RU
×

Архив номеров

Архив номеров

Подпишитесь на новости от HELLO.RU

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2024.

Все права защищены.

Использование материалов сайта HELLO.RU разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера
Возвращение короля: 10 непохожих друг на друга ролей Вигго Мортенсена

Возвращение короля: 10 непохожих друг на друга ролей Вигго Мортенсена

1 сентября в российских кинотеатрах состоится премьера фильма "Преступления будущего" Дэвида Кроненберга, который впервые показали в Каннах этой весной. Одну из главных ролей исполнил Вигго Мортенсен – актер, ставший знаменитым после выхода трилогии "Властелин колец", но успевший с тех пор перерасти славу своего героя. О пути актера в кино на примере самых интересных его ролей рассказываем в нашем материале.

Еще больше новостей в нашем Telegram-канале, группе ВКонтакте и канале Яндекс.Дзен

______________________________

 

"Солдат Джейн" (1998)

Поначалу Мортенсен, начавший свою карьеру довольно поздно – первую эпизодическую роль в "Свидетеле" (1985) он исполнил аж в 27 лет – запомнился по нескольким ролям второго плана. Одной из самых заметных стал суровый вояка Джон Джеймс Аргейл, щеголяющий усами, выправкой, длинным званием (главный мастер чиф-петти-офицер) и коротким прозвищем "Чиф". Его герой – наставник юной Джордан О’Нил (Деми Мур), девушки, пытающейся попасть в элитный отряд разведки ВМС США. Эта парочка проходит путь от взаимного презрения до уважения друг к другу в финальной и очень трогательной сцене вручения боевых медалей.

"Властелин колец" (2001-2003)

В экранизации Питера Джексона Мортенсен исполнил уже культовую роль Арагорна, представителя древнего, но угасающего и пребывающего в безвестности рода королей. Пройдя путь от серого Странника до Короля в финале трилогии, Мортенсен вместе с тем из характерного актера, остававшегося на вторых ролях, превратился в звезду одного из самых успешных фильмов в истории. Однако поначалу продюсеры с сомнением отнеслись к его кандидатуре. 

Прежде на роль Арагорна претендовал Стюарт Таунсенд, но Джексон посчитал его слишком молодым. Мортенсен был утвержден всего за несколько дней до начала съемок и, по собственному признанию, не горел желанием браться за роль, которая, по описанию, казалась слишком положительной. К счастью, его сын Генри, которому на тот момент было 11 лет, убедил его в обратном. За что мы ему благодарны.

"Оправданная жестокость" (2005)

На съемках драмы происходит судьбоносная для Мортенсена встреча с режиссером Дэвидом Кроненбергом, у которого актер после снимется еще в трех фильмах.

Том Столл (Мортенсен) живет тихой и заурядной жизнью: воспитывает с женой (Мария Белло) двоих детей, содержит закусочную, носит клетчатые рубашки и мешковатые куртки с вельветовыми манжетами и водит старенький пикап. Однажды вечером его кафе пытаются ограбить двое приезжих. Неожиданно для всех Том дает им отпор и в ходе схватки убивает обоих. Сонный городок поначалу шокирован, но вскоре превращает Тома в героя. О нем пишут в крупных газетах и снимают репортажи, но вскоре к нему приезжает Карл Фогерти (Эд Харрис) – человек в черном, утверждающий, что Том вовсе не тот, за кого себя выдает.

"Порок на экспорт" (2007)

У Мортенсена замечательные способности к языкам – кроме испанского, знакомого ему с детства, он также говорит на датском, французском, английском, немного на арабском и… эльфийском. Для роли в криминальной драме "Порок на экспорт" Дэвида Кроненберга Мортенсену пришлось подучить немного еще и русский. По сюжету он играет Николая Лужина, подручного сына главы русской мафии в Лондоне, который ведет двойную игру и помогает врачу русского происхождения Анне (Наоми Уоттс) спасти младенца, являющегося живым доказательством изнасилования. 

В этом темном и "гомоэротическом", по словам Кроненберга, триллере режиссер в очередной раз исследует психологию насилия. Специально для роли Николая, принесшей ему первую из трех номинаций на "Оскар", Мортенсен провел инкогнито несколько месяцев в России.

"Опасный метод" (2011)

Свое весьма успешное сотрудничество Кроненберг и Мортенсен продолжили в "Опасном методе". Это историческая драма о дружбе и соперничестве двух праотцов современной психологии – Зигмунда Фрейда, разработавшего теорию психоанализа, и его младшего коллеги Карла Юнга (Майкл Фассбендер), основоположника аналитической психологии. Готовясь к роли Фрейда, Мортенсен не только перечитал некоторые его работы, но и переписку с Юнгом и отдельные письма Сабины Шпильрейн (Кира Найтли) – пациентки Юнга, ставшей впоследствии психиатром. 

По признанию актера, это не только помогло ему лучше понять контекст их диалогов, но и узнать Фрейда с новой стороны – как человека с юмором, семейного и теплого. Оттого Фрейд в его исполнении получился живым, его отношения с Юнгом – динамичными, а в фокусе их драматичных отношений оказались не отвлеченные идеи и принципы, а человеческие чувства вроде зависти.

"Вдалеке от людей" (2014)

Фильм французского режиссера Давида Эльхоффена основан на коротком и отчасти автобиографичном рассказе писателя и философа Альбера Камю "Гость" 1957 года. Главный герой истории Дару (Мортенсен), как и Камю, был одним из "пье нуар" – французом, родившимся и живущим в Алжире. Дару работает школьным преподавателем в захолустье, где учит, в основном, арабов. Однажды к нему приходит жандарм Балдуччи и поручает ему доставить в Тингуит Мохамеда, убившего своего двоюродного брата. 

Здесь кроется основное отличие рассказа от фильма – у Камю Дару в духе философии экзистенциализма отпускает Мохамеда и позволяет самому выбирать, отправиться ли в Тингуит или сбежать, избегнув тем самым наказания; у Эльхоффена это становится отправной точкой для путешествия Дару и Мохамеда через пустынные земли Алжира, на которых тлеет пламя скорой войны за независимость.

"Зеленая книга" (2018)

После успеха "Властелина колец" Мортенсен очень тщательно подходит к выбору ролей и почти не появляется в типичных голливудских историях. Поэтому "Зеленая книга" Питера Фаррелли так сильно выделяется. В этом роуд-муви Мортенсен играет вышибалу Фрэнка Валлелонгу по кличке "Тони Болтун", типичного итало-американца начала 60-х, не жалеющего бриолина для волос, тумаков для выпивох и анекдотов для друзей. Из-за закрытия ночного клуба на ремонт Фрэнк берется отвезти знаменитого афроамериканского пианиста Дона Ширли (Махершала Али), человека утонченного и не терпящего грубости, в турне по американскому Югу, в котором по-прежнему царит сегрегация и расовая нетерпимость. 

Эту понятную и линейную историю украшает игра Али и Мортенсена, сыгравшего персонажа совсем для себя необычного – непосредственного и жутко болтливого – и искренность, которую вложил Ник Валлелонга в сценарий о своем отце.

"Капитан Фантастик" (2016)

А вот фильм гораздо более характерный для Мортенсена. В кресле режиссера – Мэтт Росс, известный как актер. Бюджет – совсем небольшой, каст – замечательный (в фильме сыграли Фрэнк Ланджелла и Джордж Маккей), сценарий – концептуальный, изобретательный, ни на что не похожий и при этом рассказывающий вполне человеческую историю (по словам актера, один из лучших, что он читал в своей жизни). 

Его Бен Кэш воспитывает своих шестерых детей вдали от цивилизации – в лесах штата Вашингтон. Он сам обучает детей языкам, наукам и правилам выживания, а главное, позволяет им свободно физически и морально развиваться и оспаривать собственное мнение, при условии, что критика будет подкреплена аргументами. Идиллию нарушает смерть его жены Лесли. Всей семье приходится отправиться в большой мир, противостоять его соблазнам комфорта (вроде ванны и отопления) и столкнуться с дедушкой Джеком, обвиняющим Бена в смерти дочери.

"Страна благоденствия" (2014)

1880 год. Датский военный инженер капитан Гуннар Динесен служит в Аргентине, в которой живет со своей дочерью-подростком Инге. Одной ночью она сбегает из дома с местным офицером Корто. Наутро, обнаружив исчезновение дочери, Динесен отправляется на ее поиски, но, путешествуя по безлюдным и бесприютным бескрайним пространствам, теряется сам, попадая в иную реальность. Фильм, в каком-то смысле вернувший Мортенсена в его детство, часть которого он провел в Аргентине, завоевал приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля.

"Падение" (2020)

В 2020 году Мортенсен решился поставить фильм по собственному сценарию. Это не автобиография, но, по словам Мортенсена, родилась в результате размышлений и воспоминаний о том, как ушли из жизни его родители. Сначала они приняли форму рассказа, а затем и сценария. Главный герой фильма – престарелый Уиллис Питерсон в исполнении Лэнса Хенриксена, с которым Вигго работал над вестерном "Аппалуза" (2008). 

Ворчливый старик живет в одиночестве на ферме, и только прогрессирующая болезнь заставляет его принять приглашение взрослого уже сына Джона (Мортенсен) пожить у него. Однако, Уиллис, несмотря на заботу Джона, отказывается принять его гомосексуальность и удочеренную им внучку. 

"Падение", показанное на "Санденсе", рассказывает о тех самых последних днях и словах. В свой дебют Мортенсен пригласил Кроненберга, исполнившего небольшую роль проктолога.

"Преступления будущего" (2022)

В четвертом и последнем пока совместном фильме Кроненберг и Мортенсен рассказывают историю из недалекого будущего, в котором тела людей продолжают свою причудливую эволюцию, создавая новые органы. Мортенсен играет здесь Сола Тенсера, превратившего свое тело в искусство. 

Вместе со своей партнершей Каприс (Леа Сейду) они устраивают из операций по удалению новых органов целые перформансы. Правительства большинства стран не поддерживают идею принятия внутренних изменений и ведут их учет. Однако в новом мире далеко не все столь консервативны. Существуют целые подпольные группы, видящие в изменениях не случайную мутацию, а ответ тела на новые условия существования. Премьера состоялась в мае в Каннах на кинофестивале.

Читайте также