«Архитектура впечатлений»
Planet9
Вы когда-нибудь задумывались, почему одни выставки оставляют яркие впечатления, а другие забываются через день? Московское бюро Planet9, реализовавшее более 170 выставочных проектов за последние 10 лет, раскрывает в этой книге секреты создания экспозиций, объясняя, как пространство, свет, цвет и технологии работают на зрителя. Двухчастное издание сочетает теорию и практику: в первой части ведущие специалисты — Зельфира Трегулова, Николас Ильин, Алексей Тарханов, Анна Броновицкая, Василий Успенский и другие — исследуют историческое развитие музейных форматов, от Всемирных выставок XIX века до современных инклюзивных практик. Во второй части представлены ключевые проекты Planet9, сыгравшие значительную роль в становлении выставочной индустрии в России: от выставок-блокбастеров «Виктор Цой. Путь героя» и «Балабанов» до выставок Альбрехта Дюрера в Историческом музее и Рафаэля в Эрмитаже. Книга анализирует, как изменился подход к экспозициям за последние десятилетия и каким будет музей будущего: останутся ли физические пространства важными или виртуальная реальность возьмет верх? Это не просто исследование индустрии, но и увлекательное путешествие в мир музейного искусства, где каждый экспонат — часть тщательно выстроенного нарратива.
Наталья Неймарк. «Мое пятикнижие»
Издательство «Книжники»
Легкий слог, биография крупными мазками-вспышками воспоминаний, картинки из жизни простых людей на фоне смены исторических периодов XX века — это и есть пятикнижие бывшей москвички, а теперь преподавателя инженерного колледжа в Израиле Натальи Неймарк. Вот она девочкой летит самолетом из сахалина в Москву, вот знакомится с бабушкой и дедушкой. История отматывается назад, до войны, до репрессий, а потом дальше, дальше, раскрывая детали происхождения большого еврейского семейства едва ли не до XIV века. А потом вновь раскручивается в другую сторону, ускоряется и показывает папа-мамино предложение руки и сердца, сахалинский и столичный быт (а позже и израильский), институтские дни, друзей и близких, среди которых, как «в самом маленьком и захудалом еврейском местечке есть свой богач, свой мудрец и свой чудак». На примере писем «из ниоткуда» и «в никуда» и разговоров о книгах и искусстве автор показывает жизнь нескольких поколений советских евреев. Жизнь непростую, но наполненную. И это живое свидетельство — лучший способ не забывать о бытовом антисемитизме, сохранить «уходящую натуру» и со смыслом провести время за приятным чтением.
Сара Блау. «Куклы»
Издательство «Книжники»
Детективный триллер, изрядно сдобренный черным юмором и сатирой на современное общество, — повод задуматься о корнях нынешних проблем, истоки которых можно отыскать в далеком прошлом. Израильская писательница-феминистка пишет об убийстве израильской ученой-феминистке, у которой в руках намертво застряла… кукла-младенец. Причем тут куклы? И почему похожая есть у главной героини, подруги убитой? Как это связано с их социальной позицией и историей жизни? Как сложатся отношения героини с юным полицейским, который, кажется, в чем-то ее подозревает? За лихо закрученным сюжетом скрываются нелегкие мысли о современном обществе и его стигмах. Но сам текст — невесомый, ироничный, стремительный. В нем много праздников, ритуалов-междусобойчиков, отсылок к произведениям искусства. Книга читается на одном дыхании, в некоторых персонажей влюбляешься сразу, и все вместе это сплетается в очаровательный узор, который хочется разглядывать и который не дает скучать.
Кирилл Светляков. «Советская культура. От большого стиля до первых рейвов»
Издательство МИФ
Этот экскурс в советскую культуру конца 1940-х — начала 1990-х годов от искусствоведа, арт-критика и писателя — не обширная лекция на бумаге, а приглашение к размышлению. Через рассуждения о живописи, кино и архитектуре автор приходит к пониманию сознательного и бессознательного в собирательном образе человека XX века. И сразу же задает вопросы о дне сегодняшнем: если раньше все были одинаковы с виду, но такие разные внутри, то неужели сегодняшние разномастные субкультурные личности мыслят шаблонно? Или это не связанные вещи? Если одним из ключевых мотивов творчества тогда было одиночества, то сегодня это — что? Сталинское время, оттепель, эпоха застоя, перестройка — каждый период оставил свой след, прежде всего, в людях. А что сегодняшний день задевает в человеке и оставит на будущее? Если противостояние идеологии формализма и индивида, «неформала» рождало целые художественные течения, то что сегодняшний цифровой мир предложит рабам соцсетей? Книга не только рассказывает историю, но и проводит параллели, и этим особенно интереса.
Пол Линч. «Небо красно поутру»
Издательство «Иностранка»
Действие этого мрачного дебютного романа современного ирландского писателя происходит в начале 1800-х годов. Колл Койл, мелкий фермер и семьянин, спасается бегством после того, как случайно убивает своего злобного хозяина Гамильтона. Кровожадный помощник убитого Джеймс Фаллер и его приспешники преследуют Койла по всей стране, а затем и за её пределами, когда Койл оказывается в Америке. Жесткий «трансконтинентальный вестерн» (как описывает жанр журнал Livres Hebdo) — выпуклое и безжалостное описание человеческой жестокости и непреклонности в стремлении мстить, даже когда это теряет все границы смысла. Книга еще не стала лауреатом Букеровской премии, как в 2023 году «Песнь пророка» этого же автора. Но в ней также угадываются черты «ирландского „1984“» и «нового „Рассказа служанки“», с которыми сравнивали «Песнь».
Тома Павел. «Жизнь романа: краткая история жанра»
Издательство AdMarginem
Книга-исследование развития романистики от франко-румынского литературоведа и критика удивляет, прежде всего, своей живостью и даже провокативностью. Отважиться на авторскую версию истории беллетристики — уже вызов, когда по теме написано столько авторитетных трудов. Но Павел выдвигает гипотезу, что все романы своего времени «вели диалог» друг с другом, что и определяет внутреннюю логику становления жанра и даже определенный напряженный сюжет этих исторических метаморфоз. Показывая преемственность между идеализмом Античности и Средневековья, реализмом Нового времени и модернизмом XX–XXI веков, он будто рассказывает историю семьи, в которое одно поколение сменяет другое, одновременно и конфликтуя с предыдущим, и перенимая его повадки. Автор рассматривает более сотни известных романов, параллельно успевая подумать еще и о нравственном идеале человека, отраженном в героях книг разных эпох.
Ли Си Ын «Хватай Сон Джэ и беги»
Издательство Live Book
Сначала по сюжету веб-романа писательницы Ли Ши-ын на экраны вышла фэнтезийная дорама о втором шансе, а теперь история появилась и в формате бумажной книги. Когда-то главная героиня Им Соль хотела стать режиссёром, но отказалась от этой мечты из-за инвалидности. Из депрессии она вынырнула благодаря песням k-pop идола Рю Сон Джэ. И только она морально воскресла, как новый удар — смерть ее кумира. Как быть? Что делать? Но немыслимая магия вдруг забрасывает девушку в 2008 год, где ей снова девятнадцать, она совершенно здорова, и встреча с юным Сон Джэ может изменить его судьбу, а значит, спасти от смерти. Но какой ценой? Ведь кажется, что придется пожертвовать собственным счастьем. Любители легких романов останутся довольны, ведь все закончится неизменным хэппи-эндом.
Лоранс Потт-Бонвиль. «Жан-Люк и Жан-Клод»
Издательство Polyandria No Age
Чем развлечься, если ты живешь… в психоневрологическом интернате. Только отправиться с лучшим другом в маленькое кафе через дорогу. Конечно, с условием вернуться по часам. Конечно, ни в коем случае не употребляя алкоголь. Но, конечно, как часто бывает в ироничных романах о непростых людях и судьбах, однажды до секунд расписанный размеренный сюжет переворачивается с ног на голову и у двух друзей случается настоящее дорожное приключение. Дебютный роман французской писательницы довольно весело касается табуированной темы психических расстройств и показывает особый мир героев с большой любовью и нежностью.
Сюзан Обри. «Портрет»
Издательство Live Book
Мистическая история о юной гувернантке, которая поспешила переехать из своей канадской глуши в роскошный особняк в Монреале, обещавший ей благополучную жизнь у состоятельных господ, но скрывающий, как оказалось, множество тайн. Подопечный главной героини, юноша Клеманс, уверяет, что к нему наведывается призрак его матери. По поведению юноши девушка догадывается, что он лунатик. Но вот вопрос: кого же тогда она сама видела под сенью деревьев в саду, что за темную фигуру? И так ли уж благонадежна жизнь в величественном и спокойном загородном доме, или это лишь фасад, завеса для зловещих секретов? События происходят в 1930-е годы, женщины уже обретают голос и мнение, а потому любознательная молодая гувернантка решается самостоятельно распутать клубок загадок.