Название ресторанной группы — это аббревиатура, сложенная из имен четырех друзей-предпринимателей: Вадима Вязикова, Андрея Розова, Минаса Акопяна и Севака Акопяна. Они крепко подружились еще в школьные годы, всегда имели много общих увлечений и интересов, одним из которых уже во взрослой жизни стала кальянная культура. Попробовав себя в разных видах бизнеса, в 2015 году они открыли первое совместное заведение “на районе”, которое успешно работает до сих пор. Вместо продымленного помещения с принесенной гостями едой, как было принято в те годы, в кальянной организовали собственную полноценную кухню и сопроводили это качественным сервисом.
Андрей Розов: Мы поняли, что можем сделать заведение не только для коммерции, но и для себя — где нам самим будет приятно проводить время. Мы подавали качественный стритфуд, что тогда было прорывом на фоне конкурентов. Впоследствии, когда стало ясно, что у нас все получается в бизнесе и удаются эксперименты не только с кальянной, но даже с барбершопом и пекарней, решили открываться дальше. У нас был запал!
В 2018 году друзья открыли новое заведение на территории бывшего Бадаевского завода и назвали его созвучно выбранной локации – “Дымзавод”.
Минас Акопян: Мы еще были не слишком опытными, а в нашем договоре было написано, что арендодатель вправе расторгнуть его в одностороннем порядке. Это нас не остановило, мы подписали, практически не читая, и вложили в проект все свои деньги, взяв кредиты не только на себя, но и на родственников.
Еще один ресторан – Lounge – открылся накануне сильно ударившего по всему бизнесу 2020‑го. Однако, восстановившись после локдауна, проект получил неожиданный и куда более критичный, чем ковид, удар.
Минас Акопян: Летом 2021 года нам предложили открыть веранду. Мы потратили на нее все деньги, которые заработали до этого, а через месяц арендодатель в срочном порядке расторг договор, и нам пришлось съезжать.
Вадим Вязиков: Изгнание с Бадаевского стало для нас переломным моментом, толчком, чтобы развиваться дальше. Пришлось учиться работать с инвесторами. Но мы понимали, что наша концепция жизнеспособна и востребована, поэтому стали развивать и совершенствовать ее, взаимодействуя с разными финансовыми партнерами, что, естественно, способствовало развитию бизнеса.
Севак Акопян: Многие из наших конкурентов, с кем мы изначально шли вровень, перестали развиваться. Мы же не останавливались ни в одной сфере нашей деятельности, а наоборот – усиленно работали с новыми форматами, имиджем и персоналом.
Минас Акопян: Преодоление подобных трудностей демонстрирует твой внутренний стержень. Когда ты внезапно обнаруживаешь себя с кучей долгов, есть два пути – сломаться или исправить эту ситуацию.
К счастью, VAMS помогли друзья, накануне арендного коллапса ставшие их партнерами по второму “Дымзаводу”, на юго-западе столицы. В итоге группа не потеряла ни бренд, ни аудиторию, ни ключевой персонал. Благодаря креативному мышлению и четкому распределению функционала Вадим, Андрей, Минас и Севак смогли вывести бизнес на новый уровень.
Севак Акопян: Изначально задачи между нами распределялись таким образом: кальянами занимался Андрей, строительством и ремонтом – Вадим, финансами – Минас, а кухней – я. Но мы постепенно росли, появлялись задачи в других плоскостях, и сейчас на все эти направления наняты профессионалы, а мы сами занимаемся решением стратегических задач и общением с партнерами.
В итоге за девять лет существования под флагами VAMS Family объединились пять “Дымзаводов” (один из которых в Сочи) и совершенно нестандартное заведение The Rooms. Это такой “клуб для интровертов” — заведение, состоящее из 11 отдельных комнат с уникальным дизайном, где можно встретиться с друзьями, покурить кальян, посмотреть кино на большом экране, поиграть в настольные игры, устроить свидание или фотосъемку, провести переговоры.
Андрей Розов: Большие кальянные сети слишком сильно растиражировали, девальвировали, опошлили идею лаунджа. Подобные заведения обычно не самого высокого уровня. А мы стремимся к тому, чтобы создавать лаундж в самом хорошем смысле этого слова – с расслабленной атмосферой, комфортной посадкой, ни к чему не обязывающим, но при этом премиальным сервисом.
Севак Акопян: И кухню у нас ставили шеф-повара именитых ресторанов, так что по качеству блюд мы очень конкурентоспособны. Например, бренд-шеф Анатолий Тутов, который работал на разных проектах с Егором Макаровым, нынешним шефом Buro.TSUM, или бартендер Антон Герасимов, в 2020‑м перешедший к нам из бара Strelka.
Вадим Вязиков: В основе нашего успеха – многолетняя дружба, четкое распределение ролей и, как следствие, отсутствие конфликтов между собой. Мы всегда приходим к компромиссу.
Андрей Розов: Мы все свободное время проводим в своих заведениях, пользуемся услугами, которые предоставляем гостям. Важно, чтобы нам самим все тоже нравилось.
Минас Акопян: Самое главное – мы все смотрим в одну сторону. Даже если у кого-то появилась идея, которая не нравится остальным, можем ее попробовать – а вдруг сработает? Цель у всех одна: не просто заработать деньги, а сделать качественный крутой продукт. Поэтому мы притягиваем качественную аудиторию – в гостях у нас бывают и звезды, и представители крупного бизнеса.
Успех группы VAMS Family никак нельзя назвать стремительным взлетом: компания шла к нему довольно долгим и тернистым путем, который таковым и продолжает оставаться. Естественно, на достигнутом никто не собирается останавливаться, но при этом от идеи масштабирования путем продажи франшизы решили отказаться.
Минас Акопян: На наш взгляд, все, кто работает по франшизе, зарабатывают деньги, теряя в качестве. А мы так много лет создавали свой бренд не для того, чтобы сейчас рисковать репутацией. Поэтому все наши проекты открываем сами. Из совсем новых – “Дымзавод” на Красном Октябре и на набережной Адлера. Планируем дальше расти в Москве. А еще внимательно смотрим на Дубай – там нас точно ждут.