то занят, как бурно реагирует на простые какие-то вещи.
Александр Яценко в съемке HELLO.RU
Кто еще способен вас мотивировать, помимо сына?
Жена может. Когда видит, что меня нужно растолкать, растормошить, вытащить из моего комфорта - тормошит, вытаскивает. Знает, что сначала я буду протестовать, пытаться вернуться в свою ракушку, где мне уютно и хорошо, но потом сам же буду благодарен за эту встряску. В детстве меня бабушка хорошо мотивировала, особенно на всякие художества. Мне было проще всего ее разыграть, показать свои актерские таланты. Когда я уже нес полную околесицу, она начинала понимать, что ее разыгрывают, и кричала: "Ах ты, сатана лупоглазая!" Бабушка всегда была моим самым благодарным зрителем (смеется).