Маленький городок в Ставропольском крае. После 20 лет тюрьмы на волю выходит заключенный по кличке Старый в исполнении Гоши Куценко. Единственное, о чем он мечтает, — свести счеты с бывшим компаньоном, но неожиданно узнает, что у него есть взрослая дочь Оля с ограниченными возможностями здоровья (ее играет актриса Мила Ершова, известная зрителю по сериалам «Аутсорс», «Улица Шекспира»). Дерзкая, вспыльчивая и ранимая. И теперь каждый день для Старого — попытка понять девушку и найти с ней общий язык. Вокруг Оли крутятся два настойчивых ухажера — студент, танцор-хореограф в исполнении Святослава Рогожана («Трудные подростки», «Фандорин. Азазель») и сын мэра, которого играет Кузьма Котрелев («ЮЗЗЗ», «Дети перемен»).
По словам всех участников проекта, съемки сериала стали для них настоящим вызовом, потому что сломали множество стереотипов и разрушили барьеры в коммуникации с людьми с инвалидностью. Консультантом «Встать на ноги» стала девушка с ограниченными возможностями здоровья Злата Варламова, а одну из ролей в проекте исполнил Антон Санкевич — начинающий актер с синдромом Дауна.
Святослав, увидев тебя сейчас, наш визажист удивленно воскликнула: «Это не может быть Рогожан из «Трудных подростков. Он же рыжий! А этот парень — светленький».
(Смеется) Я уже больше года блондин. Покрасил волосы как раз для съемок сериала «Встать на ноги»: новый образ так понравился, что пока не хочу ничего менять. И были другие проекты после, в которых я снялся блондином. Сейчас мой образ идеально отражает меня, а от природы светлые брови и ресницы лишь дополняют.

Как ты попал в проект?
Святослав: Про него мне рассказала моя жена Мила Ершова — исполнительница главной женской роли. Когда ее утвердили, я порадовался, мы вместе обсудили проект, а через какое-то время и мне пришло приглашение на пробы в сериале «Встать на ноги». На кастинге я познакомился с режиссером Пашей Тимофеевым. Признаться, он очень меня впечатлил, особенно своим юмором…
Кузьма: Черным. (Смеется)
Что же он такого сказал?
Святослав: Сериал, как известно, посвящен людям с особенностями. На кастинге я рассказал Паше о своем опыте в съемках одного социального проекта и о первом, единственном близком, общении и взаимодействии с девушкой с инвалидностью. Паша в ответ шутил, много и смело, настолько, что я сначала оцепенел от непонимания, как мне реагировать. Но когда мы начали работать, я понял, что в его юморе очень много искренности и любви.
Кузьма: Паша — личность без специальных подстроек под других, без определенного буста. Он будто пропускает, пролистывает ту стадию приличия, когда принято друг другу улыбаться, стесняться и правильно подбирать слова, сразу выворачивает себя наружу: вот я такой — принимайте или катитесь отсюда. Это, наверное, своего рода проверка: сможем ли мы вместе работать, общаться, проводить кучу времени на съемочной площадке. Довольно честный подход, который подкупает.


Столь необычное знакомство повлияло на желание работать вместе?
Святослав: Сначала у Паши были сомнения насчет меня. Он считал, что я не слишком похож на персонажа, которого мне предстоит играть: чувственного, ранимого, рефлексирующего парня. Но потом, на читках, он пообщался с Милой, и, насколько я знаю, она его убедила, что все выше перечисленное — про меня, просто нам нужно познакомиться поближе. Я ждал следующей встречи, но в ответ долгая тишина. Мы уже перестали рассчитывать, как вдруг мне пишет агент, что я утвержден.
Значит, своей ролью ты обязан жене?
Святослав: Получается, что так. (Улыбается) Жене и смелому, внимательному Паше, который решился сделать такой выбор, вопреки своим опасениям.
А ты, Кузьма, тоже отчасти благодаря жене попал в проект?
Точно. (Улыбается) К тому моменту Даша (актриса Дарья Котрелева, известная по сериалу «Аутсорс» — Прим. ред) уже работала с Пашей. Познакомила нас на кинофестивале «Горький fest», где представляла полнометражный фильм, а Паша — свою короткометражку, очень крутую, кстати. Поэтому, идя на пробы «Встать на ноги», я понимал, с кем буду общаться, и очень хотел поработать с Тимофеевым. После проб у меня, если честно, не было ощущения какого-то стопроцентного попадания в героя, но у режиссера, к счастью, сложилось иное мнение. Потолковав с Пашей подольше, я понял, почему он так легко говорит на тему инвалидности — к моменту кастинга он уже был в теме, в среде людей с нарушением здоровья, знал, что сами они в большинстве своем очень просто, совсем не трагично, а порой даже с юмором, относятся к своим особенностям. Я в этом тоже убедился, начав общаться со Златой Варламовой — девушкой с инвалидностью, консультантом сериала и прототипом героини Милы Ершовой.
Святослав: Сразу понять, как правильно себя вести, может не получиться. Ничего специального, все те же принципы и качества здорового человеческого общения: эмпатия, доверие, внимательность. Будь собой и честным. Если что-то интересует, но не знаешь, как выразиться, то признайся в этом, спроси прямо — тебе подскажут. И не пытайся насильно помочь. Есть такое понятие «причинять добро» — когда непрошеное благо совершается против воли того, кому оно адресовано, и в итоге вызывает сильный дискомфорт у получателя.


Кузьма: Люди могут этим оскорбить, пусть и руководствовались изначально лучшими побуждениями.
Святослав: Да. Злата ведет блог, в котором показывает свою жизнь: чем она увлекается, как передвигается по городу — какие есть нюансы городской инфраструктуры. И часто делится историями о людях — к примеру, как на улице в стакан с кофе могут кинуть мелочь, решив вот так помочь, а человек на коляске просто остановился, чтобы попить кофе.
Кузьма: Злата суперувлекающийся человек. Танцует, участвует в марафонах на инвалидных колясках. На съемочной площадке все время была с камерой — снимала влог. Надеюсь, скоро увидим, что у нее получилось. Мы подружились, и я пригласил ее к себе на спектакль в МХТ имени А. П. Чехова. Когда постановки идут на основной сцене, для людей с инвалидностью нет никаких проблем: есть лифты, пандусы, широкие дверные проемы. Но мой спектакль шел на малой сцене. Я очень переживал, будет ли Злате удобно: накануне продумал все, проверил даже ширину туалетной кабинки. Злата прошла через служебный вход, поднялась на лифте. И когда уже перед самым спектаклем я решил проводить ее в зрительный зал, оказалось, что коляска не проходит в дверь. До спектакля несколько минут, я в костюме и гриме, начинаю откручивать одно колесо у коляски, боком пытаюсь протолкнуть ее в дверь. Пришлось серьезно попотеть, но зато все получилось — Злата смогла посмотреть постановку, и осталась очень довольна. А я был рад!
Похоже, работа над сериалом «Встать на ноги» оказала на вас большое влияние.
Святослав: Да, многие люди с инвалидностью невероятные — яркие, желающие пробовать что-то новое, жить, танцевать, петь. У нас была смена, когда Паша с командой собрали всех ребят и устроили им фестиваль, конкурс талантов. Все было понастоящему: они выступали, веселились, а мы это еще и снимали для сериала. Нам было очень интересно общаться. Раньше я не понимал многие нюансы... В обычной жизни мы редко видим такое количество людей с ограниченными возможностями здоровья. Все потому, что они большую часть времени проводят дома — городскую инфраструктуру, к сожалению, не всегда можно назвать спокойной и комфортной.
Кузьма: В одну из первых смен у меня была сцена с Милой. По сценарию я должен был заносить героиню на руках в дом. Мила спросила, как ей нужно держать ноги на весу, ведь ее Оля — инвалид-колясочник. А я даже не подумал о том, что могут быть какие-то различия. Паша сразу же, не раздумывая, схватил на руки Злату и показал, как правильно ее нести. А у меня внутри пробежал холод — я испугался. Сам факт того, что есть эти отличия, о которых я никогда не задумывался, меня пугал. Опыт съемок помог мне многое понять и принять.
В сериале ваши герои антагонисты. Кто из них плохой, а кто хороший?
Святослав: Между ними есть противостояние. Каждый борется за внимание Оли — героини Милы, но цели у них разные. Здесь не про то, что один хороший — другой плохой, один развязный — другой правильный, они просто разные, но в то же время чем-то похожи. Мне нравится, что в сериале все персонажи сложные, глубокие, интересные. Про каждого ты можешь сказать, что понимаешь, почему он поступает так или иначе — иногда хорошо, иногда плохо. Мой герой Егор жаждет свободы, вырваться из своего мира, из окружения, в котором ему больно, где он испытывает моральное и физическое насилие. Однако всем видом показывает, что уверен в себе и у него все в порядке. Егор не всегда поступает красиво и правильно, ведь он живой, разный, и имеет право на ошибки, как каждый из нас. У него стоит серьезный моральный выбор между личной свободой и справедливостью. Наказать своих обидчиков и быть наказанным самому, или вырваться из этих обстоятельств. Несмотря на резкость, он чувственный, ранимый, рефлексирующий и часто не контролирующий свои эмоции. Манипулирует людьми, но не из холодного расчета, а потому что по-другому не умеет, не знает, как привлечь внимание мира к своим проблемам, найти похожих на себя и почувствовать любовь. Он борется сам с собой и сомневается в каждом своем действии.

Чувствуется, что ты очень глубоко и долго размышлял о своем герое.
Я сильно полюбил Егора. Найти бы его и крепко обнять. Мы проявляем большее внимание к тем, кого любим. Я жил мыслями о нем, переписывал сцены, придумывал альтернативные финалы, смотрел на арку героя под разными углами. Надеюсь, у меня получилось воплотить все придуманное. Когда я попал в кино, после второго курса, все было так сложно и непонятно. Меня будто выбросили посреди открытого океана, где я барахтался изо всех сил. Помню, как ходил хвостом за ассистентами по актерам, ничего не понимал и спрашивал у них, все ли нормально? Так ли я играю? Хотя это вообще не их компетенция. Не понимал, как работать перед камерой, взаимодействовать с партнерами, говорить текст — ничего. Но с опытом понимание и спокойствие приходит.
Кузьма: Я тоже через все это проходил. Когда ты учишься в институте, у тебя есть какая-то своя роль на курсе, определенная иерархия, отношения с ребятами, с преподавателями, паттерн поведения и продвижения по жизни. А потом ты вдруг, окончив институт, остаешься один, все меняется, и ты понимаешь, что нужно всему учиться заново, по-другому. Это не про то, что нам в институте ничего не дали. Просто в реальной жизни ты пытаешься применять навыки, о которых тебе рассказывали на парах. Здесь помогает только опыт: ходить, пробовать, набивать шишки.
Святослав: Когда я прочитал сценарий сериала, моего персонажа было не так уж много. Позже — то ли после моих проб, то ли просто потому что возникла необходимость для полноты драматургии, ее насыщенности — роль дописали, сделали Егора самодостаточным, с полноценной аркой персонажа — этот термин отвечает за внутреннее развитие и трансформацию героя. И несмотря на то что у меня не главная роль, я увидел возможность сыграть сложно устроенного человека, разглядел его потенциал и стал много о нем думать, предлагать Паше какие-то повороты сюжета. Я писал ему огромные тексты, сообщения, звонил, рассказывал о том, что и как можно изменить. Паша прислушивался, перезванивал, обсуждал, менял. И это принесло очень большие плоды: история, на мой взгляд, стала ярче и глубже.

Кузьма, а твой герой, какой он?
Кузьма: Рома — сын мэра, который хочет влюбить в себя главную героиню Олю. Мне показалось, что он очень похож на меня, у нас не было каких-то противоречий. Рома напомнил меня в детстве, в юношестве: такой же суетливый, пытается всем угодить. Вообще все персонажи находятся в каких-то суперстесненных обстоятельствах несвободы. А героиня Милы, Оля, несмотря на инвалидность, сложную жизнь (отец сидел в тюрьме, она растет без матери), оказывается как будто самой свободной из всех, поэтому и Егор, и Рома тянутся к ней, чтобы отхватить этот кусочек свободы. И появление Оли в жизни парней — это ключ к тому, чтобы все изменить и вырваться, поэтому они закрывают глаза на то, что она на коляске.
А что лично для вас значит фраза «встать на ноги»?
Святослав: Я пока этого точно не достиг — кручусь-верчусь, но никак... У нас очень нестабильная профессия: сегодня ты на коне, а завтра думаешь о том, что тебе есть. Неопределенность приземляет. На этом фоне я очень много тревожусь. И есть два момента, когда я могу расслабиться: когда снимаюсь в интересном проекте и когда уезжаю из Москвы на отдых. Но по возвращении уже в аэропорту чувство тревоги возвращается — я сразу начинаю думать о том, как снова буду тянуть этот груз. А хочется не тянуть. Не гнать волну, а жить на волне, спокойно, в эмоционально здоровом состоянии, помогать родителям. Хочется не думать о финансах, не тревожиться о прошлом, настоящем и будущем, о том, кого не успел сыграть в своем возрасте. Наверное, это и есть встать на ноги, быть в гармонии, финансовом благополучии, в здравии и спокойствии.


И это притом, что ты стал довольно узнаваем и популярен после роли в «Трудных подростках».
Наша профессия — это карусель. То вниз, то вверх. На самом деле часто мы даже не задумываемся о том, что стали какими-то известными персонами. «Трудные подростки» так взорвали индустрию, что на натурных съемках сериала «Попадос» в Перми меня пришлось вывозить из соседнего двора на машине, потому что на дороге выстроилась толпа — люди хотели со мной сфотографироваться. А благодаря сериалу СТС «Против всех» меня стали узнавать таксисты и цитировать моего героя, причем дословно. (Улыбается) Но это не значит, что я стал звездой. Популярность быстро вспыхивает и так же быстро угасает, ее нужно всегда поддерживать.
Кузьма: Мне кажется, что встать на ноги — это ощутить покой, перестать дергаться. Не думать о времени, не хватать телефон, иметь возможность просто посидеть и расслабиться. Как у Лермонтова: «я ищу свободы и покоя». Я вот тоже ищу.
Святослав: Это Кузьма в Пятигорске пропитался духом Лермонтова (Улыбается) — большая часть съемок «Встать на ноги» проходила в городах Кавказских Минеральных Вод.
Кузьма: Только если дистанционно. Я никуда не выходил. Снимался и сидел в отеле. (Смеется)
Святослав, как тебе работалось с Милой? Тяжело совмещать личные и рабочие отношения?
Я очень люблю с ней сниматься. Мы не та парочка, которая ругается, выясняет отношения. Вообще очень редко спорим, и то только по каким-то бытовым вопросам. Вместе нам очень комфортно. Мы сработались еще в институте, знаем сильные и слабые стороны друг друга. И в этом смысле очень классно находиться в одном контексте и проживать жизнь в едином эмоциональном и информационном поле. На съемках смотрели друг на друга со стороны и подсказывали — как лучше повернуться, держать голову, какой ракурс выигрышнее в кадре. Это очень удобно, потому что такие вещи никто, кроме как родной человек, не подскажет. Жили в одном номере в Пятигорске, много репетировали.
Кузьма: Они вообще читеры страшные. Все время шушукались в сторонке. Дома текст несколько тысяч раз прогоняли и приезжали идеально подготовленные на площадку. (Улыбается)

Чем вам особенно запомнились эти съемки?
Кузьма: Когда нужно было снимать без снега, он шел, а когда были снежные сцены — светило солнце, и снег приходилось привозить на площадку из других мест и разбрасывать его лопатой. (Улыбается) Это было забавно и странно.
Святослав: О да! У меня страшная аллергия на холод, и я стараюсь избегать зимних уличных съемок. От мороза и холодного ветра лицо покрывается крапивницей, веки становятся тяжелыми. Поэтому, когда мы снимали на улице и шел снегопад, я быстренько делал дубли и убегал в машину к печке — грелся, прикладывал грелки к лицу, чтобы ничего не выскочило. Было довольно нервно. (Улыбается) А еще... я чуть не умер!
Кузьма: Когда это?
Святослав: Мы снимали сцену в городском трамвае — как мой герой танцует в новых кроссовках. И в какой-то момент я решил, что будет здорово и красиво высунуться в окно на ходу. Выглядываю я в форточку и понимаю, что в меня летит столб! Еле успел отскочить. Вся группа в шоке: режиссер, оператор, осветители смотрят на меня огромными глазами. А я, ошарашенный и покрытый мурашками, продолжаю играть, думая о том, что минуту назад чуть не умер. Когда Паша дал команду «Стоп», все подбежали, начали говорить: «Ты знаешь, что могло случиться? Ты с ума сошел!». А я просто отшучивался на адреналине и долго не мог собраться с мыслями. Большая удача, что я все еще с вами и даже разговариваю. (Улыбается)
Продюсер: Ульяна Кальсина
Стиль: Александра Шуляк
Ассистент стилиста: Алина Савчиц
Макияж: Аня Вишня
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

