“Звезды в полдень” Клер Дени – экранизация романа Дениса Джонсона, изданного в 1986 году, о приключениях молодой журналистки Триш в Никарагуа, а точнее о ее попытках выбраться оттуда.
Молодая, целеустремленная, настырная и обаятельная Триш (Маргарет Куэлли) принимает все правила игры циничного Никарагуа, где ходовой валютой является ее тело, и чтобы себя обезопасить, она спит с военным, а дабы иметь шансы на возвращение паспорта она поддерживает отношения с одним из министров. Когда ее рычаги давления оказываются неэффективными и, одна, беззащитная в ковидном (Дени перенесла действие романа в наше время) Никарагуа Триш включает режим выживания, пытаясь удержаться на остром лезвии отчаяния.
Все меняет встреча с англичанином Дэниэлом, в ком Триш, помимо новых возможностей, видит что-то самобытное, таинственное и притягательное. Быстро девушка забывает о своих попытках найти любые способы выбраться из страны и начинает чуть ли не вслепую следовать за Дэниэлом (Джо Элвин). Становится ясно, что у героев схожие проблемы и на территории Никарагуа свои подпольные игры ведут крупные нефтяные компании, а Дэниэла, как свободолюбивого, честного и желающего хоть что-то поменять в подконтрольной Америке бедной стране начинают преследовать власти, которых все устраивает.
И вот тут проявляется гениальность Клер Дени. Она не следует от одной сюжетной точки к другой, пытаясь держать ритм триллера. Не пускается в драматизацию и рефлексию на тему отношений, чтобы обеспечить картине драматический надрыв. Неспешный монтаж фильма позволяет на физическом уровне ощутить проливные дожди, почувствовать бездонную тоску от невзрачной архитектуры, наткнуться на критику капитализма и сущность современного классового неравенства, углубиться в рефлексию о судьбе стран третьего мира, и все это происходит за считанные минуты. Любые кадры, будь то уличный кот, или забегаловка в холодных тонах, невзрачный мотель, напоминающий никчемный санаторий – эти образы беспрепятственно врезаются в сознание и смешиваются между собой, пока внутри главных героев зарождается сильная химия, и они, будто сами ошеломленные изменениям внутри себя, на какие-то мгновения даже позволяют себе забыть о преследующей их опасности.
Вместе с историей героев обличаются и их души, потерянные, заблудшие, и только друг в друге они умудряются обрести моральные компасы, обрести путеводные звезды в этом безнадежном мире. Под ритмичные мелодии Tindersticks, предающие “Звездам в полдень” нотки нуара, Клер Дени проводит зрителя через эту причудливую среду, смешивая бедный город с природой Никарагуа, а картина тем временем обретает неповторимую форму. Лишенная оценочного суждения, эта история оказывается манифестом свободы, бравадой правды и искренности, которая несмотря на обстоятельства всегда найдёт способ выжить. В мире Клер Дени нет ничего ценнее человеческих чувств и эмоций, автор ненавязчиво и тонко намекает, что есть вещи, связанные с нашей душой, которые невозможно раздавить, изменить, поработать. Они всегда найдут выход и отражение в реальном мире.
То, что за экранизацию романа взялась именно Клер Дени является большой удачей, потому что сама она росла в колониальной Африке, и в вопросе постановки подобного произведения не могла остаться безразличной, и не привнести тех деталей, которые любой другой автор мог бы упустить. Это та причина, по которой и Маргарет Куэлли в роли молодой Триш смотрится крайне органично. Временами даже кажется, что она получает неподдельное удовольствие, исполняя эту роль. И даже Джо Элвин, который стал только третьим выбором на роль после Роберта Паттинсона и Тэрона Эджертона, играет так, что никого другого в роли спокойного, обаятельного, но загадочного англичанина Дэниэла уже невозможно представить.
В итоге зритель имеет на руках многослойную историю, включающую и политическую, и капиталистическую подоплеку, но даже нарратив не является здесь главной составляющей. Лишенные оценочного суждения, “Звезды в полдень” становятся порталом в другую реальность, гипнотическим погружением, замедляющим время, и непрерывной фиксацией блуждания двух душ, которые словно два слабых огня, пытаются не погаснуть и сохранить свет даже в самых темных уголках нашей планеты.
Клер Дени сделала исключительное, тонкое, зрелое и очень умное кино, которое может оставаться со зрителем очень долгое время, и незаметно менять его, давать понять что-то о себе и окружающих, обретать новые грани. В этой связи Гран-при жюри в Каннах и номинация на Золотую пальмовую ветвь кажутся логичными и правильными исходами для этого фильма, который ни в коем случае не стоит пропускать.
Текст: Дима Кекелидзе